Рецензии на произведение «Последняя дуэль Лермонтова дискуссия о причинах»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Прочитал с неослабевающим вниманием! Спасибо за неравнодушие к причинам трагической гибели поэта. Много этих причин перечисляли различные авторы, и по этому критерию можно даже отбор среди них вести по искренности уважительного отношения к великому русскому поэту. Я много раз был в лермонтовских местах на Кавказе, и тоже составил (опубликовал) своё представление о причинах его трагической кончины с учётом подробностей того рокового дня, собранных местным писателем: В.А. Хачиков, "Лермонтов. Роковое лето 1841 года", Пятигорск, 2013
Я склоняюсь к версии "преднамеренного убийства", как и Вы в ответах рецензентам, и попытался это доказать набором достаточно достоверно установленных фактов, увязываемых в логические последовательности событий вокруг Лермонтова, в том числе, что очень важно для понимания причин(!), после его смерти. Конечно, убийство, задуманное и замаскированное под дуэль, это акт отнюдь не на уровне приятелей-секундантов и Н. Мартынова. Но неопределённость в таких литературных "расследованиях" остаётся всегда, ведь у всех авторов различное мировоззрение и взгляды на жизнь.
Здесь, на Прозе.ру - http://proza.ru/2015/06/27/7 - М. Ю. Лермонтов. Нелепая гибель
Печатное издание - Публикация в издании Российского Союза Писателей "РСП. Проза 2017", книга 2, стр. 118-145, под названием "М. Ю. Лермонтов. Нелепая гибель"
С уважением,
Александр Белислав 28.11.2023 11:43 Заявить о нарушении
Вопрос о заговоре, "дуэль или убийство" меня даже уже, если честно, мало волнует. Меня у современных лермонтоведов и во мнении части обычных людей (довелось почитать на Яндекс дзене и в других местах в интернете) взбесили две вещи.
Первое: сама ужасная интонация в разговоре о поэте, когда остроты над товарищем ставятся Лермонтову в какую-то тяжкую вину, и попутное раздувание фигуры Мартынова в максимально выигрышном свете, как еще никогда в истории. Есть слова "так случилось", возможна интерпретация с учетом обстановки, коллективного легкомыслия, расстановки сил в компании, которая была явно не в пользу Мартынова... "Но винят во всем именно Михаила Лермонтова", как пишет Владимир Бондаренко в своей книге о поэте. Этого я понять не могу. Какой-то полный неадекват тона, по меньшей мере.
Второе, что меня взбесило еще больше, - это, конечно же, готовность давным-давно опровергнутую клевету о "семейных причинах" поднять и начать разбирать снова. Все-то люди думают, от них что-то скрывают! И рядовые обыватели, и современная, с позволения сказать, творческая интеллигенция. Каждая блоха считает, что, почитав часок что-то в интернете, можно узнать больше "правды жизни" о последней дуэли Лермонтова. Официальная наука, дескать, по-прежнему прикрывает поэта, но делает это уже так холодно и брезгливо, что мы-то, нормальные люди, все понимаем... Вот это как посмели, у меня в голове не укладывается.
Я села в интернет на 9 месяцев - благо, было много свободного времени - и собрала вот это все опровержение, что у меня в статье.
Галина Богословская 28.11.2023 12:22 Заявить о нарушении
Но вот у меня все на то в итоге вышло, что они были метафизические друзья-соперники. Для Лермонтова, как для натуры более сильной и одаренной, это была игра, хотелось немного острых ощущений. Для Мартынова с самого начала это было что-то другое. Взять без разрешения его стихи (в юнкерской школе), прочитать перед товарищами - присвоить себе, хотя бы на время. Потом уже взрослыми молодыми людьми они обменивались шуточками на бивуаке, и Мартынов мог сказать: "Женись, Мишель, и я наставлю тебе рога!" Что это? Конечно, подсознательное желание занять чужое место в жизни, представление, будто бы у них одно на двоих место. Достоевщина некая. Тем летом в Пятигорске эпиграмма: "... Оставь Адель, а нет сил, пей эликсир..." Вот, все по нижней границе, да?
Лермонтова это забавляло, он не чувствовал здесь избытка агрессии.
И вот лето 1841, Пятигорск. Чьи они будут, эти гостиные, кому будет внимание всех дам? Для Лермонтова - игра, как и прежде, еще один тур. А для Мартынова - уже решающая битва, увы.
Как говорят в подобных случаях "не демонизируйте", да? По крайней мере, я думаю, ни в какие статьи это можно не записывать. Но работа подсознания - такое дело, разные шутки играет с нами.
Мартынов - теневой персонаж Лермонтова. Такие теневые персонажи редко бывают сильными, и погубить человека, когда он на взлете, они не могут. Но могут это сделать в минуты его слабости, когда он в тяжелых обстоятельствах. Так и произошло.
И, понятное дело, Мартынов до и после Лермонтова - это пустота, но, вероятно, безобидная. Это только на одном человеке - на Лермонтове - у него случилась та печальная фиксация, которую я описываю выше.
Галина Богословская 28.11.2023 17:53 Заявить о нарушении
Александр Белислав 28.11.2023 19:59 Заявить о нарушении
Паустовский так думал, это - да.
Галина Богословская 28.11.2023 20:08 Заявить о нарушении
Браво Паустовский! Что-то продвинутые люди знали - шила в мешке не утаишь, да боялись говорить, чтобы "за Можай" (в Сибирь) не загнали, да карьеру не испортили. В очерке я уже писал, что в символиках самого памятника, якобы на месте гибели Лермонтова, много намёков именно на убийство со стороны, а не на благородную дуэль лицом к лицу.
Александр Белислав 28.11.2023 21:43 Заявить о нарушении
Но я вас слушаю с интересом, конечно, я рада разговору с человеком, который тоже любит Лермонтова.
Галина Богословская 28.11.2023 21:57 Заявить о нарушении
Неопровержимых свидетельств относительно того, что царь действительно так выразился, нет. Эту фразу публиковали П.П. Вяземский и П.И. Бартенев, сославшиеся на слышанные ими сплетни. Так, П.П. Вяземским ссылается на свидетельство флигель-адъютанта И.Д. Лужина, рассказавшего об этом у Карамзиных. П.И. Бартенев же, аж в 1911 году, сослался на рассказ княгини М.В. Воронцовой: "Государь..., войдя во внутренние покои дворца..., громко сказал: "Получено известие, что Лермонтов убит на поединке. Собаке – собачья смерть!..(после этих слов сестра императора Мария Павловна Веймарская вздрогнула и с "горьким" укором посмотрела на него)... Государь внял сестре своей (на десять лет его старше) и, вошедши назад в комнату перед церковью,... сказал: „Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит..."
Князь А.И. Васильчиков (его считают тайным недоброжелателем Лермонтова) "позднее" рассказывал несколько иначе: "... одна высокопоставленная особа изволила выразиться, что "туда ему и дорога".
Некоторые отрицали "реплику о собаке", утверждая, что государь лишь сказал: "... Лермонтов убит на дуэли. Жаль его! Это поэт, подававший великие надежды."
Есть также свидетельства, согласно которым царь вообще объявил о смерти Лермонтова по-французски: "Tel vie, telle fin", или "Telle vie, telle mort" (буквально: какова жизнь, таков и конец/такова смерть), что напоминает французскую пословицу De mauvaise vie mauvaise fin - "дурно жил, дурно умер".
Не исключено, что кому-то очень хотелось "навешать собак" как на царя, так и на Лермонтова.
Алексей Аксельрод 28.11.2023 23:45 Заявить о нарушении
Галина Богословская 29.11.2023 09:18 Заявить о нарушении
Что-то было... Со временем обросло слухами, вариантами, интерпретациями.
В некотором смысле, царь сам виноват: 1) запретом на 30 лет публично освещать и личность Лермонтова (и это того, кто мог бы заменить Пушкина!), и обстоятельства трагической дуэли; 2) указанием похоронить Лермонтова в Тарханах в закрытом гробу без тщательной медико-судебной экспертизы, которая пролила бы свет на характер раны и направление движения пули (из нарезного ствола!) в раневом канале.
Кто знал, молчал, а через 30 лет один Васильчиков остался в живых, но ему, секунданту, было что скрывать лично, и он сделал попытку реабилитировать себя перед общественным мнением, ещё более запутав этим и так уже изначально тщательно запутанную участниками историю.
Теперь во мнениях людей по отношению к этой трагедии проявляется их мировоззрение по отношению к судьбе Светочей России, а тем самым и к Русскому Миру.
Всем любящим Лермонтова привет и уважение!
Александр Белислав 29.11.2023 09:58 Заявить о нарушении
Здесь мне придется признаться, что я, получается, по ошибке, по неосторожности приписываю Мартынову какую-то речь перед парижскими студентами, при том, что в Париже-то он никогда не был. Но слова, похожие на те, что в этой речи, он действительно говорил/писал в отчете о дуэли, который сын с его слов записывал... Хотя и не так цветисто.))
Мне одно время казалось, что заговора не было хотя бы потому, что Мартынов болтун, который бы выболтал заговорщиков, если бы они были. Это мнение я со временем изменила. Не такой уж он болтун. Нигде и никогда он ничего не сказал в простоте душевной, не откровенничал с ненужными людьми о случившемся. Были бы заговорщики, такой человек смог бы молчать.
Галина Богословская 29.11.2023 11:35 Заявить о нарушении
Все это невыразимо скучно. Слепили из говна пулю и носятся с ней, как дурак с писаной торбой. Читать противно.
Резюме мое прочтите еще раз, пожалуйста, и усвойте его, наконец.
Валентин Великий 28.11.2023 09:30 Заявить о нарушении
Я писала опровержение.
А то, знаете ли, немало находится людей в наши дни, в том числе среди современной, с позволения сказать, творческой интеллигенции, которые весьма готовы возвращаться к этой клевете, давным-давно опровергнутой. Потому что лермонтоведению они, видите ли, не верят. Они почитают часок в интернете что-то в этом роде, и думают...о-о-о... наука, дескать, по-прежнему прикрывает поэта, но делает это так холодно и брезгливо, что мы-то, нормальные люди, все понимаем... Вот на кого дальнобойного кухенройтера-то нет.
Я вот для таких весь этот мусор "воспоминаний современников" решила откомментировать, показать, как с самой обычной человеческой точки зрения, нисколько не политической, все это очень легко раскрывается.
Какое там ваше резюме я должна усвоить, недоумеваю.
Галина Богословская 28.11.2023 09:38 Заявить о нарушении
Нормальные взрослые люди Лермонтова не читают и жизнью его не интересуются. Этим занимаются в основном люди — психически недоразвитые.
Валентин Великий 28.11.2023 10:30 Заявить о нарушении
Галина Богословская 28.11.2023 10:37 Заявить о нарушении
А меня убедил Карпенко, что скорее всего это была не дуэль, а просто убийство.
Важно поднимать такие вопросы, а то столько уже мусора нанесли русофобы на могилы Пушкина и Лермонтова.
С уважением,
Галина Санорова 28.11.2023 05:51 Заявить о нарушении
Галина Богословская 28.11.2023 09:43 Заявить о нарушении
Давайте возьмём для сравнения отношения Николая1 к Пушкину и Лермонтову. Если Пушкин был бы тому близкий друг, хотя это далеко не так, то Лермонтов был личным врагом Николая1.
Осталось только какой-либо дивчине предположить, что дедушка Лермонтова когда-то обозвал дедушку Мартынова гусаком.
Махди Бадхан 27.11.2023 21:14 Заявить о нарушении
Наиболее правильным будет сказать, что версия заговора никогда уже не может быть ни подтверждена, ни опровергнута.
Галина Богословская 27.11.2023 21:17 Заявить о нарушении
Есть еще одна версия. При всех причинах дуэли все решилось в последний момент у барьера, когда секунданты Мартынова Трубецкой и Столыпин, что-то ему сказали, например, что пистолеты не заряжены или пороха недостаточно, что даже ранить, не получится, или нет пуль в стволах. Мартынов вспылил и целился прямо в сердце, ибо все понял как фарс. А затем признаться или выдать было невозможно. Или это был Васильчиков, уж все складно и подробно изложил и как бы Мартынова косвенно обвинил. Может он таким же способом намекнул секундантам Мартынова, а те передали в веселости, кроме того он "пописывал в тетрадку", а значит не мог не завидовать коллеге по перу.
Лермонтов был первым диссидентом, единственный из всех литераторов до и после. Это основная причина неоднозначного отношения к его творчеству и личности. Не будь дуэли он вскорести погиб бы в одной из стычек с горцами. Он писал так, будто жил не в России, в другой России, которой ещё нет.
Петрович Сергей 05.02.2021 21:32 Заявить о нарушении
Полностью с вами согласна, что власть практически погубила поэта, если не на "заказной" дуэли, то, по крайней мере, поставив в такие обстоятельства, при которых вероятность вскоре погибнуть была очень высока.
Галина Богословская 06.02.2021 20:33 Заявить о нарушении
Галина, случайно обнаружил Вашу переписку с Валерием Прищепом и Марьям Вахидовой, где она упоминает меня. Я не знаю, читали Вы наши статьи о версии внедуэльного убийства Лермонтова... Первым эту версию озвучил, ныне покойный, профессор Герасименко. Потом продолжил я, а в дальнейшем и Прищеп. Сейчас продолжаю исследование совместно с профессором, судебным медиком.
Вот ссылки на статьи. Возможно, если не читали, они вам будут интересны. С уважением, А.В.
http://proza.ru/2012/01/11/1331
Александр Владимирович Карпенко 07.04.2023 09:03 Заявить о нарушении
Я бы уже согласна действовать стратегически. Навроде, дайте элементарные оправдания, но как дурачку, над которым досмеялись до беды. Но слышать, как раздувают вокруг этой личности пиетет и симпатии, превращают восстановление его доброго имени в самоценность для нашей культуры для меня невыносимо. А уже тех, кто некие причины с семейным акцентом тщится вытащить... будь у меня власть из без работы оставить, без телевидения, без должностей в музеях, без лермонтоведения, не дрогнув бы это сделала. Пусть бы мыли где-нибудь полы.
Галина Богословская 20.09.2020 21:13 Заявить о нарушении
Александр Владимирович Карпенко 21.09.2020 07:55 Заявить о нарушении
Галина Богословская 21.09.2020 09:25 Заявить о нарушении
Александр Владимирович Карпенко 21.09.2020 15:51 Заявить о нарушении
Галина Богословская 21.09.2020 16:06 Заявить о нарушении
Теперь, что касается масонского сговора. Если бы эта версия подтвердилась, то у меня вся диспозиция преступления восстановилась. И не надо было голову ломать, о мотивах. Но,... я делал попытки изучить масонское движение, но это оказалось таким "тёмным царством", что на изучение всех перепитий масонских лож надо потратить несколько лет. И второе. Если написать, что Лермонтова убили масоны, это у нас не примут в лучшем случае, в худшем - поднимут наспех. Я думаю, Вы меня понимаете.
Александр Владимирович Карпенко 23.09.2020 19:00 Заявить о нарушении
Галина Богословская 23.09.2020 21:52 Заявить о нарушении
Я уже писал,что мы приглашали Бурляева в общество в Москве. Он согласился, а потом сослался на занятость отказался. Так как люди были приглашены, то мне пришлось выступать за него, заполняя паузу... Возможно я ошибаюсь, но мне кажется у Бурляева желание найти справедливость в убийстве Лермонтова всё это в прошлом. Сейчас у него много других дел. Но, свою артистическую марку он продолжает держать. Ему без Лермонтова нельзя.
Меня очень расстроило Ваше предложение реабилитировать Мартынова, со сылкой на молодых ребят... У них и так в голове каша, сомневаюсь, что многие читали произведения Лермонтова. Но, это не главное... много появилось защитников Мартынова и хулителей Лермонтова в учёной среде. Поверьте, я это знаю.
Пусть с моей стороны, это будет выглядеть самонадеянно, но я считаю, что Лермонтова понимаю! Его характер и общение с людьми. Не был он таким, каким его столетиями преподносят. Могу дать сылки на свои статьи. Лермонтов, как обычный офицер и человек, ничем не выделялся из своей среды, кроме своей гениальности, которую тогда его современники, не понимали... За это не убивают.
Да, ещё два слова о его современниках. Почему-то в лермонтоведении принято считаться с мнением и воспоминанием современников! А ведь они разные были и порой, писали свои воспоминания спустя сорок и более лет, перессказах. Да и много они тогда не знали, что знаем, теперь, мы!.. Выводы в конце из своего письма к Вам делать не буду,я их уже сделал.
Об одном прошу - не призывайте снять Мартынова с позорного столба! Не достоин он этого. Я бы согласился ещё с Дантесом, но и он, считаю, не достоин реабилитации!!! Тем более учитывая их прошедшую жизнь. У обоих не было покаяния... Спасибо за общение. С уважением, А.В.
Александр Владимирович Карпенко 24.09.2020 16:17 Заявить о нарушении
Александр Владимирович Карпенко 24.09.2020 16:29 Заявить о нарушении
Александр Владимирович Карпенко 24.09.2020 16:30 Заявить о нарушении
Александр Владимирович Карпенко 24.09.2020 16:33 Заявить о нарушении
Удачи Вам!
Галина Богословская 25.09.2020 09:22 Заявить о нарушении
Александр Владимирович Карпенко 26.09.2020 08:17 Заявить о нарушении
Галочка, зависть и глупость, на мой взгляд, - самые мерзкие чувства в этом мире. Сколько людей страдали, страдают и, думаю, будут страдать от них и дальше. Добрые слова почему-то произносятся редко и с большим трудом. А оболгать, унизить, оскорбить - для этого и мыслить не надо. Спасибо Вам за Михаила Юрьевича. Судя по предыдущей рецензии,ненависть к Титану русской поэзии, прозы и художнику брызжет по сей день.Любовь нашего народа к Великому Лермонтову меньше не станет. С уважением, Раиса.
Раиса Лунева 11.10.2019 14:16 Заявить о нарушении
Что-то я еще не разобралась, какая рецензия предыдущая, но зато, как мне кажется, разобралась с причинами отторжения значительной части современного общества к Лермонтову. Он был специфическим человеком, части правды о котором мы не знали в советское время, а потом узнали, - но это меньшая причина. А главная причина - в том, что общество обывателей всегда отторгало, не принимало и даже преследовало людей, резко выделяющихся, непохожих на большинство. Так было в XIX веке, иначе было в советское время - строители нового общества поднимали своих гениев на щит, как и положено. А в XXI снова все так, как было в XIX - потому что мы снова стали обществом обывателей, и все мелкое и пошлое заново вернулось.
Галина Богословская 11.10.2019 19:29 Заявить о нарушении
Так что, может, вы правы: нормальные люди ценили, ценят и ценить будут. А горстки какие-то, хоть они дорвись до самого телевидения... их забудут, и скоро.
Галина Богословская 12.10.2019 18:21 Заявить о нарушении
И зачем это нам надо когда масса проблем и вопросов в окружающем нас
мире.
Юрий Иванов 4 21.09.2019 17:52 Заявить о нарушении
Галина Богословская 21.09.2019 19:05 Заявить о нарушении
Михаил Лермонтов как enfant terrible русской словесности
Александр Бурьяк.
http://www.slavic-europe.eu/index.php/articles/57-russia-articles/735-2013-12-23-enfant-terrible
Замечательное исследование, ознакомьтесь.
Хотя вся соль и смысл в самом названии - "enfant terrible", хотя автор, возможно и сам этого не понял.
Лермонтов именно - дрянной ребенок.
Том дулся в углу и растравлял свои раны. Он знал, что в душе она стоит перед ним на коленях, и это сознание доставляло ему мрачную радость. Он решил не замечать заискиваний с ее стороны и не показывать ей, что он видит ее душевные муки. Он знал, что время от времени она обращает на него горестный взгляд и что в глазах ее слезы, но не желал обращать на это никакого внимания. Он представлял себе, как он лежит больной, умирающий, а тетка наклонилась над ним и заклинает его, чтобы он оказал ей хоть слово прощения; но он поворачивается лицом к стене и умирает, не сказав этого слова. Каково-то ей будет тогда? Он представлял себе, как его приносят домой мертвым: его только что вытащили из реки, кудри его намокли, и его страдающее сердце успокоилось навеки. Как она бросится на его мертвое тело, и ее слезы польются дождем, и ее губы будут молить господа бога, чтобы он вернул ей ее мальчика, которого она никогда, никогда не станет наказывать зря! Но он по-прежнему будет лежать бледный, холодный, без признаков жизни — несчастный маленький страдалец, муки которого прекратились навек! Он так расстроил себя этими скорбными бреднями, что слезы буквально душили его, ему приходилось глотать их. Все туманилось перед ним из-за слез. Всякий раз, когда ему приходилось мигнуть, в его глазах скоплялось столько влаги, что она изобильно текла у него по лицу и капала с кончика носа. И ему было так приятно услаждать свою душу печалью, что он не мог допустить, чтобы в нее вторгались какие-нибудь житейские радости. Всякое наслаждение только раздражало его — такой святой казалась ему его скорбь.
Это Марк Твен - взрослый человек, иронизирующий над ребенком - самим собой, а недочеловеческий детеныш Лермонтов оставался обиженным ребенком до самого последнего дня (и все его творчество - точно такое же фуфло, это чисто детские обиды - хрюканье), повзрослел только перед выстрелом.
Указывают и на то, что глаза свиньи так направлены и так стеснены в своих движениях, что она не может смотреть вверх и увидеть небо, если только не опрокинется навзничь вопреки своей природе. Если же привести ее в такое положение, то она прекращает свое постоянное хрюканье и остается в покое, пораженная страхом при виде необычного для нее зрелища небесных светил.
Плутарх. Застольные беседы.
Вадим Михайлов 21.09.2019 15:18 Заявить о нарушении