Когда ученье - тьма!

Алишер Таксанов: литературный дневник

Президент Ислам Каримов издал новое распоряжение "О создании рабочей комиссии по проведению рейтинговой оценки высших образовательных учреждений республики". Много всяких благоглупостей там написано, но меня подзадорила эта позиция в документе:
"При этом особое внимание обратить на следующие важнейшие критерии научно-педагогической деятельности вузов с установлением высоких баллов:
- уровень и качество преподавания в сравнении с зарубежными вузами, квалификационный уровень профессорско-преподавательских кадров, владение ими современными педагогическими технологиями, обеспечивающими преподавание на уровне международных требований, участие преподавателей отечественных вузов в чтении лекций в зарубежных вузах;
- уровень трудоустройства выпускников вузов по специальности и качество организации работы вузов с предприятиями, для которых готовят кадры;
- эффективность проводимых научно-изыскательских работ, прежде всего состояние экспериментально-лабораторной базы вузов, степень оснащенности их современным оборудованием, проведение научно-прикладных исследований на базе предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро".


Я читал и не знал, смеяться или плакать. Убого! Убого, потому что при наличии армии гастарбайтеров и отсутствия реальных рабочих мест как может вуз обеспечить работой своего выпускника? Какие могут быть научные разработки у институтов и университетов, если материально-техническая база на ладан дышит, и большинство оборудования с советских времен? Это в США или Европе в вузах строят космические аппараты и разрабатывают ядерные реакторы, а у нас будущие врачи, физики, химики, геологи учат на факультетах труды президента, словно это некая научная библия, позволяющая прокладывать дорогу научно-техническому прогрессу и словно по ней можно получить профессиональные знания и навыки... М-да, блажен, кто верует, а т.н. "узбекская модель" и "идеология национальной независимости" - это постулаты новой религии...
Вот скажите мне, если с практической точки зрения посмотреть на данное постановление Ислама Каримова, как можно сравнивать уровень узбекского преподавания с западным? Кто будет оценивать? На каких критериях оценивать? Кто лучше дает знания и говорит правду или пропихивает работы президента? Уровень международных требований - это свободное и творческое восприятие реальности, а не смотреть на мир в рамках догматов и постулатов, утвержденных властью!
Недавно министр Баходир Ходиев проводил аттестацию в Университете мировых языков и пытался как Инквизитор оценить позицию и знания доцента Марьям Ибрагимовой, кандидата исторических наук. Женщина - профессионал педагогики, специалист в политологии и истории, которая разработала интересные методы ведения лекционных и семинарских занятий. Она давала знания и учила людей размышлять, трезво смотреть на мир. И она пользуется, не стану скрывать, уважением среди студентов. Многие из них позже признавались, что благодаря ей попали в различные международные проекты, пробились в научный мир, стали востребованными в иностранных институтах. А тут пришел Инквизитор, этаких чиновник отрасли, самый умный и справедливый, последняя инстанция в образовании, который хочет, чтобы "Земля была центром Вселенной, и покоится она на трех слонах и ките"... Аттестация показала, прежде всего, безграмотность и политическую ангажированность всей комиссии и ретроградскую позицию министра. Но Б.Ходиева это не волнует, ибо узость мышления - это его беда, и ужас для тех, кто эту беду проецирует потом на всю системы высшего образования.
И студентов делают попугаев, которые просто повторяют глупости, не понимая их смысла. Это и есть результат проводимых реформ в этой сфере. И никакое постановление не изменит ситуацию, пока у власти находится "Святая Инквизиция". В этом случае, ученье - не свет...



Другие статьи в литературном дневнике: