Мы летим на последнем крыле

Алишер Таксанов: литературный дневник

Национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» 14 октября 2017 года внесла пояснение, почему президент Узбекистана Шавкат Мирзияев совершил свой полет в США на борту частного авиалайнера «Аэробус 340», принадлежащего российскому олигарху Алишеру Усманову:
«Правительством Республики Узбекистан было поручено Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» провести поиск и отбор нескольких вариантов самолетов для возможной аренды с целью использования в качестве официального самолета Президента Республики Узбекистан для дальних перелетов. С точки зрения комфорта, безопасности и технической готовности выбран самолет Airbus 340 M-IABU, предложенный его оператором GlobalJet. Национальная авиакомпания заключила договор аренды с владельцем воздушного судна компанией Klaret Aviation Limited на коммерческих условиях по существующим рыночным ценам».
Может, кого-то такой ответ и устроил, но мне данная информация ничего не прояснила.
Во-первых, в Узбекистане уже имеется самолет, на котором летает глава государства – это «Боинг», и именно на нем совершал свои вояжи по миру Ислам Каримов. Зачем нужно арендовать другой – никакого пояснения от НАК не последовало. Я не думаю, что «с точки зрения комфорта, безопасности и технической готовности «Боинг» уступает «Аэробусу». Более того, самолет – это не пятизвездочный отель, а машина для транспортировки важных персон в целях решения государственных задач.
Во-вторых, борт № 1 ВВС Узбекистана – это рабочий кабинет и мобильный центр управления главы государства, который является к тому же и Верховным Главнокомандующим, и обязан оперативно реагировать на внешние и внутренние угрозы. Президентский самолет оснащен необходимыми средствами для управления войсками, выдачи команд и решений государственным органам, связи с ответственными лицами. Иначе говоря, он под завязку забит секретными техническими устройствами. Можно ли такие устройства размещать на частном самолете, к тому принадлежащему иностранному гражданину? Не является ли это разглашением государственной тайны? Имеет ли самолет Алишера Усманова такие устройства и технику?
В-третьих, факт аренды самолета олигарха узбекскими властями вызывает подозрение в коррупционном соглашательстве. Дело не в оплате за аренду, а в том, что Алишер Усманов может иметь какие-то преференции в бизнесе на территории Узбекистана. Сама сделка проходила нетранспарентно, был ли конкурс? Какие еще самолеты рассматривались НАК? Ведь «Узбекистон хаво йуллари» так и не пояснила, что станет теперь с другим самолетом, каким пользовался Ислам Каримов.
Лайнеры такого формата – это не дешёвые игрушки, это сотни миллионов долларов, потраченных из государственного бюджета. Перестройка его под обычный пассажирский обойдется в копеечку, а оправдается ли это – не понятно.



Другие статьи в литературном дневнике: