Галина Богословская - полученные рецензии

Я знаю это мнение старого опера - убийство без дуэли. Я его не разделяю, но меня до некоторой степени, признаться, радует, что оно существует, и что часть людей его разделяет. А то тошнит от того, как другая часть прямо-таки возлюбила убийцу поэта изо всех сил!

Галина Богословская   11.04.2024 12:04   Заявить о нарушении
Я, пожалуй, согласна с ним, а что касается любителей убийц - это зависть.

Мария Березина   11.04.2024 13:12   Заявить о нарушении
Вот об этом я подробно пишу в другой статье, здесь же, на Прозе - "Последняя дуэль Лермонтова: как это было".

Галина Богословская   11.04.2024 16:34   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2024/02/13/1269

Вообще в наши дни люди не очень внимательны к тому, что они читают. Вот так видишь, прислали тебе рецензию, и как будто и по теме человек высказывается, а в то же время как-то невпопад.

Я в начале статьи пишу о том, что она является приложением к другой большей статье, и даже в заголовке статьи пишу, что это "приложение"... и как будто не читали. Я пишу мини-статью в придачу к другой, основной, затрагивая здесь отдельные побочные вопросы, опровергая некоторые клеветнические домыслы. А люди читают, и, может, думают, что здесь наоборот утверждаются какие-нибудь клеветнические домыслы. Смотря с каким вниманием читают, конечно.))

Я вот сейчас поняла, что мне в самом начале этой статьи нужно дать ссылку на другую, которая является основной. Уже дала.

Галина Богословская   11.04.2024 16:50   Заявить о нарушении
И, нет, я не считаю это ничтожным поводом, чтобы понять, что и как я считаю, вам пришлось бы на этой странице еще другие статьи почитать или, по крайней мере, одну - "Последняя дуэль Лермонтова: как это было".

Галина Богословская   11.04.2024 16:51   Заявить о нарушении
вот с чем я всецело согласна http://goo.su/rPbI
Кстати - Розанов единственный человек, который не завидовал, в т.ч.Лермонтову

Мария Березина   11.04.2024 19:55   Заявить о нарушении
А... с Розановым-то вы согласны? А я тоже с ним очень сильно согласна, от его статей о Лермонтове у меня наворачивались слезы.

Цитаты из Розанова я привожу, по крайней мере, дважды в другой своей статье - "Последняя дуэль Лермонтова: как это было". Через Розанова выношу в итоге этой статьи некий моральный вердикт.

http://proza.ru/2024/02/13/1269

Перцов и Розанов находили, что Мартынов отнесся к этой дуэли в дружеском кружке излишне по-военному (радикальное отличие от мнения некоторых современных лермонтоведов, которые, очевидно, ставят «серьезное» отношение к дуэли в заслугу Николаю Мартынову!) (Примечание 6).

Петр Перцов высказался резко: «Для меня отвратителен этот самодовольный, напыщенный собою и ограниченный офицерик, этот настоящий “медный лоб”, который не умея ответить остроумно на шутку приятеля, тащит его к барьеру и здесь... “палит” в него с очевидным прицелом, с очевидным желанием “всадить пулю”. Ведь никто не мешал ему в з я т ь н а в е р ш о к в с т о р о н у».

Более дипломатичен был Василий Розанов: «Есть что-то темное и действительно тягостное для памяти всех окружающих людей в этой дуэли... Пусть смерть Лермонтова была нечаянностью для стрелявшего: все же остается бесспорным, что Мартынов, если бы не хотел убить поэта, мог п р е д н а м е р е н н о н а с т о л ь к о в з я т ь в с т о р о н у, чтобы не задеть противника».

И последнее:

В одном трудно не согласиться с Розановым: «Это участь гения, прежде всего для него самого тягостная — быть несколько неуравновешенным... Поэт есть роза и несет около себя неизбежные шипы; мы настаиваем, что острейшие из этих шипов вонзены в собственное его существо... Его краткая жизнь, зримо огорчающая и часто незримо горькая, есть все-таки редкое и трудно созидающееся в истории миро, которое окружающая современность не должна расплескать до времени».

Галина Богословская   11.04.2024 20:09   Заявить о нарушении
Вот и здесь я Розанова поминаю:

http://proza.ru/2024/03/05/1527

И вот здесь:

http://proza.ru/2019/07/10/1684

И в одной специальной статье суммирую все его мнения о поэте:

http://proza.ru/2019/10/20/1436

Галина Богословская   11.04.2024 20:17   Заявить о нарушении
Н-да... Вот, нате вам, некоторые рецензии поисчезали, совсем недавние... Что такое?

Галина Богословская   13.04.2024 18:07   Заявить о нарушении
не знаю. Какие?

Мария Березина   13.04.2024 21:01   Заявить о нарушении
Нет, не ваши. Да, я думаю, человек сам их стер. Ладно...

Но и глюки за системой я тоже замечаю, стирает она какие-то рецензии, про "теряет" их. И рецензий жалко, а еще думаешь, вдруг человек подумает, это я сделала, и ему это будет неприятно. А я ни разу ничьей рецензии не стирала.

Галина Богословская   13.04.2024 21:28   Заявить о нарушении
Опечатка: просто теряет.

Галина Богословская   13.04.2024 21:29   Заявить о нарушении
Насколько мне известно - чужую рецензию стереть нельзя.

Мария Березина   13.04.2024 21:47   Заявить о нарушении
О!.. Хорошо, буду знать теперь.

Галина Богословская   13.04.2024 23:05   Заявить о нарушении
Для тех, кто может это прочесть и удивиться (кто здесь кому отвечает?), объясню, что здесь беседовал со мной один человек, пожелавший стереть все свои комментарии. А я просто не стираю свои, которые служили ответом на его.

Этот обидчивый, под стать некоторым (:)), товарищ, и так, стирая свои комменты, унес с собой достаточное количество и моего текста. А мне, между прочим, хотелось бы иметь его здесь - вдруг кто прочтет?

Так что уж по своей воле я свой текст стирать не буду, просто разъясняю недоумения, которые могут возникнуть.

Галина Богословская   20.04.2024 00:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Захар Прилепин об Александре Пушкине» (Галина Богословская)

То, что Прилепин - "фактически современный классик нашей литературы", будем считать шуткой? Прочитала только один его роман: перо, конечно, бойкое, но большое количество нестыковок в содержании и небрежность в плане речевом неприятно удивили. Больше к Прилепину возвращаться не планирую.

С пожеланием успехов.

Вера Вестникова   11.03.2024 11:15     Заявить о нарушении
С удовольствием будем считать это шуткой. Я у Прилепина не читала вообще ничего и не собираюсь.

Но, когда нашла его произведения в списке С школьной программы по литературе, начала думать, что кто-то-таки возвел его в современные классики((.

Галина Богословская   11.03.2024 13:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Захар Прилепин об Александре Пушкине» (Галина Богословская)

Да и на последнюю дуэль не он вызвал, а его вызвали. Хотя он на это и "напросился". Но Дантеса все же не убил - и слава Богу!

Елена Шувалова   10.03.2024 17:14     Заявить о нарушении
Из фильма "Последняя дорога":

"- Но ведь и Пушкин мог убить.
- Мог, да не убил, потому что гений и злодейство - вещи несовместимые".

Галина Богословская   10.03.2024 17:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Захар Прилепин об Александре Пушкине» (Галина Богословская)

Вы абсолютно правы, но проблема в том, что больших претензий к Прилепину вы предъявить не можете, поскольку он не исследователь, а лишь писатель, которого во времена Пушкина назвали бы "сочинителем". Да и сама его статья не является научной. Гораздо хуже, когда подобное невежество показывают профессиональные пушкинисты типа Лотмана, Аринштейна и даже историка Натана Эйдельмана, который вообразил, что может писать обо всём, а не только о Пушкине. Но Пушкин совершенно уникальная личность, требующая много сил и времени для понимания. Да и пушкинское обвинение учёных-биографов в том, что они "ленивы и нелюбопытны (в ПА, когда пишет о Грибоедове), никто не отменял.
Ну, а щёлкать по носу невежд - дело благородное. Вы молодец!

Сергей Ефимович Шубин   09.03.2024 16:00     Заявить о нарушении
"Большая претензия к Прилепину" заключается в том, что, если он чего-то не знает, пусть лучше помолчит, чем дезинформировать. Все просто.))

Галина Богословская   09.03.2024 17:05   Заявить о нарушении
"Всё просто"?! Вероятно, вы забыли поговорку о том, что "Простота хуже воровства". Да и как вы заставите современного писателя "молчать", ежели тот сразу же заявит вам словами Льва Толстого "Не могу молчать!", а потом ещё и напомнит про т.н. "свободу слова"? Например, у нас в Ростове журналиста Рябцева исключили из союза писателей за то, что он в своей книжонке охаял Пушкина, "показал его без штанов" и т.д. И что?! А ничего, т.к. тот подал в суд, который восстановил его. И тогда Рябцев написал ещё более мерзкую книжонку про "блудниц" Пушкина, но, правда, подстраховался указанием на то, что это "художественно-биографическое" исследование. Так же и Прилепин может обвинить вас в том, что вы не поняли, что его статья не научная, а лишь некое "художественное произведение", в котором авторский вымысел допустим. Так что не всё так просто, как вы думаете.

Сергей Ефимович Шубин   10.03.2024 12:07   Заявить о нарушении
Мне одного жаль: цензура-то в нашей стране давно уже есть, да только вот распространяется лишь на некоторые вещи - мы понимаем, какие... А хаять классиков по-прежнему можно бесцензурно! И ничего с этим не получается поделать.

Галина Богословская   10.03.2024 16:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вспоминая 200-летие со дня рождения Лермонтова» (Галина Богословская)

Хорошо помню передачи Ираклия Андроникова о Лермонтове по телевизору. С каким трепетом он рассказывал о поэте, с какой радостью о каждой находке. Затаив дыхание ловили мы каждое слово литературоведа. Мне дико читать ваши статьи об отношении к поэту сейчас. Это шипит пена ненавидящая народ России. Лермонтов гениален, если до сих пор его хотят унизить и оболгать поклонники Запада, временщики.
Благодарю Вас за рассказы о поэте, очищение имени Лермонтова от скверны.
Написано эмоционально, читать интересно.

С уважением,

Татьяна Аш   26.02.2024 17:29     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо! Вы - счастливый человек, если не читали и не смотрели всего того, что я, не знаете этого всего...

Галина Богословская   26.02.2024 19:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вспоминая 200-летие со дня рождения Лермонтова» (Галина Богословская)

Добрый день! Мне понравились ваши статьи о Лермонтове, эмоциональные и серьезные. Мне хочется написать несколько своих соображений. Лермонтов М.Ю. служил в гвардии, надо отметить, что во все времена в России служащие в армии не выбирали себе место службы и в любой момент могли отправиться по приказу служить, где пошлют.
Да, гвардейцы служившие в столице за различные нарушения отправлялись царем на Кавказ, так , кавалергард Жерве был отправлен за ухаживания за ветреной Зинаидой, барон Строганов - за ухаживания за женой Валуева, князь Трубецкой за пускание гроба по Неве во время гулянья и т.д. Государь отправлял нарушителей на Кавказ для охлаждения буйной головы. И Лермонтова царь отправил на Кавказ, не в Сибирь же.
Мартынова оправдать крайне трудно, хотя в доведении отношений до дуэли постарались оба противника в равной мере. Вполне естественно, что вся тяжесть ответственности за дуэль ложится на выжившего, иначе никак.
Лермонтов навсегда

Надежда Секретарева   25.02.2024 14:01     Заявить о нарушении
Николай I фактически превратил вторую ссылку Лермонтова в третью, когда ему приказали весной 1841 года "в 48 часов выехать из Петербурга". Лермонтов был не просто офицер, но уже признанный поэт, повоевать он успел. Конечно, от царя все ждали, что он наконец "простит" поэта (бог знает за что!), и Лермонтов сможет получить отставку, о которой мечтал в это последнее время жизни. Не дождались. Лермонтову казалось, что судьба его - погибнуть на этой войне, с которой не выпускают, или сгинуть в ссылках как декабристы (хоть и не в Сибири).

Николай I своего добился, ненавистный ему поэт посреди не кончавшихся ссылок нашел безвременный конец.

Галина Богословская   25.02.2024 14:13   Заявить о нарушении
Я не думаю, что Николай Павлович ненавидел Лермонтова, он сам читал Героя нашего времени, во дворце читали Демона, то есть с творчеством поэта были знакомы. Поэт был сослан на Кавказ за дуэль с Барантом и , кстати, не солдатом, а без понижения в чине

Надежда Секретарева   25.02.2024 14:22   Заявить о нарушении
Да, и для Николая Павловича Лермонтов был прежде всего офицер его армии, а уже потом поэт

Надежда Секретарева   25.02.2024 14:26   Заявить о нарушении
А для страны Лермонтов был прежде всего поэт. А Николай I со страной своей не считался. Такая вот банальность.

Галина Богословская   25.02.2024 14:34   Заявить о нарушении
Тютчев о Николае I хорошо сказал:

"Не Богу ты служил и не России,
А только суете своей.
И все дела твои -
И добрые, и злые,
Все прах, все призраки пустые.
Ты был не царь, а лицедей".

Галина Богословская   25.02.2024 14:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова как это было» (Галина Богословская)

Здравствуйте, Галина! В принципе из Вашего эссе я не узнал для себя ничего такого, что могло бы меня как-то удивить, поскольку, если не досконально, то достаточно хорошо изучил биографию нашего гения. Но всякое даже не значительное упоминание о Лермонтове меня приводит в трепет. Я можно сказать вырос с ним: сначала со сказками, стихами, затем с романами.
По форме и по содержанию этот молодой автор поднялся до вершин Гёте.
http://stihi.ru/2011/10/22/8089
Единственно что может послужить, не оправданием нет, смягчением приговора Мартынову, то что Мишель беспощадно острил, а в компании это выглядело как издевательство над приятелем, да ещё и старшим по званию.
- "Горец с большим кинжалом".
На что "горец": Мишель, только не при дамах!
Мишелю бы во время остановиться, но...

Вадим Росин   13.02.2024 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв, я вас помню, ваши стихи о Лермонтове.

Если же рассказывать, что побудило меня писать статью/статьи, здесь можно будет очень долго рассказывать.

Я не случайно назвала статью именно так. Статью с таким названием выпустил в 2012 году лермонтовед Захаров, и восприниматься она может если только как плевок всем, кто любит Лермонтова. Захаров доказывает, будто Лермонтова никто на момент гибели не считал большим поэтом (что очевидная ложь), вываливает на читателя ворох не откомментированных цитат, в которых раздувается до космических масштабов идея, как Лермонтов будто бы оскорбил Мартынова, назвав его с барьера дураком - одна идея на десятке страниц! К этому всему еще "зачин" на церковнославянском - запамятовал человек, что живет в 21 веке в светском государстве.

Хотя, что я говорю? Написали и гораздо худших плевков - господа Очман, Хачиков... Сам фокус писанины - абсолютно противоестественный, Николай Мартынов - просто души их кумир (особенно господина Очмана). О Лермонтове в таком брезгливом и фамильярном тоне...

С болью вспоминая эту писанину, я специально подчеркивала в статье некоторые вроде бы второстепенные вещи - что он лидер в компании, что его насмешки имеют под собой некоторую почву и, по крайней мере, изначально даже положительный посыл ("встряхнуть" товарища), что вместе со своими друзьями он принадлежит к категории "светских, блестящих, остроумных".

Правда, если вы на ваше счастье не читали тех невыносимых вещей, что читала я, вы даже и не до конца поймете, к чему я это все.

"Мишелю бы во время остановиться, но..."

Да бывает так, "завелся". С кем-то можно было бы и "снять" этот "завод" пустой дуэлью, но не с Мартыновым, это - да.

Галина Богословская   13.02.2024 23:18   Заявить о нарушении
А сказка у него одна. "Ашик-Кериб". Мне она очень нравится.

Галина Богословская   13.02.2024 23:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге Лермонтов. Мистический гений В. Бондаренко» (Галина Богословская)

Галина, я вам уже писала в рецензии на другую вашу статью о Лермонтове.
Но ещё раз повторю свою точку зрения. Современные так называемые лермонтоведы нового ничего сказать не могут, а известности так хочется. Вот и начинают обелять мелкого негодяя Мартынова и поливать грязью гения. Сразу и слава, а то бы кто о них знал. Желание популярности возраста не имеет, хоть в старости да прославиться.
Ну ещё сыграла роль их нелюбовь ко всему русскому.

Я придерживаюсь точки зрения бывшего следователя, а ныне автора прозы Карпенко. Он проанализировал почти все доступные материалы следствия той дуэли и считает, что было элементарное убийство, никакой дуэли не было.

Замечательная статья, а то молодежи совсем задурили головы.

Галина Санорова   05.02.2024 19:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина.

Чем только не задурили людям голову... Современные люди, похоже, не зная ничего о Лермонтове, о его окружении, весь характер поэта представляют только по рассказам об этой дуэли и его "злых насмешках". А Бондаренко правдиво пишет о том, что характер был контрастный: и внутреннее одиночество - и потребность в людях (женщины, друзья), и "один меж небом и землей" (это у другого автора, Валерия Михайлова) - и буквально толпа друзей-приятелей. И один среди них был лишний, к сожалению.((

Воспоминания Соллогуба о поэте замечательные: как они его провожали из Петербурга - он, Ростопчина, в последний раз. В СССР Соллогуба зачисляли в светские недоброжелатели Лермонтова - кажется, ошибочно. Они вместе издавать журнал хотели.

А тем летом в Пятигорске Лермонтов был окружен людьми, был лидером в компании, был инициатором в устроительстве бала в гроте Дианы. И Лев Пушкин - брат покойного Александра Сергеевича - был "его лучший приятель", Долгорукий, Назимов примыкали к их компании.

Я не стала бы просто так повторять за Бондаренко (или Николаем Ереминым, театральным режиссером, который говорил похожие вещи), я сама к этому пришла за время чтений.

Господин Очман, умерший пару лет назад, издал в начале нулевых толстенную книгу "Лермонтовское притяжение". Название абсолютно лицемерное (судя по содержанию, она должна была называться "мартыновское притяжение"). И ведь какие подлые приемы были использованы - ничего "желтого", ничего такого, за что бы тотчас могли справедливо возмутиться коллеги. Но при этом такой подбор материала и такой тон, что за полтысячи страниц не сказано ничего - ничего, что бы способно было привлечь неофита к творчеству и личности поэта. Даже творчество его Очман старался какими-то хитрыми способами принизить...

Вот сейчас этот господин там... хочется верить, что он узнал: "Есть Божий суд, наперстники разврата!.."

Галина Богословская   05.02.2024 20:30   Заявить о нарушении