Об узбеках, армянах и азербайджанцах

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я с прочитал статью Бобомурода Абдуллаева "ТАШКЕНТСКОЕ ЭХО КАРАБАХА, или Почему в Узбекистане нет армянского посольства?", что он опубликовал на Фэйсбуке, и она мне показалась, с одной стороны, интересной, а с другой - однобокой. Интересной - потому что Бобо с присущим ему мастерством дал оценку историко-политическим событиям прошлого и настоящего и вызвал отклики у читателей; однобокой - потому что трактуется все прямолинейно и однозначно, некоторые домыслы возводятся в ранг фактов, выводы тоже весьма зыбкие. Ярко выражен интерес Азербайджана, нет мнения Армении - то есть баланса, а это важно для любого журналистского материала.


Я не стану пересказывать статьи - вы сами можете ее прочитать. Меня озадачила вот эта часть материала: "В независимом Узбекистане до сих пор нет посольства Армении. Когда в Ташкенте откроется армянское посольство? Во время одного из саммитов глав государств СНГ, состоявшегося в Москве, президент Ислам Каримов следующим образом ответил на вышеназванный вопрос: «Как только Армения вернет оккупированный Нагорный Карабах Азербайджану, так мы сразу разрешим открыть в Ташкенте армянское посольство». Это был ответ не только официальному Еревану, но и официальной Москве. Ислам Каримов прекрасно знал, что оккупация азербайджанского Нагорного Карабаха в конце 80-х и начале 90-х годов произошла, благодаря поддержке советской и российской властей. Этим ответом Ислам Каримов дал понять, что Узбекистан против любой оккупации, даже если за ней стоит бывший «старший брат» или крупная держава".


В контексте вышеприведенного я хотел бы внести свое понимание тех событий, наблюдателем которых в рамках своей профессии или трудовой деятельности был. Речь идет об узбекско-азербайджанских и узбекско-армянских отношениях. В 1994-1998 гг. я работал в Министерстве иностранных дел Узбекистана и, курируя страны СНГ, оказался посвященным во многие дела, связанные с контактами на разных уровнях Ташкента с бывшими постсоветскими республиками. Хочу заверить вас, что я знал достаточно много, чтобы писать нижеследующее.
Я не стану затрагивать историческую и политическую стороны статьи Бобомурода, так как не хотел бы увязать себя в сложных дискуссиях - для меня там нет однозначного ответа. Я имею ввиду конфликт между Арменией и Азербайджаном. У каждой стороны есть свой аргументы и контраргументы, каждая считает свою позицию правильной и единственно истинной, и в этом случае лучше дистанцироваться от проблемы, поскольку, в принципе, она не узбекская.
Но вот что касается моей практической работы в дипломатической службе, то здесь я поведаю о специфике взаимоотношений Узбекистана с кавказскими странами. А она представлена не так, как в статье Абдуллаева:


1. Ислам Каримов, при том, что я его считаю подлецом и мерзавцем, ни в какой форме не проявлял себя армянофобом. Я никогда не слышал, чтобы он высказывался негативно об Армении или выражал свою ненависть к этой республике, к армянской нации. Если где-то им было что-то такое сказано, то госсоветники и работники Аппарата Президента, министры и замминистры обязательно донесли бы до нас, рядовых сотрудников МИДа, в частности, Управления стран СНГ, эту позицию, так как в дальнейшем мы должны были опираться на нее и строить все свои планы и проекты, отчеты и документы именно на этой платформе. Именно так формируется вся работа и политика внешнеполитического ведомства. Однако, уверяю вас, ничего подобного не было.
У Ташкента к Еревану было ровное и вполне спокойное отношение.
Ислам Каримов никонгда не давал историческубю оценку участия "дашнаков" в резне узбеков на территории Средней Азии. Историческое прошлое не является базой для современных дипломатических отношений. У нас есть посольство в Германии, хотя вроде бы должны ненавидеть немцев за Вторую Мировую войну; у нас дипотношения с Монголией и мы не укоряем ее за нашествие Чингиз-хана; Иран, в свою очередь, не ругает нас за походы Амира Темура. Кстати, Армения не напоминает нам о том, что Амир Темур разорил эту страну, убил тысячи армян, так с чего это вдруг сейчас разыгрывается "армянская карта"?


Я не нашел нигде веб-ссылки на утверждение, что Ташкент увязывает открытие армянского посольства с ситуацией в Нагорном Карабахе. Во время моей работы в МИДе такой властной установки не существовало. Поиск в Интернете привел на сугубо азербайджанские сайты и, чаще всего, на утверждения узбекского националиста Шухрата Барласа, ярого пантюркиста и армянофоба. Нет ясности, на каком конкретно саммите СНГ Ислам Каримов такое заявил, где в печати, особенно на российском, это опубликовано? То есть где официальный источник? Да, он мог высказать свою позицию в отношении территориальной целостности Азербайджана (и здесь Каримов, однозначно, был против оккупации или отъема территории - поэтому не признал Крым российским, самостоятельными государствами Преднистровье, Южную Осетию, Абхазию), однако вряд ли бы связывал себя по рукам и ногам этим обстоятельством в рамках развития дипломатических отношений, и он уж точно не ставил это в качестве условия Еревану для дружбы с узбеками.
Посол Армении в Казахстане исполняет обязанности посла и в Узбекистане, насколько мне известно. А вот Армения входит в консульский круг посольства Узбекистана в Москве. Так что отношения существуют.


2. Дипломатические отношения Узбекистан с Азербайджаном установил 2 октября 1993 года, а с Арменией - 27 октября того же года, протоколом в Москве. То есть подписывали документ об дипотношениях уполномоченные на то послы этих государств.
Установление дипломатических отношений означает возможность открытия дипломатической миссии одной страны в другой в качестве посольства, консульства, торгового представительства, или меньшего формата - почетного консула. Какие-либо отдельные условия Венской конвенцией 1961 года не предусматриваются. Если одно государство отказывает другому в открытии дипмиссии, то это означает разрыв дипломатических отношений. На такие шаги Ислам Каримов не решился.


3. Установление дипотношений означает, что Ташкент признает государства Армения и Азербайджан в рамках их территории. Поэтому дискуссии, что Армения - это самопровозглашенное государство или государство, которое исторически оккупировало территории Кавказа и ранее не существовало, у нас официально (за исключением независимых "экспертов") не проводятся и в такие разговоры узбекская сторона не вступает. МИД имеет в таком случае жесткие позиции. Я понимаю, что пантюркисты пытаются выжать из ситуации максимально возможное, но в данном случае они высосали инфу из пальца в части узбекско-армянских отношений.
Ислам Каримов никогда не заявлял, что армянское государство - это псевдогосударство и у армян нет права на самоопределение.


4. Пантюркизм был чужд Исламу Каримову. Его идея "Туркестан - наш общий дом" имела гуманитарный, а не политический характер, но в итоге и этот проект к концу 1990-х годов сдох. Потому что, как показала практика, этническое единство не означает политическое единство - национальные интересы ставятся всегда выше общих интересов. Фундаментальные этнические связи не мешали Ташкенту конфликтовать с Кыргызстаном, Казахстаном, Туркменистаном и Турцией. И все это помнят.
Итак, в 1993 году возникли сложности между Ташкентом и Баку, это проявилось в отказе подписывать договора и осуществлять торговые операции. Я присутствовал при беседе замминистра иностранных дел Узбекистана Шокасыма Шоисламова с начальником Департамента МИДа Азербайджана в апреле 1996 года, и тогда услышал, что причиной охлаждения контактов между странами стало оказание поддержки и помощи узбекским диссидентам, в частности, Мохаммаду Солиху, президентом Абульфазом Эльчибеем. Лишь желание Ислама Каримова пробить проект транспортных коммуникаций, минуя Россию и Турцию, вынудило его наладить дружеские связи с Азербайджаном и выйти на Грузию. Так возник проект ТРАСЕКА. Армения просто была в стороне от этой дороги. А так Каримов пошел бы и на контакт с Ереваном.
Но ничто не увязывало узбекского президента в кавказской политике с проблемой Нагорного Карабаха, он считал, что это не должно мешать ему развивать коммуникации до Европы.
Также плохие отношения практически до середины 2000-х были у Ташкента с Турцией, и именно из-за разногласий в отношении узбекских диссидентов. Снизились тогда торговые обороты, узбекских студентов отзывали из турецких вузов, закрывались СП с турецким капиталом на территории Узбекистана, турецких граждан выдворяли из нашей страны, не продлевая виз. Пантюркизм, как видно, узбекскими властями не ставился на первый план во внешней политике. Там были совсем другие интересы.


5. Исламский фактор тоже не является основой для единения государств. Ислам Каримов, даже совершив хадж в Мекку, по сути остался атеистом. Если считал нужным, то замораживал контакты с исламскими государствами, например, с Пакистаном, поскольку опасался экспансии радикальных идей. Поэтому утверждение, что ислам объединяет Азербайджан и Узбекистан является лишь выводом для религиозных деятелей, но не политиков.
Вообще не стоит уповать на религиозный фактор, как основополагающий во внешней политике. Христианские США и страны НАТО вторгались в исламские Афганистан, Ирак, Ливию, однако Каримов не запретил им открывать свои посольства в Ташкенте.


6. Если с некоторыми президентам стран СНГ у Ислама Каримова происходили разного рода и сложности конфликты (с Сапармурадом Ниязовым, Александром Лукашенко, Норсултаном Назарбаевым, Аскаром Алиевым, Эмомали Рахмновым), то между ним и армянскими президентами "черная кошка" не пробегала. Да, не было государственных визитов глав государств и правительств, но означает ли это о наличии холодного отношения? Каримов не совершал визитов ни в Африку, ни в Австралию, ни в Швейцарию, ни в Данию, ни в Канаду, ни в Чили, так это разве свидетельствует о том, что мы плохо относимся к этим странам? Просто в настоящее время нет необходимости.
В 1996 году президент Армении летел в Китай и его самолет совершал дозаправку в Ташкенте. Армянская сторона нас заблаговременно предупредила. Ислам Каримов распорядился приготовить "сладко-фруктовый стол" в аэропорту и выслал замгоссоветника и замминистра, если Левон Тер-Петросян захочет обсудить какие-то вопросы, которые позже послужат отправной точкой для развития отношений. Однако тот не вышел из самолета. Возможно, он был не готов к таким переговорам.
Однако на встречах на саммитах СНГ Ислам Каримов свободно общался со всеми президентами - и Тер-Петросяном, и с Робертом Кочеряном, и с Сержем Саргисяном.


7. Отсутствие посольства Армении в Узбекистане не означает, что существует некий запрет. Просто любое диппредставительство определяется экономической и политической целесобразностью государства. У Узбекистана и Армении очень маленькие внешние друг с другом связи - товарооборот не выходит на уровень $4 млн. в год. Нет общих стратегических интересов - ни транспортных коммуникаций, ни крупных экономических задач. Поэтому нет смысла открывать посольство или консульство. К тому же это весьма затратное дело.


В настоящее время посольства Армении расположены в 38 странах, включая такие тюркоязычные как Туркменистан и Казахстан, а также исламские государства, как Объединенные Эмираты, Ливан, Ирак, Иран, Египет, Кувейт. То есть, ни исламский, ни пантюркистский фактор не играет никакой роли для осуществления двусторонних связей Армении с этими странами и этих стран - с Арменией. Главное здесь - экономические интересы, большие торговые обороты, инвестиции. Казахстан и Туркменистан - главные энергетические поставщики Армении, наши братья-тюрки активно торгуются с армянами и проблемы Карабаха обходят стороной.


Завершая свою статью, хочу сказать, что следует осторожно относится к высказываниям, которые ведут к межнациональному или межгосударственному противостоянию. Давать исторические оценки тем или иным событиям нужно тоже без политических подтекстов.



Другие статьи в литературном дневнике: