Четвертое обязательство человека

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Варшаве я слушал лекции по правам человека. Кроме меня там были те, кто стал невольным беженцем - это жители Андижана, а также священнослужитель Мухамадсолих Абутов, человек весьма интересный во всех отношениях. То, что я услушал от них, меня потрясло. Особенно история злоключений имама Абутова, как его посадили по сфабрикованным делам в 1990-х годов на 10 лет, потом как год держали в Москве в тюрьме без законных оснований. В Россию он приехал на заработки, так как на родине ему отказывали в работе из-за преследований спецслужб.
Российская сторона была в затруднительном положении: Абутова не могли выдать, так как не было никаких оснований, он даже в розыске Интерпола не находился (его поймали в Москве узбекские менты!!! и сдали в РУВД, а там просто обалдели от такого "счастья"), но и выпускать на волю не хотели - а вдруг что-то здесь не так. Вместо 2-х месяцев, которые полагались следователям МВД для разбора дела, его без всяких законных оснований держали год. За Абутова вступились правозащитники. Потом выпустили, и через 10 минут в 200 метрах от тюрьмы схватили сотрудники миграционной службы и... опять доствили в суд.
Там ему заявили, что он нарушил миграционный режим, так как... год не имел регистрации. "Как я мог зарегистрироваться, если год просидел в тюрьме, причем без законных на то оснований?" - удивился священник. Но ему пояснили, что даже в тюрьме он должен был направить документы для регистрации в Управлении миграции - вот это уж полная российская дурь и издевательство. "Но мой паспорт потеряли сами российские менты, вот справка от них", - отвечал пораженный Абутов.
Судьи были неприклонны. Он остался в поселке для мигрантов. Опять издевательства, преследования не только узбекских ментов, но и российских, допросы, унижения... К счастью, Абутову дали политическое убежище в Швеции, но Москва не выпускала из страны, не признавая шведские документы. Пограничники не выпускали из аэропорта. Это продолжалось долго, месяцами. Пришлось Мохамадсолиху нелегально переходить российско-украинскую границу (тут история напоминала песню "Человек в телогрейке"), зимой, пурга, менты с собаками устремляются в погоню. "Я думал, что я умру, так как сильно устал", - рассказывал священник. Было холодно, полутораметровый снег. Менты стояли, держа оружие, но не стреляли. Ждали, когда умрет от холода.
Его спасли жители украинской деревни, которые вытащили из сугроба и привезли в миграционную службу. Там ему выдали новые документы и он вылетел в Стокгольм.
Слушая эту историю, я поражался терпению, мужеству и бесстрашию этого человека. Столько пережить - не каждому дано выдержать с честью это. Фабрикация, издевательства ментов и уголовников, колрония и тюрьма, пытки и унижения, даже на свободе его не оставляли в покое... У любого человека могла возникнуть злоба и ненависть.
У него это тоже есть, но только к режиму диктатора Каримова.
Нам сказали на лекциях: человеку можно все, что не запрещено законом. Государству можно только то, что разрешено законом. У государства нет прав, а только полномочия. У человека перед государством четыре основных обязательства:
1. Платить налоги.
2. Защищать страну.
3. Исполнять решения суда, даже если оно несправедливо.
4. Свергнуть правительство, если оно незаконно или действует в нарвушении закона.
Абутов тяжело вздохнул и сказал: "Я выполнил три обязательства перед государством. Но последнего не сделал. Но я обещаю, что сделаю это". С ним были согласны все, кто сидел на лекциях, и я в том числе.
Во мне живет дух Че Гевары.



Другие статьи в литературном дневнике: