Рецензия на «Ничто» (Владимир Толок)

На диво содержательное эссе. А ведь при первом чтении и не скажешь, что философское. Мне так понравился Ваш стиль, что даже не хочется нарушать гармонию комментариями. Но мучает любопытство: автор намеренно утаил от общественности имена Канта, который назвал это (Ничто) «вещью в себе», и Лао Цзы, который назвал его «дао»? Справедливости ради, следует признать, что оба мыслителя мало что могут добавить по сути публикации – но за исключением одной детали, действительно важной. Нечто по ту сторону бытия воспринимается нами двумя существенно различными способами: как идею и как материю. Форма и суть – два различных, альтернативных вида информации.
Другое дело Тейяр де Шарден, который трактовал «Что»; все, что находится по эту сторону бытия, он назвал «ноосферой». По де Шардену, любой абсолют (например, Истина) не просто относителен, но – иерархичен. Каждый раз, когда мы достигаем, как нам кажется, какого-то абсолюта, вскорости оказывается, что это не вершина, а стена, через которую нам предстоит пройти. Таким образом, оказывается, что любой абсолют также и «актуален» и в специфическом смысле «человечен». Мне кажется, что идеи Тейяра де Шардена во многом перекликаются с мотивами публикации. Один из которых (о «третьем месте»), честно говоря, остается для меня загадкой и после обращения к Омару Хайяму, систематически переводившего литературу в реальность:
Те, кто верует слепо, пути не найдут.
Тех, кто мыслит, сомнения вечно гнетут.
Третий, истинный путь мы узнаем однажды,
всё однажды узнаем – но там, а не тут.

Ник Пичугин   20.03.2018 15:30     Заявить о нарушении
Дао его первооткрыватели назвали Пустотой вынужденно, так как у них не оказалось подходящих слов для его точного выражения.
В даосизме под Пустотой понимается то, что мы не видим, а не отсутствие чего-то. Сейчас можно добавить, что "не видим" с помощью самых совершенных приборов.
Учитывая, что Дао - это путь в основном нравственный, Пустота, быть может, - это нравственное чувство, неописуемо возвышенное.
Кант, говоря о познании, разделил его, впрочем как и Платон, на два рода - чувственное и рассудочное, у которого должен быть общий корень. Он его не откопал, однако его нравственный императив, мне кажется, перекликается с Пустотой Дао. В христианстве Бог - это Любовь.
Так Дао, Кант и Пьер Шарден сошлись в точке неимоверно возвышенного, и нам всего лишь остается на пальцах, то есть рационально и логично долго рассказывать, что такое божественная Любовь, или Дао, или вещь в себе, или Ноосфера, или Пустота... А прав Хайям, истину мы узнаем там.

Для скачка к самоэволюции человека (природа в этом проекте свою работу закончила) необходимы мирные социально-экономические реформы, но резонансные, как мировая война или мировая война, вынуждающая проведение базовых для начала самоэволюции человека социально-экономических реформ.
Третье место - это развивающиеся страны, где условия для этих реформ, на мой взгляд, более благоприятны, чем в остальном мире.

Спасибо.
С уважением,

Владимир Толок   20.03.2018 22:04   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Толок
Перейти к списку рецензий, написанных автором Ник Пичугин
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2018