СГБ не пахнет!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Служба Государственной Безопасности Узбекистана провела сложные и скрытые операции по ликвидации взяточничества в сфере высшего образования, регулирования ресурсов и здравоохранения. Так, гэбистами были задержанны с поличным трое сотрудников образовательных учреждений, главный инспектор отдела по контролю за использованием земель и водных ресурсов, главный консультант отдела юстиции, а также заместитель главврача.
Кого же задержали отважные рыцари плаща и кинжала в вузах при получении мзды? Методист заочного отделения Ташкентского государственного экономического университета, преподаватель Андижанского государственного университета и начальник отдела маркетинга Навоийского государственного педагогического института.
Смех начал меня разбирать, когда прочитал это сообщение. Всю эту мелочь пузатую, о чем идет речь выше, должны задерживать районные УВД, но никак не сотрудники госбезопасности, у которых другие задачи и ресурсы. Взяточничество такого уровня не угрожает национальной безопасности страны. Понятное дело, что это преступление, однако это не масштабы для СГБ. Есть более серьезные проблемы для экономического и политического развития государства.
В поле зрения гэбни должны быть такие явления, как:
- коррупция в высших эшелонах власти (парламент, судьи, кабинет министров, министерства), злоупотребление властью отдельными высокостоящими чиновниками; неправомерное и нецелевое использование бюджетных средств (Сардоба тому подтверждение);
- административный рэкет;
- проверка правительственных решений, законов и нормативных актов на потенциальный подкуп со стороны иностранных и отечественных фирм (т.н. "скупка государства");
- вывоз капитала, работа с движением активов в офшорах, контроль за крупными тендерами и госзакупками, экспортно-импортные операции;
- связь правительственных чиновников с криминальными группами (мафией, ОПГ);
- проверка "чистоты" иностранных инвестиций, чтобы не превратить Узбекистан в "стиральную машину", к примеру, для наркокартелей;
- проверка чиновников на наличие ими недвижимости, фирм, активов за рубежом, легальность их происхождения и т.д.
В Узбекистане как грибы после дождя вдруг возникли инвесторы, у которых уставной фонд составляет от 100 до 700 долларов, но проекты они продвигают на десятки миллионов долларов и узбекские чиновники особо яростно продвигают их интересы, особенно это заметно с застройками. Никакой транспарентности при этом не существует. Никто не отвечает, кто учредители, какой опыт в данной сфере, сколько лет работы, число занятых, объем дохода за предыдущие годы, технико-экономическое обоснование проекта и т.п. Вот здесь и должны работать сотрудники СГБ, а не опускаться в мелочи: организовывать операцию по поимке методиста или препода на взятке.
Это все равно что медведю ловить мух - стыдно и неэффективно.
Подобными сообщениями СГБ больше компрометирует свою деятельность, чем вызывает уважение у граждан. Возникает сомнение, что стране нужна такая структура, которая дублирует прокуратуру и милицию. Нацбезопасностью здесь и не пахнет!



Другие статьи в литературном дневнике: