Какой начальник не любит быстрой езды?

Алишер Таксанов: литературный дневник

"Значит, вы не поняли? Как видно, в некоторых случаях не помогает даже чтение газет. Ну, хорошо, выскажусь более подробно, хотя это и не в моих правилах. Первое – крестьяне приняли Антилопу за головную машину автопробега. Второе – мы не отказываемся от этого звания. Более того, мы будем обращаться ко всем учреждениям и лицам с просьбой оказать нам надлежащее содействие, намекая именно на то, что мы головная машина. Третье... Впрочем, хватит с вас и двух пунктов. Совершенно ясно, что некоторое время мы продержимся впереди автопробега, снимая пенки, сливки и тому подобную сметану с этого высококультурного начинания.
Речь великого комбинатора произвела огромное впечатление".
("Золотой теленок", Ильф и Петров)


Похоже, идеи Остапа Бендера продолжают развиваться в независимом Узбекистане. "Транспорт - это не роскошь, а средство передвижения", - таков лозунг был озвучен в романе. Только в нашей республике все наоборот...
Итак, Кабинетом Министров Узбекистана определен лимит использования служебных автомобилей для руководителей государственного аппарата - министерств, ведомств и хокимията. Так, для хокимов районов и городов эти размеры устанавливаются исходя из объёма территорий: если более 1000 кв. м. — то пробег автомобиля определен 108000 км.
Антилопы-Гну - высшему начальству!
Иначе говоря, в сутки региональные руководители должны проезжать 296 км (это 365 дней работы в году!). Скажите мне, как часто хокимы "путешествуют" по своим ареалам, встречаются с народом, изучают проблемы на местах? Как часто они покидают свои уютные кабинеты? Это возможно, чтобы они совершали такой пробег каждый день? Если максимальная скорость в городе 60 км в час, то они на дорогу должны тратить 5 часов рабочего времени и лишь три часа что-то конкретно делать. Мне кажется, автомобиль ими используется для поездки из дома на работу и обратно, или для визита к вышестоящему начальству, или развозки своих домочадцев, или на утренний плов.
Не может так интенсивно использоваться автомобиль, если это не транспорт "скорой помощи", полиции, ремонтной службы, такси.
В Швейцарии у бургомистров, министров нет служебных автомобилей, они передвигаются на личном транспорте или общественном: казна может компенсировать лишь затраты на бензин или заплатить за транспортный абонимент, который используется лишь в рамках рабочего графика.
"Жалкие, ничтожные люди, – сердито забормотал Паниковский".


Далее: Максимальная цена служебного транспорта, закреплённого за министрами, руководителями государственных комитетов, хокимами областей и Ташкента, не должна превышать 2000 базовых расчётных величин (490 млн. сумов или $46,6 тыс.), а объём двигателя — 4000 кубометров. Для их заместителей — 1500 БРВ (367 млн. сумов или $34,9 тыс.), объём двигателя — 2500 кубометров. Предельная стоимость служебного автомобиля для хокимов районов и городов установлена в 1000 БРВ (245 млн. сумов или $23,3), объём двигателя — 2000 кубометров. Для руководителей региональных отделений органов госуправления, а также заместителей хокимов районов и городов — 700 БРВ (171 млн. сумов или $16,2 тыс.).
Получается, что у министров и столичного хокима должен быть транспорт с мощностью как у внедорожника - зачем? По каким дорогам он намерен ездить? Такие двигатели пожирают 13-15 л на 100 км, а если исходить из лимитов поездки, то это 16,2 тыс. литров бензина/дизеля в год. А теперь скажите мне, какова цена 1 л топлива на автозаправках Ташкента?
"Все в Автодор! – поспешно сказал он, глядя на поравнявшегося с ним Остапа. – Наладим серийное производство советских автомашин! Железный конь идет на смену крестьянской лошадке!"


Зачем такие дорогие автомобили для руководства? Перед кем они хотят зарисоваться - перед простыми гражданами, выделиться из толпы, мол, они - "слуги народа"?
Если транспорт необходим, то у ведомств должен быть парк, который обслуживает сотрудников по мере необходимости, но не только руководство.
Помню свою работу в МИДе в середине 1990-х: нас держали в здании до 22.00 ч, мы потом сами добирались кто как может до дома, а начальство укатывало на служебных машинах, и ему было наплевать на рядовой состав. Мы тратили свои мизерные зарплаты на билеты, а хорошо оплачиваемые руководители этим не озадачивались.


Так что своим постановлением Кабмин создает особую прослойку в чиновничестве, которые поглощают государственный бюджет. Именно эти чиновники придумывают проекты огромных и дорогих стягов или монументов независимости, новых дворцов, ТЭО которых неясна. Зато большой простор для распила...
"И на длинной полоске желтоватой бязи, извлеченной из того же саквояжа, он вывел печатными буквами коричневую надпись:
Автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!"


Как правы были Ильф и Петров! Смотрели в будущее...



Другие статьи в литературном дневнике: