Зачем свобода рабу. Притча

Алишер Таксанов: литературный дневник

У одного патриция было много рабов, и среди них отличался трудолюбием 70-летний мужчина. Однажды патриций позвал к себе старика и сказал:
- Раб мой, ты начал служить верой и правдой сначало моему деду, потом отцу, а теперь и мне. И я решил вознаградить тебя. Проси, чего хочешь?
Пожилой раб долго думал, а потом ответил:
- Хозяин, подари мне кандалы из золота. И чтобы в день ежемесячной обязательной порки меня хлестали шелковыми нитями.
Удивленный патриций произнес:
- Ты мог просить свободу - и я бы дал ее тебе. Почему ты попросил кандалы? И почему бить шелком?
На что старик ответил:
- Мои дед и отец были рабами, я сам раб, мои дети и внуки твои рабы. Быть рабом - это великая участь, что выпало нам. Мы целая династия рабов и гордимся этим. Поэтому золотые кандалы - это знак нашего отличия от других рабов, это признание нашего рабства перед тобой. А шелковые плетки - это символ, что я самый любимый раб своего хозяина. Зачем мне свобода, если я не могу служить своему господину! Что я буду делать, будучи свободным? Я умру от горя и тоски...


Затем патриций вызвал другого раба и спросил:
- А ты чего хочешь?
Тот не долго думая, ответил:
- Позволь мне иметь своих рабов. И тогда я возвысусь над мною подобных.


Суть притчи такова, что живущий в рабстве перестает ценить свободу, он ее боится, ведь свобода - это борьба за свое достоинство, права, личностное "я", свою точку зрения и мысли, и это требует постоянных усилий и времени. Для раба высшая ценность - быть вещью господина и иметь своих рабов, чтобы быть первым среди них.
Такие люди никогда не встанут не только на защиту других, включая родных и близких, но и за себя. Рабство превращает человека в безропотную и трусливую скотину.



Другие статьи в литературном дневнике: