Близкие люди становятся частью нашего сознания

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Когда впускаем кого-то в свою жизнь, мы также буквально впускаем его в мозг - они «вплетаются» в сознание на нейронном уровне. Тем более, мы прочно ассоциируем сами себя со своими близкими. Это доказывает профессор психологии Джеймс Коан.
В своём исследовании он использовал магнитно-резонансную томографию. Судя по полученным данным, мозг разделяет представления о незнакомцах и о тех, которых мы хорошо знаем, по разным отделам.
«Друзья и родственники становятся частью нас самих», утверждает Коан. Он объясняет это тем, что нам нужны друзья и соратники, с которыми мы можем посмотреть на мир одними глазами. Чем больше времени люди проводят друг с другом, тем более похожими друг на друга они становятся.
Выяснилось, что передняя часть островковой коры, скорлупа и надкраевая извилина мозга активируются из-за угрозы себе или близкому человеку. Если же угроза была направлена в сторону незнакомца, эти области мозга почти не были задействованы.
«Связь между отношением к другу и к собственной личности была очевидна. Исследования указывают на примечательную способность мозга моделировать сознание по отношению к другим. Близкие нам люди становятся частью нас самих, и это не метафора, не лирика, это реальность. Мы буквально чувствуем угрозу, когда наш партнер находится под угрозой. И этого не происходит, когда опасность грозит какому-то незнакомцу».
«Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он», - а это слова Льва Толстого о любви Константина Левина к Кити Щербацкой. Когда мы становимся настолько близки с другим человеком, что перестаем понимать, где заканчивается наша собственная личность и где начинается чужая – это действие любви. Толстой, да и не только он, понимал это без магнитно-резонансной томографии.
А что там при этом активизируется, а у кого-то тормозится – это никак не причина возникновения духовного чувства.



Другие статьи в литературном дневнике: