Тревожный звоночек

Алишер Таксанов: литературный дневник

Отказ МИДа Узбекистана в продлении аккредитации польской журналистке Агнешке Пикулицка - это тревожный сигнал всему информационному пространству республики о свертывании программы реформ по демократизации и возврату к жесткому контролю за блогосферой, Интернетом и СМИ, к тому, что имело место при диктаторе Исламе Каримове. То, что мы четыре года назад назвали "оттепелью", похоже приобретает черты "жаровни", в которой испекают до угольков трезвые проекты и идеи по развитию либерального и свободного Узбекистана. За эти годы, не смотря на официальные увещанья придерживаться Конституции, произошли нападки на блогеров и независимых журналистов, судебные процессы над ними по сфабрикованным делам, использование некоторых личностей в качестве "анти-блогеров" для подавления инакомыслия или альтернативной информации, а порой и провокаторов против оппозиции. Как противовес таким акциям работали профессиональные журналисты или гражданские активисты, озабоченные проблемами прав человека, репрессиями и злоупотреблением властью, коррупцией и теневой экономикой, гендерным неравенством и наступлением религиозного фанатизма. Они стимулировали органы к принятию новых нормативно-правовых актов, соответствующих международным стандартам, или регулированию активов государства в транспарентной форме.
Свободные СМИ - это составляющая часть демократического государства, это механизм контроля за тем, чтобы ни одна власть не противоречила законам и чтобы сами законы соответствовали принципам справедливости и гуманизма, поддерживали права и свободы человека. Это форма создания общественного мнения и выражения идей, которые должны учитываться правительством для реализации политики во всех направлениях: от экономики до духовного совершенствования. В борьбе с коррупцией масс-медиа являются значимым элементом.
Но в Узбекистане к СМИ и блогерам относились с опаской и подозрением, многие беды сваливали на них, в частности, что настраивают граждан против власти. Хотя своими бездарными и коррупционными действиями они, правители и руководители, сами настраивали жителей против себя. И этим самым приводили в коллапс как экономику, так и общественно-социальную жизнь.
Позицию МИД следует рассматривать как реальность политики действующей власти, которая так и не смогла провести серьезные реформы во всех сферах. Она так и не подняла материальный и социальный уровень жителей страны на достаточную планку, не обеспечила безопасность их проживания, качество услуг в медицине, жилищно-коммунальном хозяйстве, образовании и культуре. Да, в первое время произошли сдвиги, но они застыли, не получили дальнейшее развитие. Все опять скатилось в прошлое, причем, с более ужасающими последствиями: коррупция стала открытой и явной, репрессии более утонченными и жесткими, чиновники демонстрируют свое пренебрежение к избирателям. Невозможность нынешних лидеров изменить ситуацию толкает их на "закрытие ртов". Особенно в предвыборный сезон, когда народ должен принимать решение, кто будет представлять власть в стране.
Своими врагами власти обьявили ЛГБТ, "продукцию массовой культуры", диссидентов, независимых политиков, НПО, гражданских активистов и т.д. Созданные Шавкатом Мирзияевым квазидемократические институты в действительности обслуживают режим и создают некую ауру либерализма, но шаг МИД в отношении Агнешки - это вот реальность, которая обнажает незрелость и бесформенность всей стратегии власти. Это страх чиновников, что так легко показать их никчемность и коррупционность, а значит, лишить их доступа к обогащению за счет государства.
Одно не осознает Шавкат Миромонович: если уходит из информационнного пространства либерализные СМИ и блогеры, то их место занимают конформисты и фанатики, для которых Интернет - платформа распространения религиозных и экстремистских идей. Официозные СМИ, обходжящие злободневные проблемы, не имеют авторитета среди населения, но вот духовные "лидеры" не дремлют, они создают свою базу, которая позволит им изменить государственность в стране. А каким станет государство долго гадать не стоит. Афганистан, Саудия или Иран тому подтверждение.



Другие статьи в литературном дневнике: