На границе ходят тучи хмуро

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент Шавкат Мирзияев информировал граждан, что с узбекско-таджикской границы убраны противопехотные мины, которые были размещены в 2000-м году для предотвращения проникновений боевиков Исламского Движения Узбекистана. Для этого потребовалось 3 часа разговора с главой Таджикистана Эмомали Рахмоновым и полтора года переговоров по деталям разминирования и обеспечения безопасности границ.
В самом Таджикистане 20 лет как внутри страны, так и на границе с Узбекистаном при подрывах противопехотных мин погибли 374 человека и 485 получили ранения. Во время работ по разминированию погибли 2 таджикистанских сапера, 20 специалистов получили травмы.
В Узбекистане известны случаи, когда подрывались военнослужащие на своих же минах, в частности, десантники, которых ветром занесло на опасные участки границы. Происходили подрывы домашнего/колхозного скота, которых выпускали на выпас, диких животных, так как мины пролегали по их естественно-природным маршрутам. О подрывах гражданских местные власти всегда умалчивали.
Узбекистан не подписал Оттавскую Конвенцию по запрещению противопехотных мин - Ислам Каримов был против этого. В армейских складах хранилось сотни тысяч советских противотанковых и противопехотных мин, доставшихся в наследство от ТуркВО. В годы Великой Отечественной войны в Узбекистане было развернуто производство снарядов и мин, на фронт отправлено свыше 3 млн. единиц боеприпасов. В послевоенное время возможность их производства сохранилось, хотя они и не производились.
В 2004 году я стал волонтером-исследователем Международной кампании по запрету противопехотных мин, участвовал в различных мероприятиях этой организации. За мою активность в этой сфере узбекские гэбисты начали травлю. И даже письмо Джоди Вильямс, лауреата Нобелевской премии мира, направленное властям Узбекистана, не остановила СНБ, и служба продолжала меня преследовать, фабрикуя уголовное дело. В итоге мне пришлось покинуть республику. Я успел подготовить всего лишь 2 исследования по практике и политике применения мин. В дальнейшем отчет по Узбекистану писали или таджикские исследователи, или из других частей СНГ. Естественно, всю картину раскрыть они не могли.
В конце 2017 года я написал письмо в Виртуальную приемную президента с предложением разминировать территории и подписать Оттавскую Конвенцию. Письмо, как выяснилось, спустили Комитет по охране государственной границы, который ответил, что вопросы подписания таких документов не входит в их компетенцию. Так я и не понял результат этого обращения. Вроде бы рассмотрели - и ноль всех моих хлопот.
Но, видимо, Шавкат сам понимал, что без разминирования границ не нормализовать отношения с соседями. И поэтому его такой шаг я приветствую. Лишь за это ему можно простить другие ошибки правления.


На границе ходят тучи хмуро,
Пограничник с миною лежит.
И осел, стоит вот так понуро,
Он от страха перед всем дрожит.


Подорвались вот вчера две птицы,
А сегодня три осла без ног.
Не пройдет корова с заграницы,
Трупы барсов прям у всех дорог.


Террористы видят и бледнеют,
Им сюда уж явно не в резон.
От испуга пукают, бледнеют,
И не лезут прямо на рожон.


Только звери этого не знают,
И ползут, летят куда хотят.
Так от взрывов быстро погибают,
Пограничник лишь бросает взгляд.


Но медальки сыплются на груди,
Лишь за факт подорванных ослов.
Но ведь гибнут тут и просто люди,
Пограничник в радости жрёт плов!



Другие статьи в литературном дневнике: