Рецензия на «Читая Пушкина. Я вас любил?» (Марина Сапир)
Разбор виртуозен. Аппарат анализа разнообразен и изощрен. Важно, что Вы не ограничиваетесь одной лексикой, но стремитесь выявить "аккорд приемов", нацеленных на введение тех или других моментов текста в "светлое поле сознания читателя", создать эффект суггестивности.Безусловно, Вы помогаете внимательному читателю Пушкина и Вашего текста восходить по "лестнице смыслов". Единственное замечание - некоторая суховатость стиля изложения. При анализе поэтического текста нельзя свести все к логике. Образ всегда«многосмысленн и неисчерпаем в своей последней глубине»(Б.А.Ларин). Поэтому я предпочитаю следовать традиции "метаописания" (термин Ю.Степанова), в которое соединяются эмоционально-интуитивное и рационально- интеллектуальное начало. Князь Сергей Волконский в свое время писал: «Первый фазис ощущения красоты - бессознательный восторг, второй - сознательное наслаждение… Роль сознания в наслаждении состоит в отыскании причины, почему данное произведение нам нравится, и затем в усугублении испытываемого удовольствия через привлечение культурных средств, которыми снабжена наша природа». Я целиком солидаризируюсь с ним...Но, тем не менее, повторяю, анализ Ваш глубок и много дает для преодолении инерции поверхностного восприятия, приближения к более полному пониманию символики пушкинского текста. Борис Бобылев 04.11.2021 19:55 Заявить о нарушении
Потрясающе!
Как это я вдруг оказалась литературоведом с "изощренным аппаратом анализа"?! Мне это самой совершенно непонятно. Насчет сухости. Мой способ заитересовать - вызов. "Все, что вы думали, что знаете, неверно". Это - мой стиль. Но я думаю над вашими словами. Спасибо за рецензию! Я работаю над текстом "Но правды нет и выше?", который я вам обещала. Марина Сапир 04.11.2021 20:15 Заявить о нарушении
Ну, собственно говоря, Вы продолжаете линию формалистов: Шкловский ввел понятие "остранение", суть которого - в преодолении автоматизма восприятия. Вы работаете в том же направлении. Владение общей научной методологией позволяет Вам разрабатывать и использовать аппарат анализа, обладающий значительной объясняющей силой.
Борис Бобылев 05.11.2021 11:08 Заявить о нарушении
Я вдохновляюсь Лотманом: "Структура художественного текста". Противоречия движут текст, и раскрытие противоречий движет анализ.
Марина Сапир 05.11.2021 13:52 Заявить о нарушении
Лотман - ученик формалистов, продолжатель их линии. Весь структурализм вышел оттуда. Слушал его замечательные лекции. Но Лотман - это второе или даже третье поколение. До него были Ю.Н.Тынянов, М.М.Бахтин, Г.О.Винокур, Б.А.Ларин, Л.П.Якубинский, В.В.Виноградов (особенно ранний, 20-х годов) и др.Цветение мысли...
Борис Бобылев 05.11.2021 16:12 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |