Минусы кандидата Кодирова

Алишер Таксанов: литературный дневник

Итак, я быстренько просмотрел программные заявления пяти претендентов на президентский пост. Ни одно из них мне не понравилось, хотя есть несколько позиций у кандидатов, которые стоило бы поддержать.


Итак, начнем с гомодрила нацистской партии "Миллий тикланиш" Алишера Кодирова:
1. "В парламенте будет действовать система, при которой реальную политическую силу будут иметь не депутаты, а партии", - таково его заявление.


Учитывая тот факт, что не все политические партии зарегистрированы и могут участвовать в выборах, то в Олий Мажлисе будет засилье партий, часть избирателей которых вообще не поддерживает. Как баланс политических интересов выступали бы лица от самостоятельных инициативных групп, как это было в раннем постсоветском Узбекистане и норму которого почему-то отменили. Этим самым урезали демократию.
Вообще кандидаты баллотируются в президенты, в исполнительный орган, а не в парламент, законодательный. Президент не вправе регулировать деятельность другой ветви власти. Поэтому непонятны заявления Кодирова в этой части. Он что, будучи главой государства, будет управлять партиями в различных избирательных структурах? Президент лишь вправе распустить парламент, но не более того.
Хотя президент вправе оторвать партии от бюджетной кормушки, то есть перестать их финансироватьь за счет налогоплательщиков. Тогда будет видна истинная поддержка этих партий.


2. "Сферу коммунальных услуг планируется приватизировать. Сторона, оказывающая коммунальные услуги, будет реорганизована в заинтересованную обслуживающую сторону. Для частных предпринимателей создадут приоритетные возможности".


Что это означает? Почему нет подробностей? Ведь это животрепещущая проблема. Изжили себя не только советские ЖЭКи, но и ТСЖ каримовской эпохи - это просто паразиты на шее жильцов. Опыт Швейцарии показывает, что нужна лишь управляющая компания из 2-3 человек, которая за взносы граждан будет нанимать фирмы для выполнения тех или иных работ и услуг в сфере жилищно-коммунального обслуживания. И эта компания будет нести полную ответственность за свою деятельность.


3. "Предлагается до 2026 года объявить амнистию капитала, а для предпринимателей — налоговую амнистию".


Тема сложная, так как ставит честных бизнесменов в ряд тех, кто скрывал доходы от налогообложения. Амнистия породит социальную несправедливость. Легализация криминальных средств всего лишь ускорит их оборот в экономике и снова обеспечит их вывоз за рубеж как "чистых". То есть программа Кодирова - это "стиральная машина" для мафии и кланов.
Конечно, страна нуждается в своих активах, что сокрыты, однако просто амнистия - это всего лишь законное обеспечение коррупции. Теневая экономика формируется в исключительном доступе отдельных персон, семей, кланов к ресурсам государства и бесконтрольности их использования, нетранспарентности всех финансовых потоков и законодательных актов.
Говоря о льготах, Кодиров почему-то умолчал о льготах для УзДЭУавто, который 25 лет является монополистом на рынке и все его экономические операции вызывают сомнения в порядочности. Это настоящая теневая экономика. Но именно этого производителя кандидат упорно защищал.


4. "Конституцию предлагается дополнить нормами, предусматривающими административную ответственность за неуважительное отношение к национальным обычаям, традициям, ценностям узбекского народа", - предлагает А.Кодиров.


Это какой-то бред. Конституция определяет государственноем устройство и взаимоотношение власти с народом. Там нет норм наказаний - это не Уголовный кодекс. Тогда требуется пояснение, что относить к ценностям и традициям, обычиям и нормам узбекского народа, сделать список, чтобы никто не мог по-своему трактовать то или иное событие или мероприятие, как относящееся к вышесказанному. Но при этом следует помнить, что Узбекистан - многонациональное государство? А как же с традициями казахов, таджиков, татар, русских, корейцев?


5. "Планируется увеличить квоты на поступление в исламские образовательные учреждения, популяризировать курсы по изучению Корана и поощрять научные исследования в области религиоведения".


Узбекистан - светское, а не теократическое государство, власть отделена от церкви. Квоты должен устанавливать сам религиозный вуз, исходя из необходимости священнослужителей для своих учреждений. Стране, между тем, нужны врачи, механики, строители, фермеры, инженеры, ирригаторы, те, кто создают материальные ценности, увеличивают ВВП - на это должно быть внимание главы государства. Зачем на сто имамов и ишанов и два маляра для стройки?


6. "Для присуждения ученой степени обязательным условием станет перевод на узбекский язык произведений научной литературы, относящихся к сфере исследования".


Тут, похоже, Кодиров с "катушек съехал". Перевод - это работа профессиональных лингвистов и как не ему, филологу, это знать? Соискатель ученой степени должен внедрять свои предложения в практику, а не заниматься переводом чужих работ. Наоборот, переводить свои научные труды на английский, чтобы в мире могли использовать узбекские разработки.


7. "СМИ предлагается освободить от налога на добавленную стоимость. Кроме того, планируется ввести систему, при которой президент будет высказывает в СМИ персональное отношение к обращениям, набравшим 50 тысяч голосов".


Я не вижу коррелляционной связи между НДС и свободой слова. То есть, чем больше НДС, тем меньше свободы? Информация в условиях рынка - это товар, и СМИ должны уметь продавать товар, точно так же, как другие продают машины, станки, хлеб, колбасу, хлопок.


Не понятна связь СМИ и с желанием президента высказаться по заявлениям 50 тыс. человек - разве он не может это сделать через свой виртуальный портал? Или на брифингах? Неужели надо ждать 50 тыс. подписей? То есть, пока не будет такого количества заявлений, то не расскажет президент о Сардобинской техногенной катастрофе, о замороженных активах Гульнары Каримовой, о том, как обслуживали коррупцию генпрокуроры и гэбисты?


8. "Планируется создать «Клуб общения узбекистанцев, проживающих за рубежом», площадку для диалога с узбеками, проживающими в различных уголках мира, а также Фонд поддержки узбеков, проживающих за рубежом, и Фонд продвижения узбекских национальных ценностей".


Все эти клубы - это бюджетопожиратели. Какие узбекские ценности планирует Кадыров распространять в Африке или Латинской Америке? Какой диалог он намерен развивать с оппозиционерами, живущими за рубежом? Почему граждане Узбекистана должны поддерживать узбеков, живущих за рубежом, если им самим нужна поддержка?
Тоже самое с нормами выплат за знание узбекского языка. Кто будет платить - работодатель? Или государство? То есть узбек, знающий язык, будет платить через фонд зарплаты неузбеку за то, что тот знает его язык. Абсурд какой-то. Лучше расширить сеть центров изучения языка, как это делают в Швейцарии или Германии.


Короче, все эти программные пункты - бред с некоторой долей какой-то разумной логики. Например, по алиментному фонду и реформы судебной системы, выборности хокимов. Но Кодиров избежал темы коррупции, непотизма, контроля над силовыми структурами, лишения гражданства, оппозиции, клановости и олигархата. А это говорит о "сыром", незрелом его взгляде на реальные процессы в стране.



Другие статьи в литературном дневнике: