Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Михаил Лермонтов как enfant terrible русской словесности
Александр Бурьяк.

http://www.slavic-europe.eu/index.php/articles/57-russia-articles/735-2013-12-23-enfant-terrible

Замечательное исследование, ознакомьтесь.
Хотя вся соль и смысл в самом названии - "enfant terrible", хотя автор, возможно и сам этого не понял.

Лермонтов именно - дрянной ребенок.

Том дулся в углу и растравлял свои раны. Он знал, что в душе она стоит перед ним на коленях, и это сознание доставляло ему мрачную радость. Он решил не замечать заискиваний с ее стороны и не показывать ей, что он видит ее душевные муки. Он знал, что время от времени она обращает на него горестный взгляд и что в глазах ее слезы, но не желал обращать на это никакого внимания. Он представлял себе, как он лежит больной, умирающий, а тетка наклонилась над ним и заклинает его, чтобы он оказал ей хоть слово прощения; но он поворачивается лицом к стене и умирает, не сказав этого слова. Каково-то ей будет тогда? Он представлял себе, как его приносят домой мертвым: его только что вытащили из реки, кудри его намокли, и его страдающее сердце успокоилось навеки. Как она бросится на его мертвое тело, и ее слезы польются дождем, и ее губы будут молить господа бога, чтобы он вернул ей ее мальчика, которого она никогда, никогда не станет наказывать зря! Но он по-прежнему будет лежать бледный, холодный, без признаков жизни — несчастный маленький страдалец, муки которого прекратились навек! Он так расстроил себя этими скорбными бреднями, что слезы буквально душили его, ему приходилось глотать их. Все туманилось перед ним из-за слез. Всякий раз, когда ему приходилось мигнуть, в его глазах скоплялось столько влаги, что она изобильно текла у него по лицу и капала с кончика носа. И ему было так приятно услаждать свою душу печалью, что он не мог допустить, чтобы в нее вторгались какие-нибудь житейские радости. Всякое наслаждение только раздражало его — такой святой казалась ему его скорбь.
Это Марк Твен - взрослый человек, иронизирующий над ребенком - самим собой, а недочеловеческий детеныш Лермонтов оставался обиженным ребенком до самого последнего дня (и все его творчество - точно такое же фуфло, это чисто детские обиды - хрюканье), повзрослел только перед выстрелом.

Указывают и на то, что глаза свиньи так направлены и так стеснены в своих движениях, что она не может смотреть вверх и увидеть небо, если только не опрокинется навзничь вопреки своей природе. Если же привести ее в такое положение, то она прекращает свое постоянное хрюканье и остается в покое, пораженная страхом при виде необычного для нее зрелища небесных светил.
Плутарх. Застольные беседы.

Вадим Михайлов   21.09.2019 15:18     Заявить о нарушении
Я такого начиталась в последний год.))

Галина Богословская   21.09.2019 19:07   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Галина Богословская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Михайлов
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.09.2019