В третий мир

Алишер Таксанов: литературный дневник

Как быстро меняются политические настроения и ожидания граждан можно убедится на примере Шавката Мирзияева. Ставший популярным в конце 2016 года на волне околодемократических преобразований в Узбекистане, увязшего в трясине каримовских иллюзий о великом будущем и в рамках псевдоузбекской модели развития, второй президент республики спустя два года стал терять своих сторонников. Все больше критики и недоумения вызывали его действия, которые официально представлялись как реформы и продвижение к прогрессу. Пандемия и организованный властями карантин продемонстрировали, что не стоит ожидать реальных изменений в экономической и политической жизни страны, а все, что делается, носит косметический или декорационный характер.
Я не стану углубляться в серьезный анализ ситуации в Узбекистане, но можно уже сразу сказать, основываясь на первых впечатлениях: реальной стратегии реформ у Шавката Мирзияева нет и быть не может. Человек, сформировавшийся в период упадка социализма и последующего жесткого авторитарного режима Ислама Каримова, в реальности не способен произвести изменения, ибо не представляет, что такое рыночная экономика, демократия и гражданское общество, права и свобода человека, политический плюрализм, и какими методами этого добиться. Он пытался административными инструментами преобразовать уже имеющуюся систему, не осознавая, что она мертворожденная: до него Ислам Каримов выдул беcполезную модель, которая завела Узбекистан в тупик, и отбросила нас в "третий мир". Точно также почти сорок лет назад Михаил Горбачев пытался придать социализму "человеческое лицо" через политику перестройки, и чем все это закончилось всем известно.
Хочу лишь выделить те ошибки Шавката Мирзияева, которые сразу бросились в глаза и которые усилили не только недовольство населения, но и привели к падению его рейтинга. Это особенно видно по обсуждению ситуации в социальных сетях, и потому я опираюсь на анализ именно этой информационной платформы:


1. Кадровая политика.
Шавкат Мирзияев фактически не поменял не только стоящих у власти высших лиц, но и средний уровень руководства. То есть, во всех структурах остались те же коррумпированные еще при Каримове персоны, которые продолжили и дальше грабить страну.
Проявилась поляризация оценки деятельности тех или иных персон в правительстве и на местах чиновников. Если население негативно оценивало работу хокимов области, города или района, то, в свою очередь, эти личности имели лучшую оценку как у самого Шавката Мирзияева, так и его сатрапов в парламенте и Кабинете Министров. Ставшие анекдотичными, к примеру, главы регионов Ферганской долины получали ордена, поощрения и новые должности, что вызывало недоумение у населения.
Гротескными выглядели назначения из категории молодой поросли: спонтанные решения президента дать высокие должности двум молодым людям (студентам!) в Министерстве образования и Госкомтуризме продемонстрировали отсутствие реального кадрового потенциала, на который был намерен опереться глава государства. В итоге все превратилось в фарс.
Вспомним истории с принуждением некоторых чиновников держать камни над головой, загоном фермеров в арыки, арестом сотрудниками МВД сельчан в автобусах за невыполнение планов, порносъемкой женщины в РУВД, самосожжением женщины из-за лишения жилья, захватом квартир под предлогом "притона" - это факт того, как чиновники используют свои методы для реформирования своих отраслей и сфер. А другого придумать они не способны, все корни в каримовщине, в командно-административном мышлении.
Непотизм стал основой кадрового ресурса. Сам Мирзияев назначил своих родственников, дочерей и зятьев на высокие должности в стране, показав, что чем ближе по кровной линии к нему человек, тем больше власти для него и тем устойчивее президентский пост. Ориентация на родственные связи, а не на профессионализм - вот что обозначилось в политике второго президента.


2. Огосударствление страны.
Фактически Шавкат Мирзияев создает новую платформу государственного капитализма, усиливая не только роль государственного аппарата в управлении экономикой и политико-социальной жизни, но и увеличивая и без того огромный штат власти. При втором президенте появились новые министерства, агентства и ведомства, которые, как кажется Миромоновичу, должны способствовать расцвету страны. Между тем, он не только нагружает бюджет бесполезными и малоэффективными структурами, но и создает новые барьеры для развития, особенно для либерализации экономики. По его указу было создано квазиправительственное ведомство - Министерство по делам махалли - более чудовищного и гибридного образования нигде еще не было. Это неизвестно что, которое не имеет никакой четкой линии для государства и для общества, но уже сейчас люди возмущаются, что этот орган - еще один паразит или пятое колесо в телеге.
Это еще один факт того, что у Мирзияева нет понимания, что такое рынок и как государство влияет на него. Ему кажется, что чем больше ведомств, тем легче управлять социальными и экономическими процессами.


3. Кредиты и внешний долг.
За четыре года внешний долг Узбекистана возрос с $6 млрд. до $24 млрд. (по другим данным - до $30 млрд.), и власти продолжают брать деньги у других государств и международных финансовых институтов. Это не инвестиции, как рассуждает дурачок - глава Международного пресс-клуба Кудратходжаев Шерзод (более известный как Уятмен), а именно долговые обязательства республики, которые тяжким бременем ложатся на плечи налогоплательщиков. Долги обременяют, а не стимулируют, поэтому развивающиеся страны, такие как Узбекистан, ориентируются на инвестиции, а не на кредиты. И для этого формируют самые благоприятные условия, что в итоге оборачиваются новыми рабочими местами и новыми технологиями, капитализацией экономики и урбанизацией, механизацией/автоматизацией труда и экологичным производством.
Куда ушли деньги? Этого никто не знает. Кредиты растут, а население нищает, и не видно, чтобы росло промышленное производство в Узбекистане. Половина экономики остается в "тени". Шавкат Мирзияев не поясняет, для чего такой объем денег, если страна в миграционном ожидании - потенциально сотни тысяч рабочих рук готовы в любой момент покинуть Узбекистан.


4. Застройки и сносы
Ярким проявлением реформ Шавката Мирзияева стали... застройки. Неожиданно был взят курс на строительство "сити" - фешенебельных зданий, чья коммерческая эффективность весьма сомнительна. Похоже опыт Арабских Эмиратов вдохновил нынешних стратегов. Но там есть важный ресурс - нефть, а такого объема у Узбекистана нет! Между тем, страна нуждается в таких важных объектах, как очистительные и мусороперерабатывающие заводы, школы и больницы, инфраструктура газоподачи и энергообеспечения, дороги, а вместо этого возводятся корпуса для туристов, банкиров, посреднических фирм, офисов, магазинов и центров развлечений, то есть тех структур, которые своим присутствием лишь увеличивают стоимость национального продукта. Иначе говоря, создают "пузыри" в финансовой системе.
Но территории под "сити" выделяются не пустующие, а те, которые уже застроены капитальными зданиями, и это вызывают протест населения. Именно разрушения жилья вызывают сильное социальное негодование, способное перерасти в нечто большее. Ведь дом - это последнее убежище для любого человека.
И еще один фактор - это строительство сомнительных монументальных сооружений, например, т.н. "Стелы независимости". Скорее всего, речь идет о новом проекте распила бабла, то есть элементарной коррупции. В столице Узбекистана всем этим руководит Акфамен - бизнесмен Джахонгир Артыкходжаев, ставший у руля госаппарата - вот худший пример того, когда переплетаются деньги и власть, возникает олигархия.
Самое интересное, Шавкат Мирзияев нигде не проявил своего отношения к этим процессам, словно он не имеет никакого представления о них.


5. Техногенные катастрофы
Серьезным фактором недовольства граждан и падения доверия к президенту послужила техногенная катастрофа Сардобинского водохранилища и последующее раследование, своими гипотезами вызыющее горечь и сарказм у населения. Рыбы, суслики, птицы, способные разрушить бетонную дамбу, - такое даже не придумывали фантасты. Однако, Сардоба - это комбинация безграмотного строительства и чудовищной коррупции, выражающейся в хищении огромных валютных средств. И попытка следственных органов увести главных воров от ответственности вызывает гнев и, как результат, презрения к власти. Ранее схожие аварии происходили при строительстве Ташкентского метрополитена, позже и мостов, и зданий, возведенных с нарушением технологий.


6. Сетевые Приемные президента и госорганов
Виртуальные приемные (ВП) - это, казалось бы, механизм контакта населения с властью, решения насущных проблем. В реальности они обозначили проблемы и продемонстрировали неспособность правительства их решить. А за 30 лет независимости их скопились миллионы, просто при Исламе Каримове о них умалчивались, подавлялись силой, а ныне их обозначают, чтобы поднять престиж нынешних руководителей. ВП занимаются отписками, порою телефоны для связи с чиновниками недоступны, но это не мешает открывать помпезные здания для приемных, оснащения их комфортными условиями для чиновников. ВП - это очередной бесполезный посредник, не имеющий ни ресурса влияния, ни законной инициативы, ни власти. Это просто громоотвод, в народном представлении балаган. И это вызывает волну разочарования населения, не говоря о том, что в госбюджете появилась еще одна строка затрат.


7. Эмиграция и трудовой рынок, штрафы
За четыре года в Узбекистане не создано необходимого количества рабочих мест. Уже чуть ли не официально власти ориентируют людей на внешнюю миграцию, а карантинные мероприятия, произвол хокимов или махалкомов еще больше усилили желание к выезду из страны. В 2019 году 2,1 млн. узбекистанцев играли в "грин-кард" - вот вам реальная оценка населения на все реформы Шавката Мирзияева. Карантин стал прибыльным для органов МВД, ведь на штрафах за отсутствие масок, а также разрешениях на запрещенные тонировки окон автомобилей правокаратели делают и по сей день хороший бизнес, сумма исчисляется в миллионы долларов. А это усиливает желание людей побыстрее свалить из страны.


8. Видеокабинетное управление
Селекторное управление Шавката Мирзияева - это еще один вклад в подобные методы государственного регулирования, типа "совещательной демократии" Бакиева в Кыргызстане или "управляемой демократии" Назарбаева в Казахстане. При таком управлении в практику берутся бредовые идеи развития, как имевшие место проекты разведение кур и продажа яйц, выращивание лимонов и перца. Еще одно изобретение - это хлопковый кластер, который превратился в мафиозно-производственную форму ограбления дехкан.


9. Рубка деревьев
Ухудшение экологической обстановки - это минус в политике Шавката Мирзияева. При Каримове началось уничтожение зеленых насаждений, а при Мирзияеве этот процесс поставлен на поток (хотя есть подозрение, что и при первом президенте инициатором этих деяний был никто иной как господин Мирзияев, тогдашний премьер). Распил деревьев стал катастрофой для городов и сел, и никто не способен это остановить. Госкомприроды продемонстрировал свою импотентность в борьбе с дровосеками. Парламент только принимает нежизненспособные законы. Партии как-то умалчивают эту проблему. Сам же Мирзияев ни разу не заявил о своем отношении к этому преступлению, словно это его не касается.


10. Роскошь и помпезность
Президентский дворец Мирзияева в Ташкентской области - хоть и бледная, но все же дорогостоящая копия путинского в Гелленджике - это еще один удар по престижу узбекского лидера. Оказалось, что стоящие у власти не чураются роскоши за государственный счет. До сих пор не отменен паразитический и коррумпированный закон "О гарантиях деятельности президента РУ" от 2003 года, написанного под Ислама Каримова. Этот документ не только гарантировал тирану свободу от уголовной ответственности за совершенные преступные деяния, но и обеспечил взяткой парламента главе государства - подарок в виде резиденции на десятки миллионов долларов и услугами для всей семьи Каримова.
Похоже, данный закон получил новое логическое продолжение.


Мои десять выводов - это всего лишь обзор того, что я узрел из контента социальных сетей. Возможно, процессы лежат более глубоко, требуют статистического, правового и документального изучения. Просто это то, что сразу бросается в глаза. Это то, на что население реагировало особо остро и болезненно.



Другие статьи в литературном дневнике: