Универсальный принцип демократии

Алишер Таксанов: литературный дневник

Демократия – это не плов и не шурпа, его не намажешь на хлеб маслом, а потом можно съесть. Это повар может сказать, готов суп или нет, потому что есть технология и рецепт приготовления.
Общественное состояние и государственное развитие – это все-таки иное качественное и количественное понятие и измерение человеческой жизнедеятельности. Нельзя сказать, что этот народ дорос до демократии, а этот – нет. Что является мерилом этого? А именно этим и пользуются диктаторы, которые утверждают, что нельзя отдавать власть народу, так как он не сумеет воспользоваться ею правильно, и что только они, великие личности, знают, что и как, сумеют привести сограждан в светлое, хорошее, прогрессивное, счастливое и прочее будущее. А когда народ «созреет», то можно и дать ему власть.
В том и хитрость – как определить созрел или нет народ? Ведь демократия – это не банан и не дыня. Это не суп, по которому можно сказать, что он уже готов к употреблению. То есть процесс «созревания» можно довести до состояния бесконечности.
Если бы они это делали – «ухаживали» за ростками демократии, то это еще полбеды. Потому что никакой диктатор не хочет народовластия, ибо это означает конец его деспотизма. Но ведь они, гады, тормозят, во-первых, процесс общественного самосознания, внедряя в головы, что лучше слушаться вождя, доверить ему все, а самим исполнять его указы и наставления, воспринимать на веру и без тени сомнения каждое его слово, возвеличивать и цитировать каждую его фразу. И, естественно, развешивать лозунги, публиковать фотографии, ставить памятники и так далее. Короче, за диктатурой всегда идет культ личности. Мнения иных граждан или не воспринимаются, или подавляются. Таким образом, люди превращаются в ничто, в некий тягловый скот, которому суждено только пахать и пахать и ничего не говорить в протест или ответ.
Второе, диктатор начинает воровать, причем масштабы у него большие – вся страна. Он бесцеремонно присваивает государственную собственность, подписывает законы, которые позволяют ему сохранять власть и распоряжаться ресурсами так, как ему хочется. Все награбленное складируется на иностранных банках, чтобы потом никто не имел возможности оттуда их выцарапать, если власть диктатора падет или сам он умрет и обозленный народ потребует вернуть обратно все похищенное.
Третье, диктатор превращает страну в некое бандитское формирование, то есть вокруг себя сосредотачивает тех, кто обеспечивает ему нелегальное обогащение. Он трансформирует правоохранительные органы в карательно-репрессивные и при этом они помогают ему грабить страну и наказывать недовольных. Если говорить откровенно, то МВД, органы прокуратуры и госбезопасности, налоговые и таможенные службы становятся соучастниками преступлений. Отсюда начинается цепочка коррупции, теневой экономики.
Четвертое, диктатура развращает страну морально, поскольку создает нормы двойной нравственности. На словах говорится одно, а на практике все делается совершенно иное. Хитрость, лесть, подхалимство, кляузничество, ложь становятся стандартами социальной жизни. Слова не имеют ценности, эталоном жизни становится денежный знак – им можно купить статус, уважение, состояние. И чем ближе к диктатору, тем больше возможностей нелегального обогащения, тем сильнее желание совершать все шито-крыто. И тем больше ненависти у них к тем, кто разоблачает коррупционеров.
Пятое, диктатор отбрасывает страну в прошлое. Если демократические страны успешно развивают экономику и повышают материальное благополучие граждан, то в авторитарных странах лишь кучка приближенных к «трону» обеспечены на достойном для человека уровне. Остальные прозябают в нищете, и думают, что это еще не плохо, потому что после диктатуры они опасаются еще худшего состояния. То есть население голосует за правителя, потому что запугано будущим, оно считает, что только при нем возможна какая-то стабильность. Хотя стабильность нищеты и бесправия – что в этом хорошего?
Шестое, диктатор отучает людей работать. Неважно, коммунистический диктатор, феодальный, религиозный или псевдокапиталистический, важно то, что он создает условия для неэффективного использования человеком своего потенциала. Бизнесмен не стремится в конкурентной борьбе улучшить качество своих услуг и товаров, он желает монопольно властвовать на рынке, чтобы у граждан не было иного выбора, он подкупает указы на повышение таможенных и налоговых ставок для импорта, при этом закидывает на местные рынки продукцию невысокого качества. В сфере предпринимательства выгоднее работать в «тени», в условиях коррупции, так как это обеспечивает ему более выгодное положение, чем в открытой и либеральной рыночной среде. Извращается мышление у бизнеса, что не подмажешь – не поедешь, что лучше обмануть государство, зато твое благополучие будет лучшим. Конечно, возникает недоверие к государство, так как оно по сути бандитское, мафиозное.
И мало кто верит социологическим опросам, в которых они, граждане, якобы, боготворят власти. Вот, к примеру, центр «Ижтимоий фикр» («Общественное мнение») заявил: «Проведенный опрос выявил высокую степень удовлетворенности жителей страны состоянием дел в экономике (90,3 процента респондентов), условиями, созданными для эффективного развития малого бизнеса и частного предпринимательства (87,5 процента), уровнем обеспечения прав и свобод человека (97,3 процента), личной безопасности граждан (92,8 процента), социальной защиты населения (88,7 процента), медицинского обслуживания (89,4 процента), обеспечения населения газом, теплом, топливом (почти 80 процентов) и транспортными услугами (96 процентов).
Полученные результаты свидетельствуют о достаточно оптимистичных социальных настроениях жителей Узбекистана в отношении 2011 года. Так, по сравнению с прошлым годом на 7,5 процента выросло число граждан, считающих, что социально-экономическое положение в стране укрепится и станет еще лучше. По мнению опрошенных, этому способствует обеспечение устойчиво высоких темпов роста экономики и доходов населения. Исследованием выявлено, что в стране растет благосостояние людей, подавляющее большинство граждан (80,7 процента) удовлетворены своей жизнью». http://uza.uz/ru/business/13475.
Я бы не сказал, что здесь полное вранье. К сожалению, есть люди, которые искренне верят в судьбоносную роль диктатора и результативность его политики. Недавно я общался с бывшим коллегой, журналисткой Натальей Девлисуповой. Разговор был непростой. И понял, что она – продукт этой системы, поскольку полностью «произведена» авторитаризмом. На таких вот личностях и строится коррумпированная, безжалостная, гнусная система. Девлисупова считала, что все оппоненты режима – предатели, сволочи и занимаются только тем, что обливают родину. В ее мозгу идет полное отождествление системы и страны, что Ислам Каримов и Узбекистан – это одно и тоже. Это или полная политическая инфантильность, или правовая безграмотность, или запущенная фанатичность. Абсолютно зашоренное зрение, нежелание воспринимать иную точку зрения. Получается так, что в Узбекистане должны жить только, кто следует по заветам «мудрого правителя». А кто не хочет, то тому уготованы или воспитательные учреждения – тюрьмы и колонии, или места успокоительного значения – психушки и кладбища, или эмиграция. Так что на таких вот и опираются местные социологи, расписывая прелести режима и успехи реформ.
Говорят, мол, демократию невозможно измерить. Типа, ну, есть в Узбекистане и парламент, где много фракций, есть политические партии и общественные организации, профсоюзы, молодежные движения, СМИ, Омбудсмен, но разве можно сказать, что там демократия? Нет, естественно. Это всего лишь ширма, за которым скрывается авторитаризм. И такими институтами, безусловно, демократия не измеряется. Можно сделать сорок омбудсменов и сто политических партий, однако итог может быть тот же самый – никакой демократии.
Ведь никто из этих структур никогда не ставил вопрос: господин президент, вы уже 20 лет как нарушаете Конституцию! Вы – просто узурпатор и казнокрад! Что созданная вами система создает условия для коррупции и правового беспредела. Закон обесценен как конфетный фантик, валюта воспринимается как бумага для туалетных нужд. Народ учит ваши постулаты, словно это его первейшая обязанность. Пресса полностью под цензурой, депутатов разного уровня избирает не электорат, а сама власть. Правозащитники и диссиденты в тюрьмах или в эмиграции – так где же демократия?
Не бывает восточной или западной демократии, также как и южной или северной. Не существует религиозной или атеистической демократии. Есть только исторические условия их появления и специфика государственно-общественного строительства. А стандартом и ценностью любой демократии является не власть большинства, поскольку истории известны факты, когда большинство приводило к авторитаризму, тоталитаризму – фашизму или коммунизму, - а права человека!
Это универсальный принцип демократии!
Вот именно, обеспечение и исполнение государством, властью прав и свобод человека – вот точка измерения и отсчета. Лишь там, где человеку не просто гарантированы его права, но и существует механизм их реализации, там и есть демократия. И не нужно говорить, что в Узбекистане права человека прописаны. Отнюдь, там прописаны права, как ни странно, у власти, хотя власть не имеет никаких прав – у нее только обязанности и полномочия! Посмотрите, какими возможностями располагает президент – абсолютная власть сосредотачивается в его руках. Его невозможно устранить законным способом – ибо нет такого механизма, как импичмент, недоверие со стороны парламента! Не может привлечь к уголовной ответственности действующего президента ни прокуратура, ни суд, ни отменить его распоряжения Конституционный суд.
В узбекской Конституции права прописаны так, что отсылаются на подзаконные акты, которых не существуют или в которых все права расписаны расплывчато. Например, право на собственность. А оказалось, что можно легко, без суда лишить человека его собственности – снести дом, изъять имущество и денежные вклады. Иногда и суд поступает незаконно – отнимает собственность по сфальсифицированным обвинениям. И человек ничего не может сделать, ибо так функционирует машина, которая, как ни странно, была создана или с его молчаливого согласия, или полного политического равнодушия.
Диктатора нельзя ни упросить, ни уговорить, ни пояснить ему ошибки – это все равно что шакала сделать вегетарианцем. Такова уж его гнилая и гнусная суть – жить во имя себя и только для себя. Его можно лишь побороть, а для этого нужна политическая воля, желание быть активным участником своей судьбы. Не сторониться ничего, не молчать, а выступать и бороться за свои права.
Дорогу осилит идущий. Если сидеть на месте, топтаться, то ничего не измениться. Нет героев, которые принесут свободу. Не существуют мудрых правителей, которые хотят создать идеальное государство. И партии хотят только власти, а через власть получить доступ к ресурсам. Так что же должно быть? Если серьезно, то только граждане, которые строят свое жизненное пространство на основе прав и свобод человека – вот тогда и наступает демократия! Тогда люди могут контролировать правительство и тех, кого они избирают в высшие законодательные органы.
Уважай права и свободы других – и ты получишь адекватное отношение. Государство, которое построено на этих принципах, будет поддерживать такой порядок, такой строй. А свободы от диктаторов – это от лукавого. Никогда они не дадут свободы. Потому что это антиподы – демократия и авторитаризм.
(Статья подготовлена для сайта Янги Фикр)



Другие статьи в литературном дневнике: