Лакмусовая бумага всей страны

Алишер Таксанов: литературный дневник

Вчера за чашечкой кофе и в дружеской беседе перевел соседям на немецкий язык статью «УзА» под названием «Тщательно подготовились к сезону» (http://uza.uz/ru/business/8502/). Швейцарцы внимательно послушали, переглянулись и спросили:
- Извините, Алишер, а Узбекистан расположен где-то в Сибири? Или у полярного круга?
- Да вы что?! Это же в Центральной Азии! – ответил я, пораженный таким неуместным вопросом.
- Э-э-э, наверное, у вас дикие холода? Холоднее, чем в Скандинавии? – продолжали, в свою очередь, недоумевать соседи.
- Нет, в Узбекистане вообще-то резкоконтинентальный климат. Но зимы не такие уж холодные, где-то до минус 15 доходит. А что?
- Тогда зачем принимать решения на уровне правительства о переходе на зимний период работы? У вас правительство всегда издает такие директивы? Каждый год? А почему?
Видимо, их смутила фраза «В соответствии с постановлением Президента страны от 23 июня текущего года «О мерах по обеспечению подготовки отраслей экономики к устойчивой работе в осенне-зимний период 2009-2010 годов» в Ташкентской области также осуществляется ряд мероприятий». Действительно, для людей, выросших в рыночной экономике, правительственное внимание к коммунальной службе просто непонятно. «Разве без этого вы не можете нормально жить и ваши дома, фирмы не могут функционировать?» - спрашивали меня швейцарцы, которые не понимали, что такое ЖК или ТСЖ.
Вообще-то Жилищно-эксплуатационные конторы – это монстры советской экономики, которые поглощали огромные ресурсы, а отдача от них была всегда самой низкой. Сколько анекдотов сочинено, фильмов поставлено и книг было написано о работниках ЖЭКов, сколько диссертаций защищено на темы реформирования этой системы, а воз и ныне там. Нет социализма, нет СССР, а монстры функционируют в виде Товариществ собственников жилья, которые являются просто копией предыдущих организаций. Чем разница между ЖЭКом и ТСЖ? Практически никакой.
ТСЖ мы, вроде бы, выбираем на общем собрании жильцов дома, а ЖЭК – это государственно-хозрасчетная структура, которая навязана свыше. Понятно, когда 99% жилищного фонда в частной собственности, ЖЭКи стали ненужными, ибо нет госсобственности на квартиры. Взамен получили ТСЖ и с теми же функциями и полномочиями. Люди опять беззащитны.
Но я никогда не голосовал за ТСЖ, у меня нет договора с этой организацией, и не смотря на это я обязан, как дань, платит ему, не имея ничего взамен. Если труба засорилась – я плачу наличными сантехнику, если нет горячей воды – тоже ему, и одновременно ежемесячно вношу плату в кассу ТСЖ. Крыша течет, но в ответ в ТСЖ: «У нас нет рубероида... рабочих нет... Специалистов по кровле нет... Денег нет... Вашей заявки нет». Я оставлял сотни заявок, но они куда-то исчезали, с каждым разом мне работники ТСЖ с наглыми лицами показывали журнал, где не было тех страниц с моей заявкой. Какие фокусники! Приходилось ехать на базар «Урикзор», покупать стройматериалы, нанимать на мардикер-рынке рабочих-кровельщиков и самостоятельно чинить-латать крышу.
Никогда руководство ТСЖ не интересовало, а если у меня деньги на их услуги, они требовали суммы, угрожая судом. А на наши законные требования всегда находилось тысячи причин, и оспорить их – головная боль для жильца. Если нет горячей воды, то я должен составить протокол, вызвать мастера. А для этого нужно искать этого мастера, не пойдя на свою работу, должен ждать его, тратить время и бумагу на составление протокола, а в итоге не всегда делают перерасчет. То есть я всегда должен доказывать то, что мне не оказывают услуги, в то время как у ТСЖ нет такой проблемы, там ничего не доказывают, но получают все.
Бороться с ТСЖ – это все равно что с многоголовым драконом. Махаешь мечом с одной головой, а другие в этот момент тебя пожирают сбоку и сзади.
В Швейцарии нет ТСЖ, ничего подобного вообще. Все дома имеют автономное отопление, и отпала нужда в котельных и теплотрассах, никто зимой в аварийном порядке не копает траншеи и не латает пробоину в трубе. Например, я живу в трехэтажном доме на шесть квартир. У нас есть подвал с бомбоубежищем (там находится даже агрегат по очистке воздуха, стальные противорадиационные двери), помещения со стиральной машиной и сушильным аппаратом, для велосипедов, кладовые и комната для технического обслуживания дома. Там стоят водонагревательные баки, электросчетчики. К дому подключен резервуар с топливом, где-то на 9-10 тонн. Именно это топливо используется для нагрева воды для душа или кухни и обогрева квартир.
Какая бы температура не стояла на улице, хоть минус сорок, в квартирах всегда будет +23 по Цельсия, это тепло, что мы все ходим в летней одежде, хотя за окном идет снег. Я никогда не жаловался на отсутствие тепла или горячей воды, потому что это просто невозможно. Всегда есть электричество. Никогда не течет крыша. Потому что за все это есть ответственный человек - хауз-мастер, типа механика по эксплуатации дома. Он следит, чтобы всегда был порядок: лампочки горели, двери открывались, приборы действовали, чистота была на придомовом участке, а для этого у него есть машина для стрижки газонов, поливальные устройства и многое другое. Он же следит, чтобы емкость с топливом была полной, отвечает за ее расход, составляет смету для финансовой отчетности. У меня один раз капал кран в ванной, я сообщил об этом хауз-мастеру, и тот вызвал специалиста, который поменял мне весь кран, а не один вентиль. Все это входило в смету моей арендной платы. Я ни копейки (то есть ни рапена) не дал хауз-мастеру или технику, заменившему кран.
Если потечет крыша, то хауз-мастер по договору вызовет фирму, и та отремонтирует в кратчайшие сроки. Никто не скажет: «Нет рубероида или черепицы, мастеров нет... мы сейчас заняты на другом участке, на вас времени нет». Если такое будет, то на рынке много фирм, которые предлагают такие услуги, и всегда легко найти замену. А та фирма просто разориться, если начнет делать такие оговорки.
Правительство Швейцарии вообще не суется в эти вопросы, так как рынок и законы давно отрегулировали все проблемы в жилищно-коммунальной сфере. И поэтому для соседей просто нонсенс, что наши власти занимаются этим аспектом.
- У вас нет просто рынка, вы остались в социализме, - резонно заметил один из них. – И если правительство занято такими вопросами, это означает, что у вас просто полный кризис во всей экономической системе. И чтобы не говорил ваш президент, все всплывает на поверхность при решении такой проблемы, как отсутствие тепла в доме или крыша течет... Ваше ТСЖ – это лакмусовая бумага всей страны.
И он был прав. Все реформы в Узбекистане – поверхностны. Они носили косметический и декларативный характер. Поэтому для нас нет разницы, что ЖЭК, что ТСЖ, что еще черт знает что вместо них.
Потому что вся экономика остается такой, как и 20 лет назад.



Другие статьи в литературном дневнике: