Борис Бобылев - написанные рецензии

Рецензия на «3. Ода орловской литературе» (Анатолий Загородний)

Хорошо,глубоко, обстоятельно и... "экзистенциально" ( в русском языке, как мне кажется, нет полного аналога сего слова). Только. как мне кажется,не вполне точно сказано:"язык улицы и толпы (поэма «Двенадцать» Блока)" Это. все-таки не язык толпы, а язык Блока, преломившего через себя эту темную речевую стихию, сделавшего и ее фактом искусства...

Борис Бобылев   24.06.2023 09:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Встреча поэта с академической наукой» (Анастасия Чернова)

Очень хорошо,Анастасия Евгеньевна. Спасибо за репортаж. точно замечено:"художественные образы Высоцкого написаны для фильмов и носят игровой характер". Это мир постмодерна, игры, симулякров... Рубцов же, наверное, - последний из классиков, для которых была характерна логосная картина мира и "смерть автора" еще не произошла...

Борис Бобылев   23.06.2023 14:18     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пичем Генри, ст. Сад красноречия 1593, отрывок» (Рф Бартон)

"Три основания тропов – _необходимость_, _воля_ и _искусство"_ Здесь - своеобразие позиции Генри Пичема старшего,который переводит риторику из сугубо технической в экзистенциальную плоскость....

Борис Бобылев   05.10.2022 11:46     Заявить о нарушении
Рецензия на «Читая Пушкина. Я вас любил?» (Марина Сапир)

Разбор виртуозен. Аппарат анализа разнообразен и изощрен. Важно, что Вы не ограничиваетесь одной лексикой, но стремитесь выявить "аккорд приемов", нацеленных на введение тех или других моментов текста в "светлое поле сознания читателя", создать эффект суггестивности.Безусловно, Вы помогаете внимательному читателю Пушкина и Вашего текста восходить по "лестнице смыслов". Единственное замечание - некоторая суховатость стиля изложения. При анализе поэтического текста нельзя свести все к логике. Образ всегда«многосмысленн и неисчерпаем в своей последней глубине»(Б.А.Ларин). Поэтому я предпочитаю следовать традиции "метаописания" (термин Ю.Степанова), в которое соединяются эмоционально-интуитивное и рационально- интеллектуальное начало. Князь Сергей Волконский в свое время писал: «Первый фазис ощущения красоты - бессознательный восторг, второй - сознательное наслаждение… Роль сознания в наслаждении состоит в отыскании причины, почему данное произведение нам нравится, и затем в усугублении испытываемого удовольствия через привлечение культурных средств, которыми снабжена наша природа». Я целиком солидаризируюсь с ним...Но, тем не менее, повторяю, анализ Ваш глубок и много дает для преодолении инерции поверхностного восприятия, приближения к более полному пониманию символики пушкинского текста.


Борис Бобылев   04.11.2021 19:55     Заявить о нарушении
Потрясающе!
Как это я вдруг оказалась литературоведом с "изощренным аппаратом анализа"?! Мне это самой совершенно непонятно.
Насчет сухости. Мой способ заитересовать - вызов. "Все, что вы думали, что знаете, неверно". Это - мой стиль. Но я думаю над вашими словами.
Спасибо за рецензию!
Я работаю над текстом "Но правды нет и выше?", который я вам обещала.

Марина Сапир   04.11.2021 20:15   Заявить о нарушении
Ну, собственно говоря, Вы продолжаете линию формалистов: Шкловский ввел понятие "остранение", суть которого - в преодолении автоматизма восприятия. Вы работаете в том же направлении. Владение общей научной методологией позволяет Вам разрабатывать и использовать аппарат анализа, обладающий значительной объясняющей силой.

Борис Бобылев   05.11.2021 11:08   Заявить о нарушении
Я вдохновляюсь Лотманом: "Структура художественного текста". Противоречия движут текст, и раскрытие противоречий движет анализ.

Марина Сапир   05.11.2021 13:52   Заявить о нарушении
Лотман - ученик формалистов, продолжатель их линии. Весь структурализм вышел оттуда. Слушал его замечательные лекции. Но Лотман - это второе или даже третье поколение. До него были Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин, Л.П.Якубинский, В.В.Виноградов (особенно ранний, 20-х годов) и др.Цветение мысли...

Борис Бобылев   05.11.2021 16:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Андрей Платонов - противостояние личности и эпохи» (Татьяна Латынская)

Статья весьма полезная. Подкупает сочувственное интеллигентное отношение к писателю, а то у нас (раньше - в прессе, а теперь,на фоне падения интереса масс к литературе - в "Нете") широко распространены унтер-пришибеевские интонации, беспардонный, лишенный даже малейших попыток понять, вдуматься в писательское слово грубый окрик (в духе заметок Сталина на полях платоновского рассказа - "Сволочь!"). Очень уместным, расширяющим "фон понимания" Платонова является изложение позиции Адамовича, тонкого критика, умеющего встать над политикой, способного сохранять эстетические координаты оценки. Для меня Платонов - еще не исчерпанная тема. Например, с "Джан" не все просто. Там - восхваление Прометея, богоборческий пафос. Но при этом пронзительное сопереживающее отношение к "малым сим",что является одной из главных заповедей Христа. Очень трогает его юношеское восклицание:"Мы идем снизу, помогите нам, верхние, — в этом мой ответ». Есть загадка Платонова-"инопланетянина"(Отрошенко «Встреча в Тамбове // Октябрь, 2001 - №12). Что же касается "Чевенгура", при всей значительности этого романа для понимания сути художественного мировидения Платонова, а также понимания коммунизма как одной из разновидностей ереси хилиазма, по художественным достоинствам его нельзя назвать лучшим русским романом ХХ века. Я бы назвал здесь "Жизнь Клима Самгина" А.М.Горького. По эпическому размаху, беспримерной изощренной технике повествования, мощной лирической экспрессии, пронизывающей его страницы, "Самгину" в нашей новейшей литературе нет равных. Философ и филолог Ю.Степанов весьма обоснованно и доказательно ставит этот роман (наряду с "Детством" Горького) в ряд с произведениями Пруста и Музиля.Горький значительно опередил время, в его романе причудливо переплетаются черты модернизма с постмодернистскими предчувствиями: игра с читателем - изумительна. Не даром он сумел по достоинству оценить Платонова. Кстати, знаете ли Вы, что Горький - прототип Мастера из знаменитого романа Булгакова?

Борис Бобылев   02.11.2021 07:48     Заявить о нарушении
О, Платонов? Огромный мир! Неисчерпаемый! Действительно кажется, что он пришел к нам откуда-то....
Да,Горький спасал Платонова, низкий поклон ему за это! И я, конечно, не знала, что он прототип Мастера!Трудно в это поверить... А где об этом можно прочесть, Борис? Спасибо за доброжелательный отклик!

Татьяна Латынская   07.11.2021 21:11   Заявить о нарушении
Насчет Мастера - мне попадалось в литературе о Горьком (его история с Андреевой, но точно не могу сказать. Попробуйте дать поиск в Интернете (там был электронный источник).

Борис Бобылев   07.11.2021 21:29   Заявить о нарушении
Первой гипотезу эту выдвинула М.О.Чудакова. Гипотеза эта обсуждается по адресу: http://bookitut.ru/Roman-Bulgakova-Master-i-Margarita-aljternativnoe-prochtenie.17.html
Очень интересна версия исследователя А. Баркова, который помимо параллели Горький - Мастер, проводит параллель Ленин -Воланд...http://koukhto.livejournal.com/352422.html Можно поискать еще... Тема это - исключительно интересна. И уровень Горького как Мастера, а не просто "пролетарского писателя", "основоположника соцреализма" (все это - советская мифология, к созданию которой, что греха таить, приложил руку и сам Горький), подтверждает его роман "Жизнь Клима Самгина", о котором Алексей Максимович так говорил в разговоре с художницей Верой Ходасевич, сестрой известного поэта:Сначала
этот роман никто не поймет, будут ругать, да уже и ругают. Лет
через пятнадцать кое-кто начнет смекать, в чем суть, через два-
дцать пять академики рассердятся, а через пятьдесят – будут гово-
рить: "Был такой писатель Максим Горький - очень много напи-
сал, и все плохо, а что и осталось от него, так это роман "Жизнь
Клима Самгина"»( Энциклопедия литературных произведений. – М.: Вагриус, 1998. С. 183).

Борис Бобылев   07.11.2021 22:14   Заявить о нарушении
О! Спасибо огромное! Какая интересная информация! Обязательно воспользуюсь! Всех благ!

Татьяна Латынская   08.11.2021 01:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Судьба солдата» (Олег Демченко 2)

Ваш материал, уважаемый Олег Леонтьевич, получил широкий резонанс в литературе о Твардовском. Я вышел на него благодаря ссылке в "Википедии", хотя, надо сказать, не сразу нашел его среди Ваших публикаций, посвященных фронтовой теме (кстати, очень интересных, как я мог определить при беглом просмотре: думаю, при появлении досуга, почитать их подробнее). Может быть, в заголовке имеет смысл обозначить связь с Твардовским? Тем более, что заголовок "Судьба солдата" совершенно неинформативен. Скажем,"Воскресший герой Твардовского"? Понимаю, заголовочный формат "Прозы.ру" не дает разбежаться, но подумать стоит. Работаю сейчас над юбилейной статьей о Твардовском,анализирую язык и поэтику стихотворения "Я убит подо Ржевом". Ваш рассказ содержит ценные детали, которые я, возможно, использую (конечно, со ссылкой на Ваш материал). Благодарю!

Борис Бобылев   14.01.2020 09:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сила мысли» (Татьяна Латынская)

Рассказано увлекательно. Главное, конечно, не терять чувство юмора :) И я бы посоветовал, все-таки, пореже экспериментировать в этом направлении. Лукавый всегда рад пойти навстречу...

Борис Бобылев   04.09.2019 13:29     Заявить о нарушении
Спасибо! Вы думаете,Борис, что это лукавый!!! Ай-ай-ай, неужели я "под колпаком"))) Но я написала то, что действительно случалось со мной, какой уж там эксперимент!
Спасибо Вам за Ваши литературоведческие статьи.Очень интересно и полезно. Я, как раз, сейчас готовлю лекцию о Платонове. Трудная тема! С уважением, Татьяна Латынская!

Татьяна Латынская   11.09.2019 19:40   Заявить о нарушении
Мы все "под колпаком" Татьяна. Вся эта так называемая "биоэнергетика" - от лукавого. Он всегда рад нас запутать. Духи эти обладают большими интеллектуальными возможностями и силой. Только защита Божия не дает им возможности нам вредить. Об этом хорошо сказано в беседах преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым. Наш "просвещенный" век отрицает их существования, а этого им только и надо. Карт бланш! Праздник для воров! Все открыто: ни решеток, ни запоров!

Борис Бобылев   12.09.2019 09:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892 гг. - сценарий» (Татьяна Латынская)

Подобные сценарии - ценный вклад в культуру и педагогику, Татьяна!

Борис Бобылев   04.09.2019 13:07     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Борис! От Вас одобрительный отклик особенно приятен!

Татьяна Латынская   11.09.2019 19:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Отче наш, иже еси?..» (Мирон Веклюк)

Какие замечательные добрые русские лица! И рассказ Ваш - замечательный, Мирон!

Борис Бобылев   31.07.2019 19:18     Заявить о нарушении
Спасибо, Борис. Как давно это было. Ушла целая эпоха..

Мирон Веклюк   31.07.2019 20:02   Заявить о нарушении
Про нас тоже замечает молодое поколение: "уходящая натура" :)

Борис Бобылев   31.07.2019 21:43   Заявить о нарушении
Это правда. Течение времени не остановить.

Мирон Веклюк   31.07.2019 21:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Не пишите мне писем... 2» (Иеромонах Донат Мисюков)

Песня, Вы правы, отец Донат, душевная. Но образ "Как последний монах наслаждаюсь забвением" мне кажется, скорее красивым "звукожестом", чем осмысленной метафорой. Эпитет"последний" двусмысленен. С одной стороны это - тот, кто остался последним, других уже нет на земле. С другой стороны - это тот, кто ниже и хуже всех."Наслажденье забвеньем" - это вообще нонсенс для монаха: "Мать и отец забудут тебя, Я тебя не забуду", говорит от имени Господа пророк Исайя. Вообще фигура эта весьма показательна и говорит о всей глубине непонимания современным человеком сути монашества, представление о котором сводится к громко звучащим красивостям.

Борис Бобылев   01.07.2019 08:55     Заявить о нарушении