Мой друг Бобомурод

Алишер Таксанов: литературный дневник

Арест в Бишкеке узбекского журналиста Бобомурода Абдуллаева кыргызской службой госбезопасности по запросу Генпрокуратуры Узбекистана еще раз подтвердило то, что никаких политических реформ в Центральной Азии не существует. И Кыргызстан, и Узбекистан остаются авторитарными и недемократичными государствами. Мне вообще непонятно, почему Бобомурод решился поехать в столицу Кыргызстана из Германии, зная, что это небезопасный регион для таких правдорубов и принципиальных блогеров и журналистов как он. Учеба в американском центре? - так подобных центров полно в Европе, а сам Бобо хорошо говорит по-английски.
Несколько лет назад он мне написал: "Алишер, ни в коем случае не возвращайтесь в Узбекистан. Никаких изменений нет. Мне сотрудник гэбни, когда пытал, сказал: "Вот твой друг Таксанов поверит в Мирзияева, вернется на родину и тогда мы с ним расчитаемся". И тогда я знал, что он не только предупреждает об опасности для любого, кто уехал в другие страны от репрессивной машины, созданной еще Исламом Каримовым, но и показывает, что все реформы - просто профанация, имитация, за которыми скрывается вся та же коррумпированная система. Шавкат Мирзияев придал блеск прежнему режиму, отлакировал, а в сути - это гэбистское государство, правами человека там и не пахнет.
Бобомурод и раньше писал острые статьи, но больше прославился как Усман Хакназаров, автор разоблачительных сведений о семье Каримовых и самом тиране, его клике и чиновниках. Да, его материалы иногда были не совсем точны в фактах, так как добыть их оказалось делом сложным, и часто ему приходилось расматривать ситуацию гипотетически, домысливать, но в целом оценка политического режима была преподнесена верно и процессы представлены точно.
Бобомурод - не террорист, не организатор подпольных структур. Его оружие - это слово. Но гэбня Узбекистана пыталась приписвать ему несуществующие функции и дела, например, проект "Жатва" - об организации мятежа. Никаких доказательств этого бреда СНБ не предоставила, но вот смешно выглядело утверждение, что безработный журналист, школьный учитель, ресторатор и мелкий бизнесмен, без денег и оружия, поддержки масс способны свернуть правительство, за спиной которой почти полумиллионная армия силовиков разного калибра. Такие штампы известны от НКВД 1930-х годов, и от таких методов до сих пор не избавились.
Тогда суд частично оправдал Бобомурода. Частично - потому что надо было прикрыть тощий зад гэбни, которая сама увязла в коррупции и фальсификации, служебных преступлениях и злоупотреблениях. Но Мирзияев не провел люстрацию, не реформировал орган насилия и карательных методов. Он оставил большинство сотрудников на своих должностях, не тронул скомпромитировавшего себя Рустама Иноятова - главного палача и вора, госпреступника. И даже те, кто был осужден, по некоторым сведениям, тихо и бесшумно вышли на свободу, возможно, вернулись к прежней профессии. Потому что они востребованы режимом. Ведь народ все чаще проявляет недовольство тем, что делается как самим Шавкатом Миромоновичем, так и его окружением - хокимами, министрами, прочими чинованиками. Похоже все больше прозревают и понимают, как их здорово надурили и все мыльные пузыри лопнули. Нет реформ, а есть внешний долг в 25 млрд. долларов. Нет рабочих мест, а есть 4 млн. гастарбайтеров. Нет патриотов, а есть 2,1 млн. жителей, играющих в американский "грин-кард". Нет новых больниц и школ, а есть "сити" - помпезные и дорогостоящие сооружения, не имеющих экономической полезности для страны. Нет природы, а есть хищническое использование флоры и фауны Узбекистана. И это все видел и об этом говорил Бобомурод.
Генеральная прокуратура не пояснила, в чем обвиняется журналист, но это должен выяснить суд Бишкека, который рассматривает законность процедуры выдачи. И тут все зависит от того, насколько "качественно" сфабриковали узбекские гэбисты уголовное дело. Грамотный адвокат и экспертиза легко разобъет обвинение, но ведь это при независимом и справедливом суде. А ведь такового нет и в самом Кыргызстане - дело Азимжона Аскарова тому свидетельство.
Арест Бобомурода - это еще один мазок к общей политической системе, в которой Мирзияев выступает как "Дода-2". Ислам Каримов тоже начинал с демагогии и бессмысленных реформ, в которых выгоду получили коррупционеры, но в итоге все закончилось крахом. Похоже, его ученик Шавкат наступает на те же грабли. И этими граблями становится Бобомурод.
Предполагаю, сам Мирзияев не имеет лично ничего к Абдуллаеву, но он подрывает режим, на котором паразитируют нынешние чиновники, а это уже угроза системе, обслуживающей самого Шавката. Все тут замкнуто. В цепочке такой линии нет звеньев "свобода", "права человека", "справедливость", "честность". Там только алчность, лицемерие, ложь, воровство - все то, что уже правит в Узбекистане 30 лет.



Другие статьи в литературном дневнике: