Рецензии на произведение «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах»

Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Прочитал с неослабевающим вниманием! Спасибо за неравнодушие к причинам трагической гибели поэта. Много этих причин перечисляли различные авторы, и по этому критерию можно даже отбор среди них вести по искренности уважительного отношения к великому русскому поэту. Я много раз был в лермонтовских местах на Кавказе, и тоже составил (опубликовал) своё представление о причинах его трагической кончины с учётом подробностей того рокового дня, собранных местным писателем: В.А. Хачиков, "Лермонтов. Роковое лето 1841 года", Пятигорск, 2013

Я склоняюсь к версии "преднамеренного убийства", как и Вы в ответах рецензентам, и попытался это доказать набором достаточно достоверно установленных фактов, увязываемых в логические последовательности событий вокруг Лермонтова, в том числе, что очень важно для понимания причин(!), после его смерти. Конечно, убийство, задуманное и замаскированное под дуэль, это акт отнюдь не на уровне приятелей-секундантов и Н. Мартынова. Но неопределённость в таких литературных "расследованиях" остаётся всегда, ведь у всех авторов различное мировоззрение и взгляды на жизнь.

Здесь, на Прозе.ру - http://proza.ru/2015/06/27/7 - М. Ю. Лермонтов. Нелепая гибель
Печатное издание - Публикация в издании Российского Союза Писателей "РСП. Проза 2017", книга 2, стр. 118-145, под названием "М. Ю. Лермонтов. Нелепая гибель"

С уважением,

Александр Белислав   28.11.2023 11:43     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш отзыв.

Вопрос о заговоре, "дуэль или убийство" меня даже уже, если честно, мало волнует. Меня у современных лермонтоведов и во мнении части обычных людей (довелось почитать на Яндекс дзене и в других местах в интернете) взбесили две вещи.

Первое: сама ужасная интонация в разговоре о поэте, когда остроты над товарищем ставятся Лермонтову в какую-то тяжкую вину, и попутное раздувание фигуры Мартынова в максимально выигрышном свете, как еще никогда в истории. Есть слова "так случилось", возможна интерпретация с учетом обстановки, коллективного легкомыслия, расстановки сил в компании, которая была явно не в пользу Мартынова... "Но винят во всем именно Михаила Лермонтова", как пишет Владимир Бондаренко в своей книге о поэте. Этого я понять не могу. Какой-то полный неадекват тона, по меньшей мере.

Второе, что меня взбесило еще больше, - это, конечно же, готовность давным-давно опровергнутую клевету о "семейных причинах" поднять и начать разбирать снова. Все-то люди думают, от них что-то скрывают! И рядовые обыватели, и современная, с позволения сказать, творческая интеллигенция. Каждая блоха считает, что, почитав часок что-то в интернете, можно узнать больше "правды жизни" о последней дуэли Лермонтова. Официальная наука, дескать, по-прежнему прикрывает поэта, но делает это уже так холодно и брезгливо, что мы-то, нормальные люди, все понимаем... Вот это как посмели, у меня в голове не укладывается.

Я села в интернет на 9 месяцев - благо, было много свободного времени - и собрала вот это все опровержение, что у меня в статье.

Галина Богословская   28.11.2023 12:22   Заявить о нарушении
Да, и еще кое-что скажу. "Истинные причины" дуэли Лермонтова с Мартыновым я в какой-то момент все-таки нашла, как не найти? Вот, говорили прежде: соперничество, зависть. И мы век этому верили. Нам это заявляли как будто бездоказательно (наряду с политической версией, конечно), и мы в это верили, как будто бы безосновательно. Потом стали над этим смеяться.

Но вот у меня все на то в итоге вышло, что они были метафизические друзья-соперники. Для Лермонтова, как для натуры более сильной и одаренной, это была игра, хотелось немного острых ощущений. Для Мартынова с самого начала это было что-то другое. Взять без разрешения его стихи (в юнкерской школе), прочитать перед товарищами - присвоить себе, хотя бы на время. Потом уже взрослыми молодыми людьми они обменивались шуточками на бивуаке, и Мартынов мог сказать: "Женись, Мишель, и я наставлю тебе рога!" Что это? Конечно, подсознательное желание занять чужое место в жизни, представление, будто бы у них одно на двоих место. Достоевщина некая. Тем летом в Пятигорске эпиграмма: "... Оставь Адель, а нет сил, пей эликсир..." Вот, все по нижней границе, да?

Лермонтова это забавляло, он не чувствовал здесь избытка агрессии.

И вот лето 1841, Пятигорск. Чьи они будут, эти гостиные, кому будет внимание всех дам? Для Лермонтова - игра, как и прежде, еще один тур. А для Мартынова - уже решающая битва, увы.

Как говорят в подобных случаях "не демонизируйте", да? По крайней мере, я думаю, ни в какие статьи это можно не записывать. Но работа подсознания - такое дело, разные шутки играет с нами.

Мартынов - теневой персонаж Лермонтова. Такие теневые персонажи редко бывают сильными, и погубить человека, когда он на взлете, они не могут. Но могут это сделать в минуты его слабости, когда он в тяжелых обстоятельствах. Так и произошло.

И, понятное дело, Мартынов до и после Лермонтова - это пустота, но, вероятно, безобидная. Это только на одном человеке - на Лермонтове - у него случилась та печальная фиксация, которую я описываю выше.

Галина Богословская   28.11.2023 17:53   Заявить о нарушении
Уверен, Мартынов не стрелял - кишка тонка. И Лермонтов это знал, потому и задирал, не опасаясь дуэльного исхода, хотя и был фаталистом, как и в сражении на реке Валерик, где проявил безмерную храбрость. Но намечавшуюся имитацию дуэли использовали для устранения Лермонтова. А особенности Мартынова пригодились для использования его втёмную. Поэтому и 30-летний запрет царя на всё, что касалось Лермонтова, последовал. Похоже, беспрецедентный случай деспотизма - были, знать, весомые причины, чтобы репутация царя не пострадала ещё больше.

Александр Белислав   28.11.2023 19:59   Заявить о нарушении
То есть, вы думаете, есть какая-то сверхзагадка... Ой, не знаю...

Паустовский так думал, это - да.

Галина Богословская   28.11.2023 20:08   Заявить о нарушении
И ещё. Люди в эмоциональных высказываниях проговариваются, по Фрейду. Царь Николай Первый, когда ему сказали о смерти Лермонтова, эмоционально выразился: "Собаке - собачья смерть!" Так говорят о человеке, которого назвали "собакой", только когда его действительно пристрелили. Дворянский менталитет просто не позволяет сказать такое о смерти на дуэли чести.

Браво Паустовский! Что-то продвинутые люди знали - шила в мешке не утаишь, да боялись говорить, чтобы "за Можай" (в Сибирь) не загнали, да карьеру не испортили. В очерке я уже писал, что в символиках самого памятника, якобы на месте гибели Лермонтова, много намёков именно на убийство со стороны, а не на благородную дуэль лицом к лицу.

Александр Белислав   28.11.2023 21:43   Заявить о нарушении
Да если это так... да если б это можно было доказать...

Но я вас слушаю с интересом, конечно, я рада разговору с человеком, который тоже любит Лермонтова.

Галина Богословская   28.11.2023 21:57   Заявить о нарушении
"Николай Первый, когда ему сказали о смерти Лермонтова, эмоционально выразился: "Собаке - собачья смерть!"
Неопровержимых свидетельств относительно того, что царь действительно так выразился, нет. Эту фразу публиковали П.П. Вя­зем­ский и П.И. Бар­те­нев, со­славшиеся на слы­шан­ные ими сплетни. Так, П.П. Вя­зем­ским ссыл­ается на сви­детель­ство фли­гель-адъ­ютан­та И.Д. Лу­жина, рассказавше­го об этом у Ка­рам­зи­ных. П.И. Бартенев же, аж в 1911 году, сослался на рассказ княгини М.В. Воронцовой: "Го­сударь..., вой­дя во внут­ренние по­кои двор­ца..., гром­ко ска­зал: "По­луче­но из­вестие, что Лер­монтов убит на по­един­ке. Со­баке – со­бачья смерть!..(после этих слов сестра императора Мария Павловна Веймарская вздрогнула и с "горьким" укором посмотрела на него)... Го­сударь внял сес­тре сво­ей (на де­сять лет его стар­ше) и, во­шед­ши на­зад в ком­на­ту пе­ред цер­ковью,... ска­зал: „Гос­по­да, по­луче­но из­вестие, что тот, кто мог за­менить нам Пуш­ки­на, убит..."
Князь А.И. Васильчиков (его считают тайным недоброжелателем Лермонтова) "позднее" рассказывал несколько иначе: "... од­на вы­соко­пос­тавлен­ная осо­ба из­во­лила вы­разить­ся, что "ту­да ему и до­рога".
Некоторые отрицали "реплику о собаке", утверждая, что государь лишь сказал: "... Лер­монтов убит на ду­эли. Жаль его! Это по­эт, по­давав­ший ве­ликие надежды."
Есть также свидетельства, согласно которым царь вообще объявил о смерти Лермонтова по-французски: "Tel vie, telle fin", или "Telle vie, telle mort" (буквально: какова жизнь, таков и конец/такова смерть), что напоминает французскую пословицу De mauvaise vie mauvaise fin - "дурно жил, дурно умер".
Не исключено, что кому-то очень хотелось "навешать собак" как на царя, так и на Лермонтова.

Алексей Аксельрод   28.11.2023 23:45   Заявить о нарушении
Кому-то очень хочется в наше время во всем обелять Николая I, вообще-то одного из худших наших царей. Для меня не подлежит сомнению, что он говорил "собаке - собачья смерть". Хотя, признаю, для доказательства заговора против поэта этого будет маловато.

Галина Богословская   29.11.2023 09:18   Заявить о нарушении
Спасибо за подробности, Алексей!
Что-то было... Со временем обросло слухами, вариантами, интерпретациями.
В некотором смысле, царь сам виноват: 1) запретом на 30 лет публично освещать и личность Лермонтова (и это того, кто мог бы заменить Пушкина!), и обстоятельства трагической дуэли; 2) указанием похоронить Лермонтова в Тарханах в закрытом гробу без тщательной медико-судебной экспертизы, которая пролила бы свет на характер раны и направление движения пули (из нарезного ствола!) в раневом канале.
Кто знал, молчал, а через 30 лет один Васильчиков остался в живых, но ему, секунданту, было что скрывать лично, и он сделал попытку реабилитировать себя перед общественным мнением, ещё более запутав этим и так уже изначально тщательно запутанную участниками историю.
Теперь во мнениях людей по отношению к этой трагедии проявляется их мировоззрение по отношению к судьбе Светочей России, а тем самым и к Русскому Миру.
Всем любящим Лермонтова привет и уважение!

Александр Белислав   29.11.2023 09:58   Заявить о нарушении
В свое время запрет Мартынову на выезд за границу после трагедии исследователи интерпретировали как запрет вывозить государственные секреты.

Здесь мне придется признаться, что я, получается, по ошибке, по неосторожности приписываю Мартынову какую-то речь перед парижскими студентами, при том, что в Париже-то он никогда не был. Но слова, похожие на те, что в этой речи, он действительно говорил/писал в отчете о дуэли, который сын с его слов записывал... Хотя и не так цветисто.))

Мне одно время казалось, что заговора не было хотя бы потому, что Мартынов болтун, который бы выболтал заговорщиков, если бы они были. Это мнение я со временем изменила. Не такой уж он болтун. Нигде и никогда он ничего не сказал в простоте душевной, не откровенничал с ненужными людьми о случившемся. Были бы заговорщики, такой человек смог бы молчать.

Галина Богословская   29.11.2023 11:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Все это невыразимо скучно. Слепили из говна пулю и носятся с ней, как дурак с писаной торбой. Читать противно.

Резюме мое прочтите еще раз, пожалуйста, и усвойте его, наконец.

Валентин Великий   28.11.2023 09:30     Заявить о нарушении
Разумеется.

Я писала опровержение.

А то, знаете ли, немало находится людей в наши дни, в том числе среди современной, с позволения сказать, творческой интеллигенции, которые весьма готовы возвращаться к этой клевете, давным-давно опровергнутой. Потому что лермонтоведению они, видите ли, не верят. Они почитают часок в интернете что-то в этом роде, и думают...о-о-о... наука, дескать, по-прежнему прикрывает поэта, но делает это так холодно и брезгливо, что мы-то, нормальные люди, все понимаем... Вот на кого дальнобойного кухенройтера-то нет.

Я вот для таких весь этот мусор "воспоминаний современников" решила откомментировать, показать, как с самой обычной человеческой точки зрения, нисколько не политической, все это очень легко раскрывается.

Какое там ваше резюме я должна усвоить, недоумеваю.

Галина Богословская   28.11.2023 09:38   Заявить о нарушении
"мы-то, нормальные люди, все понимаем"

Нормальные взрослые люди Лермонтова не читают и жизнью его не интересуются. Этим занимаются в основном люди — психически недоразвитые.

Валентин Великий   28.11.2023 10:30   Заявить о нарушении
В нормальном обществе после ваших последних высказываний вас бы уже на этом сайте не было, модераторы бы погнали вон. К сожалению, того времени, когда наше общество вновь придет в состояние нормальности, придется подождать.

Галина Богословская   28.11.2023 10:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

А меня убедил Карпенко, что скорее всего это была не дуэль, а просто убийство.

Важно поднимать такие вопросы, а то столько уже мусора нанесли русофобы на могилы Пушкина и Лермонтова.

С уважением,

Галина Санорова   28.11.2023 05:51     Заявить о нарушении
А меня не убеждает рассказ про "просто убийство". Может совершить низость один человек - скажем, сам убийца, может еще кто-то быть с ним в сговоре. Но четверо офицеров дворян быть отморозками-сообщниками убийцы не могут, это противоречит здравому смыслу.

Галина Богословская   28.11.2023 09:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Давайте возьмём для сравнения отношения Николая1 к Пушкину и Лермонтову. Если Пушкин был бы тому близкий друг, хотя это далеко не так, то Лермонтов был личным врагом Николая1.
Осталось только какой-либо дивчине предположить, что дедушка Лермонтова когда-то обозвал дедушку Мартынова гусаком.

Махди Бадхан   27.11.2023 21:14     Заявить о нарушении
Заговор, политика? Да вполне возможно. Странноватая позиция современных исследователей, что, если заговора не доказали, значит, его точно не было.

Наиболее правильным будет сказать, что версия заговора никогда уже не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.

Галина Богословская   27.11.2023 21:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Есть еще одна версия. При всех причинах дуэли все решилось в последний момент у барьера, когда секунданты Мартынова Трубецкой и Столыпин, что-то ему сказали, например, что пистолеты не заряжены или пороха недостаточно, что даже ранить, не получится, или нет пуль в стволах. Мартынов вспылил и целился прямо в сердце, ибо все понял как фарс. А затем признаться или выдать было невозможно. Или это был Васильчиков, уж все складно и подробно изложил и как бы Мартынова косвенно обвинил. Может он таким же способом намекнул секундантам Мартынова, а те передали в веселости, кроме того он "пописывал в тетрадку", а значит не мог не завидовать коллеге по перу.

Лермонтов был первым диссидентом, единственный из всех литераторов до и после. Это основная причина неоднозначного отношения к его творчеству и личности. Не будь дуэли он вскорести погиб бы в одной из стычек с горцами. Он писал так, будто жил не в России, в другой России, которой ещё нет.

Петрович Сергей   05.02.2021 21:32     Заявить о нарушении
"Все причины" - это остроты и карикатуры. Прочие неловкие оправдания сторонников Мартынова не заслуживают ничего, кроме усмешки, об этом статья. Впрочем, отсутствие заговора, подстрекательства тоже никто никогда не доказал и не докажет.

Полностью с вами согласна, что власть практически погубила поэта, если не на "заказной" дуэли, то, по крайней мере, поставив в такие обстоятельства, при которых вероятность вскоре погибнуть была очень высока.

Галина Богословская   06.02.2021 20:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Галина, случайно обнаружил Вашу переписку с Валерием Прищепом и Марьям Вахидовой, где она упоминает меня. Я не знаю, читали Вы наши статьи о версии внедуэльного убийства Лермонтова... Первым эту версию озвучил, ныне покойный, профессор Герасименко. Потом продолжил я, а в дальнейшем и Прищеп. Сейчас продолжаю исследование совместно с профессором, судебным медиком.
Вот ссылки на статьи. Возможно, если не читали, они вам будут интересны. С уважением, А.В.
http://proza.ru/2012/01/11/1331

Александр Владимирович Карпенко   07.04.2023 09:03     Заявить о нарушении
Да замечательно, если докажут заговор, замаскированное убийство. Мне самой этот Мартынов... добра на палке. Но если нет?

Я бы уже согласна действовать стратегически. Навроде, дайте элементарные оправдания, но как дурачку, над которым досмеялись до беды. Но слышать, как раздувают вокруг этой личности пиетет и симпатии, превращают восстановление его доброго имени в самоценность для нашей культуры для меня невыносимо. А уже тех, кто некие причины с семейным акцентом тщится вытащить... будь у меня власть из без работы оставить, без телевидения, без должностей в музеях, без лермонтоведения, не дрогнув бы это сделала. Пусть бы мыли где-нибудь полы.

Галина Богословская   20.09.2020 21:13   Заявить о нарушении
Да, уж! Прочитал и ужаснулся! Вы не только "адвокат дьявола"...

Александр Владимирович Карпенко   21.09.2020 07:55   Заявить о нарушении
Ну, это вы зря... Я вам на самом деле желаю удачи доказать нечистоту этого дела.

Галина Богословская   21.09.2020 09:25   Заявить о нарушении
Согласен,прошу на меня не обижаться. Как-то не понятен мне был Ваш ответ,вот я резко и ответил.С улыбкой,Александр.

Александр Владимирович Карпенко   21.09.2020 15:51   Заявить о нарушении
Там в другом месте прочитаете, я вам написала, вам бы с актером Бурляевым списаться, похожая у него версия. Убийство без дуэли, а мотив - масонский заговор. А как списаться - это уж я не знаю, если хватит энтузиазма, может, и получится.

Галина Богословская   21.09.2020 16:06   Заявить о нарушении
С актёром Бурляевым пытались встретиться, тем более он сам это предложил. Он знает о нас. Потом у него планы изменились и встреча не была перенесена. Как говорят - насильно мил не будешь!
Теперь, что касается масонского сговора. Если бы эта версия подтвердилась, то у меня вся диспозиция преступления восстановилась. И не надо было голову ломать, о мотивах. Но,... я делал попытки изучить масонское движение, но это оказалось таким "тёмным царством", что на изучение всех перепитий масонских лож надо потратить несколько лет. И второе. Если написать, что Лермонтова убили масоны, это у нас не примут в лучшем случае, в худшем - поднимут наспех. Я думаю, Вы меня понимаете.

Александр Владимирович Карпенко   23.09.2020 19:00   Заявить о нарушении
...встреча была перенесена...

Александр Владимирович Карпенко   23.09.2020 19:01   Заявить о нарушении
Надо же, как я все-таки в точку попала с Бурляевым.))

Галина Богословская   23.09.2020 21:52   Заявить о нарушении
Да, Галина, Вы попали в точку!.. Когда мы написали, а потом издали книгу "Оправдание Лермонтову", экземпляр отправили Бурляеву. Он её получил и о нас знал... Слышал его интервью по убийству Лермонтова, где он всё ссылался на профессоров, кандидатов наук и т.д. Тогда я и понял, что мы не его уровень общения. Не подумайте, что я обиделся. Для меня главное - раскрытие убийства Лермонтова (пусть не официальное), для себя давно понял, что, как Есенину суждено быть повешенным в Англетере, так Лермонтову быть убитым на дуэли. Такова их судьба...
Я уже писал,что мы приглашали Бурляева в общество в Москве. Он согласился, а потом сослался на занятость отказался. Так как люди были приглашены, то мне пришлось выступать за него, заполняя паузу... Возможно я ошибаюсь, но мне кажется у Бурляева желание найти справедливость в убийстве Лермонтова всё это в прошлом. Сейчас у него много других дел. Но, свою артистическую марку он продолжает держать. Ему без Лермонтова нельзя.
Меня очень расстроило Ваше предложение реабилитировать Мартынова, со сылкой на молодых ребят... У них и так в голове каша, сомневаюсь, что многие читали произведения Лермонтова. Но, это не главное... много появилось защитников Мартынова и хулителей Лермонтова в учёной среде. Поверьте, я это знаю.
Пусть с моей стороны, это будет выглядеть самонадеянно, но я считаю, что Лермонтова понимаю! Его характер и общение с людьми. Не был он таким, каким его столетиями преподносят. Могу дать сылки на свои статьи. Лермонтов, как обычный офицер и человек, ничем не выделялся из своей среды, кроме своей гениальности, которую тогда его современники, не понимали... За это не убивают.
Да, ещё два слова о его современниках. Почему-то в лермонтоведении принято считаться с мнением и воспоминанием современников! А ведь они разные были и порой, писали свои воспоминания спустя сорок и более лет, перессказах. Да и много они тогда не знали, что знаем, теперь, мы!.. Выводы в конце из своего письма к Вам делать не буду,я их уже сделал.
Об одном прошу - не призывайте снять Мартынова с позорного столба! Не достоин он этого. Я бы согласился ещё с Дантесом, но и он, считаю, не достоин реабилитации!!! Тем более учитывая их прошедшую жизнь. У обоих не было покаяния... Спасибо за общение. С уважением, А.В.

Александр Владимирович Карпенко   24.09.2020 16:17   Заявить о нарушении
С уважением и пожеланием добра, А.В.

Александр Владимирович Карпенко   24.09.2020 16:33   Заявить о нарушении
Собственно, вы перечисляете все то, что возмущает и меня. Тоже не понимаю этого таскания сегодняшних аналитиков с воспоминаниями современников, большая часть из них - это светская чернь, как совершенно справедливо их называли в СССР, и отношение должно быть соответственным. Тоже имею зуб поименно на исследователей, взявшихся заниматься Лермонтовым лишь для того, чтобы выразить свой в отношении него скепсис и брезгливость, и причисляю их к светской черни дня сегодняшнего. "Сталина на вас нет, на Магадан!.."))

Удачи Вам!

Галина Богословская   25.09.2020 09:22   Заявить о нарушении
Спасибо! Вам удачи и всего доброго!

Александр Владимирович Карпенко   26.09.2020 08:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Галочка, зависть и глупость, на мой взгляд, - самые мерзкие чувства в этом мире. Сколько людей страдали, страдают и, думаю, будут страдать от них и дальше. Добрые слова почему-то произносятся редко и с большим трудом. А оболгать, унизить, оскорбить - для этого и мыслить не надо. Спасибо Вам за Михаила Юрьевича. Судя по предыдущей рецензии,ненависть к Титану русской поэзии, прозы и художнику брызжет по сей день.Любовь нашего народа к Великому Лермонтову меньше не станет. С уважением, Раиса.

Раиса Лунева   11.10.2019 14:16     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию!

Что-то я еще не разобралась, какая рецензия предыдущая, но зато, как мне кажется, разобралась с причинами отторжения значительной части современного общества к Лермонтову. Он был специфическим человеком, части правды о котором мы не знали в советское время, а потом узнали, - но это меньшая причина. А главная причина - в том, что общество обывателей всегда отторгало, не принимало и даже преследовало людей, резко выделяющихся, непохожих на большинство. Так было в XIX веке, иначе было в советское время - строители нового общества поднимали своих гениев на щит, как и положено. А в XXI снова все так, как было в XIX - потому что мы снова стали обществом обывателей, и все мелкое и пошлое заново вернулось.

Галина Богословская   11.10.2019 19:29   Заявить о нарушении
Да, Вы правы Галя, и конца этому, увы! не будет.

Раиса Лунева   11.10.2019 21:01   Заявить о нарушении
Я видела одну передачу - "Неизвестный Лермонтов", которая мне страшно не понравилась. Как я поняла, эта передача тотально обеляет прежде всего николаевский режим, и Лермонтов ее создателям плох уже тем, что был в конфликте с этой властью, режимом. Как тошно было слушать ведущего, когда он судил о Лермонтове со слов полковника Генштаба с нерусской фамилией и подобных лиц (то есть тех, чьи мнения в нормальное время как раз не уважались!), якобы лермонтоведа Захарова, который манерно цедил сам-не-знаю-что, но лишь бы это было в пику прежним стереотипам. И с каким уважением говорили о нашем поэте и храбром офицере в этой же передаче мужчины от 40 до 50 лет, сами прошедшие Чечню и, возможно, какие-то другие театры боевых действий... Как они не вписывались в тон этой горе-передачи!

Так что, может, вы правы: нормальные люди ценили, ценят и ценить будут. А горстки какие-то, хоть они дорвись до самого телевидения... их забудут, и скоро.

Галина Богословская   12.10.2019 18:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

И зачем это нам надо когда масса проблем и вопросов в окружающем нас
мире.

Юрий Иванов 4   21.09.2019 17:52     Заявить о нарушении
Я вас совсем не знаю... Поэтому даже не могу понять: может, вы это в прямом смысле говорите? А, может, иронизируете по поводу мира, которому становится мало дела до культуры в наши дни. Кто знает?

Галина Богословская   21.09.2019 19:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах» (Галина Богословская)

Михаил Лермонтов как enfant terrible русской словесности
Александр Бурьяк.

http://www.slavic-europe.eu/index.php/articles/57-russia-articles/735-2013-12-23-enfant-terrible

Замечательное исследование, ознакомьтесь.
Хотя вся соль и смысл в самом названии - "enfant terrible", хотя автор, возможно и сам этого не понял.

Лермонтов именно - дрянной ребенок.

Том дулся в углу и растравлял свои раны. Он знал, что в душе она стоит перед ним на коленях, и это сознание доставляло ему мрачную радость. Он решил не замечать заискиваний с ее стороны и не показывать ей, что он видит ее душевные муки. Он знал, что время от времени она обращает на него горестный взгляд и что в глазах ее слезы, но не желал обращать на это никакого внимания. Он представлял себе, как он лежит больной, умирающий, а тетка наклонилась над ним и заклинает его, чтобы он оказал ей хоть слово прощения; но он поворачивается лицом к стене и умирает, не сказав этого слова. Каково-то ей будет тогда? Он представлял себе, как его приносят домой мертвым: его только что вытащили из реки, кудри его намокли, и его страдающее сердце успокоилось навеки. Как она бросится на его мертвое тело, и ее слезы польются дождем, и ее губы будут молить господа бога, чтобы он вернул ей ее мальчика, которого она никогда, никогда не станет наказывать зря! Но он по-прежнему будет лежать бледный, холодный, без признаков жизни — несчастный маленький страдалец, муки которого прекратились навек! Он так расстроил себя этими скорбными бреднями, что слезы буквально душили его, ему приходилось глотать их. Все туманилось перед ним из-за слез. Всякий раз, когда ему приходилось мигнуть, в его глазах скоплялось столько влаги, что она изобильно текла у него по лицу и капала с кончика носа. И ему было так приятно услаждать свою душу печалью, что он не мог допустить, чтобы в нее вторгались какие-нибудь житейские радости. Всякое наслаждение только раздражало его — такой святой казалась ему его скорбь.
Это Марк Твен - взрослый человек, иронизирующий над ребенком - самим собой, а недочеловеческий детеныш Лермонтов оставался обиженным ребенком до самого последнего дня (и все его творчество - точно такое же фуфло, это чисто детские обиды - хрюканье), повзрослел только перед выстрелом.

Указывают и на то, что глаза свиньи так направлены и так стеснены в своих движениях, что она не может смотреть вверх и увидеть небо, если только не опрокинется навзничь вопреки своей природе. Если же привести ее в такое положение, то она прекращает свое постоянное хрюканье и остается в покое, пораженная страхом при виде необычного для нее зрелища небесных светил.
Плутарх. Застольные беседы.

Вадим Михайлов   21.09.2019 15:18     Заявить о нарушении
Я такого начиталась в последний год.))

Галина Богословская   21.09.2019 19:07   Заявить о нарушении