Поэтапная реформа

Алишер Таксанов: литературный дневник

Одной из проблем Узбекистана является непонимание сути реформ и как их проводить. Вместо целенаправленных программ, смены ориентиров, изменение вообще всей системы, начинаются спонтанные идеи, которые спешно объявляются реформаторскими. В итоге четыре года Шавката Мирзияева можно поделить на четыре их этапа:
Вначале это были отдельные сегменты: курочно-яицеводческие и лимонно-перцовые, ответственным за которые стал вице-премьер, но чем все это закончилось всем, как не печально, известно. Рынок окорочками не завалили, цены на яйца не упали, перец у фермеров сгнил. Оценку ущерба никто не оценил.
Чтобы стать ближе к народу, открыли Виртуальные приемные, и их обстреляли жалобами, которые скопились у людей за 27 предыдущих лет. Ислам Каримов просто плевал на чаяния народа и жиль в своем мире, где великое будущее прописывалось его семье. Вся нынешняя власть просто захлебнулась. Оказалось, чиновники не способных их разрешить - нет ресурсов, воли и законов, а также желания и умения. Но помпезность процесса осуществили: построены красивые здания народных приемных, там сидит под кондиционером персонал в костюмах, обеспечен документооборот, письма-отписки... Все красиво и демократично. Внешность, показуха - это и есть реформа! Допускаю, что некоторым эти виртуалки чем-то помогли, но вряд ли всем...
Потом появился "кластер" - хлопковый, пшеничный, баклажаново-помидорный, цементный... Президент шагал по заранее установленному деревянному мостику или в кафелях дороге прямо в поле, гладил ростки ячменя или пшеницы, или тряс куст хлопка и назидательно говорил, что теперь надо работать кластерно. Народ выл от восторга, хокимы и прочие чиновники хлопали в ладоши, дехкане немного грустили... В итоге результаты продажи хлопока, как потом заявил президент, достались неизвестно кому, но не производителю.
Теперь "тетрадные" реформы: железная тетрадь, золотая, молодежная, женская... И все опять ликуют, осознавая, какие новые ориентиры очерчены вождем, вот куда надо стремится. Пресса вдохновленно расписывает улучшение жизни, Госкомстат бравурно отчитывается цифрами. МИД рассказывает, как иностранцы просятся в республику, потрясая своими кошелями. Люди с недоумением смотрят на пустые карманы и холодильник.
А тем временем долг страны возрос с 6 млрд. до 25 млрд. "зеленых" - это за четыре года реформ. "Сити" успешно возводятся на месте зеленых массивов и исторических строений. Менты делают бизнес на штрафах. Увеличивается число государственных учреждений - Министерств, агентств, корпораций, причем некоторые смешиваются в один "котел", например, махалля теперь под соответствующим Министерством, а молодежь - под агентством. В первом в руководстве бывшие мент-прокуроры-налоговики, отличившиеся коррупционным фоном и репрессиями, во втором - вылупившийся из яйца "цыпленок" из Союза молодежи и аппарата президента. Что они творят, пока никто осознать не может. При этом количество желающих свалить из страны не снизилось - "грин-карта" тому свидетельство. Их сдерживает закрытая граница от пандемии, но настроение такое чаще пробивается сквозь социальные сети.
В Узбекистане останутся только оптимисты. Наверное, это тоже неплохо. Но им придется платить внешний долг страны и копить деньги для житья в небоскребах, покупать местные автомобили, цена которых выше, чем на внешних рынках. А также заполнять "тетради" под бдительным оком автоматчиков, которые сейчас охраняют людей от ковида-19...



Другие статьи в литературном дневнике: