Нетранспарентность Фонда туризма

Алишер Таксанов: литературный дневник

Согласно постановлению Кабинета Министров Узбекистана от 10 октября 2012 года, вводятся новые правила взимания туристского сбора, который направляется в внебюджетный Фонд развития туризма:
"Туристский сбор взимается с плательщиков туристского сбора в размере, эквивалентном 2 долл. США, за каждого гражданина иностранного государства и лица без гражданства, размещающихся на территории Республики Узбекистан, за каждый день проживания по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день оплаты. Сумма туристского сбора перечисляется на специальный накопительный счет НК «Узбектуризм».


Иначе говоря, туристский сбор - это отраслевой налог на физические лица, нерезидентов Узбекистана. Он существует с 2004 года, однако до данного постановления мало кто знал, для чего же существует Фонд, ибо НК "Узбектуризм" скрывала всю информацию. Постановление правительства раскрыло суть, однако сведения, касающаяся объемов поступления, их использования и полученных результатов до сих пор остаются под грифом "ДСП".
Теоретически можно расчитать эти показатели, исходя из того, сколько иностранцев останавливалось (ночевало) в гостиницах, кемпингах, лицензированных средствах коллективного размещения. Итак, согласно данным Государственного таможенного комитета Узбекистана, в 2013 году республику посетили 2,02 млн. иностранных граждан, из них по линии туризма - 154845 человек, то есть это лица, которые прибыли по организованному порядку (через турфирмы), они, естественно, проживали в гостиницах. Кроме того, отметили в целях визита как деловая (служебная) - 104699, как коммерческая - 27591, как посещение родственников - 1581673; нужно отметить, что уже много лет, как негласным указанием МВД запрещено иностранцев регистрировать в домах родственников, поэтому они вынуждены фиксировать свое место пребывания в отелях, оплачивая, естественно, и туристский сбор. Такое же положение и у тех, кто находился в Узбекистане с целями бизнеса и службы.
К сожалению, НК "Узбектуризм", а также Госкомстат не дают раскладку туризма в человеко-днях, поэтому трудно определить точно дискретные показатели, сколько в среднем во времени пребывали иностранные граждане на территории республики. Можно предположить, что туристы останавливались на 3-7 ночей, предприниматели - 5-6 ночей, посещение родственников - 7-12 ночей.


Тогда для
- туристов: 154845 чел. х 7 ночей х $2 = $2167330;
- по служебной линии: 104699 чел. х 6 ночей х $2 = $1256388;
- с коммерцеской целью: 27591 чел. х 6 ночей х $2 = $331092;
- посещение родственников: 1581673 чел. х 12 ночей х $2 = $37960152.
Итого, во внебюджетный Фонд могло поступить валюты на сумму в $41714962. Конечно, эти цифры приблизительные, и все же даже меньшая сумма - это мощный поток денег для развития туризма. Другое дело, что НК"Узбектуризм" ни разу не отчиталось за использование этих средств. А известно, что нетранспарентность финансов всегда ведет к коррупции.


Цифры для 2014 года:
- по линии туризма: 155957 чел. х 7 ночей х $2 = $2183398;
- по служебной линии: 108006 чел. х 6 ночей х $2 = $1296072;
- с коммерцией: 27741 чел. х 6 ночей х $2 = $332892;
- по родственным: 1475175 чел. х 12 ночей х $2 = $35404200.
Итого: $39216562 - сумма, как видите, немаленькая.
Следует также отметить, что в Узбекистан приезжали и с целью лечения, и на учебу, только, как я думаю, туристский сбор эти иностранцы не уплачивали, а платили за регистрацию в МВД (это уже отдельная тема). Таким образом, милиция тоже косвенно получила доход от сферы туризма.



Другие статьи в литературном дневнике: