***Письмо 5. Сизиф -скарабей Сегодня ночью мне опять приснился громадный мерзкий скарабей. Он толкал по покатому песчаному склону гигантский навозный шар. Но это был не просто искусно слепленный из слонового кала катышок, а голова Гнея Помпея, поборника интересов сената, оптимата, защитника мздоимцев и хапуг в роскошных тогах. Надо было представить из ануса какой величины слона могло явиться такое количество навоза! Разве что одного из тех, что стоят на спине непомерных размеров черепахи, удерживая твердь земную! И уж в любом случае подобный элефант был больше тех трофейных слонов, которых Гней Помпей намеревался использовать во время триумфального шествия после прибытия с африканского театра военных действий. Подмостки поля боя и сцена площадей и улиц вечного города! Запряжённая боевыми слонами* квадрига должна была произвести не меньший эффект, чем театральный deus ex machina.**Но слоны не пролазили в городские ворота и поэтому пришлось вернуться к прежнему варианту:триумфальную колесницу запрягли лошадьми. Как бывало и до, и после. Въезжали в Рим полубогами-триумфаторами и родовитый Сулла, и выбившийся в диктаторы из солдат Марий. Что говорить о завоевавшем полмира Гнее Помпее! Трижды медный вой буцин,туб и корн , грохот колёс роскошной колесницы, цокот копыт коней с султанами из страусовых перьев на головах, топот сандалий легионеров, сопровождающих царственных пленников из Армении, Колхиды, Имеретии, Иудеи привлекал граждан Рима на грандиозные зрелища. Телеги, груженные золотом и серебром из сокровищниц восточных царей проплывали перед глазами сограждан, чтобы направиться в кладовые храма Плутона у подножия Капитолийского холма. Всё ещё сохраняя царственную осанку, но без корон на головах, простоволосые шествовали в строю порабощённых ***сын и жена царя Армении Тиграна, царь иудеев Аристобул, сестра Митридата и их многочисленные дети. Следом понуро брели скифские жены и заложники, взятые у альбанов, иберов и царя Коммагены. И снова мне снился жук скарабей. Жвала его шевелились. Из под бронированных надкрыльев выглядывали прозрачные крылышки- свидетельство того, что насекомое способно летать. Да так, что я в образе незадачливого виноградаря Тригея* мог взгромоздиться на него и воспарить над сценой театра Помпея в то время, как ты читал монолог из Аристофана и восседающие на трибунах амфитеатра пёстро одетые римляне и сам Цезарь с Кальпурнией промеж них-в консульской ложе покатывались со смеху.Зевса не оказалось в доме богов,куда летез на жуке миротворец-виноградарь, вместо них на Олимпе поселился демон войны Полемос, которого играл ты, Лициний . Полемос заточил богиню мира Эйрену в глубокую пещеру , завалив вход неподъёмными булыгами. За компанию с услужливым Ужасом Полемос намеревался «стереть в порошок» греческие полисы. И для этого у него-тебя имелась огромная ступка, изображающая войну. И было чему смеяться. Ступу выкатывали из просцениума на грохочущей колёсами платформе так напоминающей о триумфаторской колеснице триумфаторов. Скроенные из прогипсованной ткани многоколонные портики, виллы и акведуки валились в эту бочку и ты, Лициний,в маске демона,орудуя огромной толкушкой, с хрустом давил всё это, чтобы затем развеять по подобную пудре пыль по ветру. Кольпурния ещё улыбалась. А Гай Юлий уже хмурился, уловив суть сатиры.Намёки на военные действия прославленных легионов были слишком прозрачны. Да и в циклопических лапках жука угадывались пилы, с помощью которых распускают брёвна на доски при строительстве трирем, гексирем, квадрирем и другого рода оснащённых мощными таранами римских боевых кораблей, на каких ещё отец мой штурмовал венетов, треверов и аквитанов Бретани. А позже и мне доводилось натирать мозоли о вёсла, обдирать ладони о ванты парусов на тех многовёсельных сороконожках, что подобно скалапендрам впивались остриями таранов в борта вражеских посудин. В моих снах эти могучие парусники являлись мне непостижимых размеров насекомыми. Паруса-крылья, вёсла- лапы, носовые и кормовые украшения - рога и и жала. На палубе одного из таких чудовищ -и получил я увечье в своём последнем бою. Я потому так подробно это описываю, Лициний, что ты ведь, отдавшись актёрскому ремеслу, так и не испытал на себе радостей и тягостей военной службы. И мало осведомлён в этих делах. Не довелось тебе прочувствовать ни воодушевления атак и побед, ни горечи поражений и траурных хлопот, когда на погребальных кострах сгорали бренные тела героев, и в момент, когда отлетали в мир иной души боевых товарищей, наворачивались на глазах слёзы.Ну а мне, хоть моя прямая обязанность аквалифера и состояла в том, чтобы как можно выше парил над моим легионом орёл, всё же случалось спознаться и с тем что такое абордажный "ворон", и что из себя представлял палубный стреломёт -скорпион. А Клавдию, дочь авгура Марка Квинта мне , можно сказать, сам Юпитер послал. На следующий день после того, как мы накормили предназначенных для ауспиций кур, я отправился к Капитолийской горе , чтобы почтить богов. У подножия я вознамерился было войти под своды храма Плутона , но увидав, как легионеры тащут сквозь анфиладу мраморных колонн тяжелые сундуки ,чтобы погрузить их на телегу, я сразу понял, что идёт конфискация казны, и поэтому тут же устремился ввысь по лестнице, чтобы войти в храм Юпитера. Под его сводами всё ещё было безлюдно, но у босых ног Громовержца-вседержителя хлопотала темноволосая девушка в просторной тоге, а из боковой ниши со скульптурой Юноны вышел вчерашний авгур Марк Публий Квинт. Меня избавить. Год уже в дозоре я, Лежу на крыше, словно верный пес цепной. Познал я звезд полночные собрания, Владык лучистых неба, приносящих нам Чредою неизменной стужу зимнюю И летний зной. Погаснут и опять взойдут. А я все жду условленного светоча, Столба огня, который возвестит, взыграв, Что пала Троя. Так велела женщина С неженскими надеждами, с душой мужской... - Я смотрела эту пьесу в театре Помпея! - раздался под сводами мелодичный голос. И ты ирал дозорного? Я угадала? Чтоб с ложа встала, чтобы криком радостным Весь огласила дом и этот свет благой Благодарила. Ибо вестник огненный Уведомляет ясно: Илион погиб. И сам я первый в пляс пущусь на празднике: Ведь для господ я трижды по шести очков Своим дозором неусыпным выиграл. Ах, только бы своей рукой коснуться мне Руки царя, вернувшегося в дом родной... ...Спустясь с лестницы, я увидел улыбающуюся девушку. Она протирала тканью стопы Юпитера, и прервав своё занятие подошла ко мне. **Буцина (лат. bucinator),Cornicen (Корницен). Легионные трубачи, игравшие на медном роге — корну. Находились рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна. Tubicen (Тубицен). Трубачи, игравшие на «тубе», представлявшую собой медную или бронзовую трубку. *Эрарий. Эра;рий. (лат. aerarium), римское государственное казнохранилище, куда поступали постоянные государственные доходы (см. Налоги) и из которого выдавались деньги на текущие расходы. После того как в 357 г. до н. э. был введен налог, состоявший в уплате 20-й части стоимости каждого отпускаемого на волю раба (vicesima manumissionum), образовался второй отдел государственной казны (aerarium sanctius или interius), средства которого предназначались на случай крайней необходимости. Это определение придумали ещё древние греки. Многие постановки в античных театрах заканчивались тогда схождением с небес бога-олимпийца, разрешающего все конфликты. А словом “машина” в то время назывался механизм, который поднимал актера над сценой.Термин происходит из античного театра, где он означал появление в развязке спектакля бога при помощи специальных механизмов (например, спускающегося с небес), решающего проблемы героев. Словом ;;;;;;; в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой, имитируя полёт. Из античных трагиков приём особенно любил Еврипид: в сохранившихся его произведениях он используется восемь раз.
Письмо 6 Кара В 56 лет ушёл от нас наш отец и благодетель, оставивший каждому римлянину по 300 систерций и участки садов вдоль Тибра, по которым гуляла Клеопатра, родившая Цезариона. Когда Марк Антоний развернул свиток над бездыханным, покрытым ранами телом Цезаря и огласил завещание, в коем было означено и имя приемника,- охлос взбурлил негодованием к убийцам. И они были бы тут же растерзаны, как та, влетевшая под своды форума птичка, ежели бы не поспешили они удалиться с глаз долой. Вот тогда и родились эти строчки. Спи наш отец, благодетель наш богоподобный,
Обе стороны собрали флот и приготовились атаковать друг друга. Марк Антоний вел флот из 500 военных кораблей и 300 торговых судов против аналогичных сил Октавиана, хотя у Антония были более крупные и менее маневренные суда эллинистического типа. Агриппа, все еще командовавший флотом, начал свою атаку в начале сезона плавания и таким образом застал Антония врасплох. Тогда консул Марцелл немедленно созвал заседание сената и потребовал, чтобы Цезарь был признан врагом отечества, а те два легиона, которые в свое время он прислал из Галлии и которые стояли в Капуе в полной боевой готовности, теперь, под командованием Помпея, были бы брошены против самого Цезаря. И только когда нагруженный золотом
**Буцина (лат. bucinator) *Эрарий. Эра;рий. (лат. aerarium), римское государственное казнохранилище, куда поступали постоянные государственные доходы (см. Налоги) и из которого выдавались деньги на текущие расходы. После того как в 357 г. до н. э. был введен налог, состоявший в уплате 20-й части стоимости каждого отпускаемого на волю раба (vicesima manumissionum), образовался второй отдел государственной казны (aerarium sanctius или interius), средства которого предназначались на случай крайней необходимости. Это определение придумали ещё древние греки. Многие постановки в античных театрах заканчивались тогда схождением с небес бога-олимпийца, разрешающего все конфликты. А словом “машина” в то время назывался механизм, который поднимал актера над сценой.Термин происходит из античного театра, где он означал появление в развязке спектакля бога при помощи специальных механизмов (например, спускающегося с небес), решающего проблемы героев. Словом ;;;;;;; в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой, имитируя полёт. Из античных трагиков приём особенно любил Еврипид: в сохранившихся его произведениях он используется восемь раз. рвая была приспособлением, делавшим видимой внутренность сценической постройки. Она состояла из платформы на колесах, в нужные моменты выкатываемой из дверей сценической постройки. На эккиклеме показывали зрителям убитых героев, безумного Геракла или Аянта. Приемом этим драматурги V века, в частности Еврипид, пользовались так широко, что Аристофан делает его мишенью веселой пародии; он заставляет самого Еврипида выкатиться на эккиклеме, чтобы после короткой сцены вкатиться обратно в дом. На современный взгляд в этой повозке, в самые патетические моменты действия со скрипом выкатывающейся на орхестру, есть много странного. Чтобы правильно оценить ее значение, следует помнить, что в представлении зрителей, в особенности зрителей наивных, сценическая площадка никогда не живет целиком, но лишь в тех частях своих, которые в данный момент участвуют в действии. Такой оживленной частью площадки и была эккиклема. И кара гналась по пятам заговорщиков. Все они кончили плохо. Но в морском сражении возле греческого Актиума, где и получил я ранение, после которого и резвоногого,как сам Меркурий, знаменосца превратился в хрономного-козленогого Сатира, кара настигла отнюдь не заговорщика. Но так уж Парка сучит свою пряжу, чтобы в конце концов оборвать нить судьбы! Антоний - следующий после Цезаря трофей любовных битв Клеопатры. на западном побережье Греции произошло одно из самых значительных морских сражений в истории. Все еще сражаясь за контроль над Римской империей, Октавиан столкнулся с Марком Антонием и его союзницей, египетской царицей Клеопатрой. Обе стороны собрали флот и приготовились атаковать друг друга. Марк Антоний вел флот из 500 военных кораблей и 300 торговых судов против аналогичных сил Октавиана, хотя у Антония были более крупные и менее маневренные суда эллинистического типа. Агриппа, все еще командовавший флотом, начал свою атаку в начале сезона плавания и таким образом застал Антония врасплох. Древнее морское сражение Однако Октавиан не хотел ввязываться в сухопутное сражение и укрыл свой флот за оборонительным молом в 8 км к северу. Поскольку болезни опустошали его войска, а линии снабжения все больше угрожали Агриппе, Антонию не оставалось ничего другого, как попытаться вырваться 2 сентября. Антонию не помогло то, что перебежчик выдал Октавиану свои планы, а несколько генералов переметнулись на его сторону. Антоний смог собрать только 230 кораблей против 400 у Агриппы. Также рекомендуем Риччи Себастьяно. Картина «Тарквиний Древний вопрошает авгура Аттия Навия» (около 1690 года). Музей Гетти
небесные (ex caelo) — включали наблюдения также за природными явлениями типа молнии или грозы и считались наиболее важными (maximum auspicium); Впрочем, отношение к ауспициям было достаточно двойственно: несмотря на то, что они были освящены традициями, с результатами ауспиций считались далеко не всегда — и сами ауспиции становились всё более формальной процедурой. Так, у Валерия Максима в книге «О замечательных деяниях и изречениях» описывается следующий эпизод: накануне решающего морского сражения с карфагенянами в 249 до н. э. священные куры не стали клевать зерно, предрекая поражение; командовавший флотом консул Публий Клавдий Пульхр приказал выбросить их за борт, сказав: «Не хотят есть — пускай напьются», и дал сигнал к началу боя. И потерпел тяжёлое поражение. Цицерон, избранный авгуром, в своей книге «О природе богов» писал: «Удивительно, как могут два предсказателя воздержаться от смеха, глядя друг другу в глаза». В славянских, а затем и в русских текстах, переведённых с древнегреческого, термину «ауспиция» соответствует слово вороже;ние (ст.;слав. вражени;, ст.;слав. ворож;ни;, др.-греч. ;;;;;;;;;)Светлана Пешкова, от которого происходит слово ворожея (предсказатель, гадатель). На Руси ворожеи для своих предсказаний использовали куроклик (петушиный крик), воронограй (пение ворона), мышеписк.
Даже у знаменосцев или сигниферов (лат. signum – значки, лат. ferro - нести) были свои вполне заслуженные знаки отличия. Ведь от них в немалой степени зависел исход сражения: знаменами они подавали основные визуальные сигналы воскам - наступать, отступать, контратаковать, повернуть кругом, маршировать, привал и другие. Они носили священные символы бога войны Марса – древко копья в руке, т.е. знамя с различными значками легиона (лат. ensign - insignii), и волчью шкуру, накинутую на голову и завязанную на груди узлом или скрепленную фибулой. Они имели довольно высокий статус в армии, освобождались от обязанностей обычных солдат, получали жалованье в полтора – два раза больше центурионов, своих командиров. Главенствующее положение среди знаменосцев занимали «аквилиферы», чьей почетной обязанностью было носить орла (лат. Aquila) высоко на древке копья. В 105 году до н.э. Гай Марий в знак победы над персами, сделал его символом всего римского войска. Во времена Республики римляне изготавливали его из посеребренной бронзы, а во времена Империи – уже из чистого серебра и даже золота. Так называемые «вексилярии» носили священный штандарт римской армии - квадратный кусок ткани пурпурного цвета (лат. Vexilium). Единственное, сохранившееся до нашего времени знамя римского легиона (III век до н.э.), было найдено в Египте. Оно красного цвета, имеет размеры 47 м х 5 м и находится в Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина, в Москве. При императоре Траяне появились флаги в виде раскрашенных драконов, которые эффектно раздувались на ветру, их носили «драконарии» (лат.dracus). Во времена императора Константина на пурпурной ткани римских штандартов появились вышитые золотом изображения Христа (лат.Labarum). Изображение того или иного императора в знак хорошего к нему расположения носили «имагиниферы» (лат. Imago -означает «лицо»). Нередко на вершине древка располагали раскрытую ладонь. Это означало, что солдаты данного подразделения приняли клятву верности. Награды легиона В ту пору знамена легионов были обильно украшены и коллективными наградами. Среди них выделялись различные венки часто с белыми лентами, которые удваивали значимость награды, кожаные ремешки с бляшками и подвеской, браслеты, ожерелья, фалеры в виде больших «тарелок» и полумесяца, были там и деньги. Довольно интересна история появления денег на знаменах легионов. Известно, что императоры Рима раздавали своим воинам по разным торжественным случаям денежные подарки. Тем самым они завоевывали авторитет и покупали преданность воинов. Чтобы солдаты не потратили эти деньги все сразу, какую-то часть откладывали в кассу легиона. Там они хранились у знаменосца словно «в сберегательном банке», как говорили тогда - «у знамени». Своеобразной коллективной наградой для легиона считался ежегодный праздник - «День рождения орла» (лат. Natalis aquila), устраиваемый в честь основания легиона. В этот день устраивали всеобщий пир, показательные армейские учения и военный парад под музыку военных оркестров.
Неотъемлемой частью римской армии составляли медики, ветеринары, плотники, кузнецы и др. Всегда сопровождали войско жрецы - авгуры (лат.pullarius) с целым фургоном кур для гаданий. Их отличал скрученный сверху жезл, ритуальное блюдо, кубок и треножник, которые являлись их знаками отличия и власти. Наверное, и они получали свои награды и взыскания! Своеобразной коллективной наградой считалось получение права разграбить вражеский город. В этом случае всю военную добычу, строго по очереди, тот или иной легион собирал в центре захваченного города, а потом делил поровну между всеми. Полученную при дележе добычу, трофеи, пленных, украшения и вещи, снятые с убитого врага, солдаты частично оставляли у себя, частично продавали, чтобы получить дополнительные деньги (лат. Monubiae). Конечно, полководцу, генералам, офицерам и особо отличившимся солдатам доставалась всегда большая и самая ценная часть военных трофей (лат.Spolia Opima), которую потом демонстрировали во время триумфального шествия. Наиболее почетным у солдат считалось получить «гражданский венок» (лат. сoronae civica) первоначально из зеленой травы или дубовых листьев. Им награждали за спасение товарища в бою. Одновременно с получением такого венка, отличившийся воин прибавлял к своему имени эпитет «сивика», что было также очень почетно. Интересен случай, упомянутый Титом Ливием, когда Римский Сенат наградил освобождением от военной службы на 5 лет солдат, избежавших плена. Надо отметить, что участие в войнах было важнейшей обязанностью и исключительным правом граждан Рима, которых в древности называли Pilumnus Populus, что в переводе с латинского означает «вооруженный копьем народ». В те времена не граждане Рима не имели права носить или даже хранить оружие. Им не дозволялось участвовать в решении общинных дел, пользоваться той землей, что приобреталась «по праву копья», т.е. завоевывалась силой оружия. Тогда бытовало мнение, что «только тот гражданин, который защищает город, имеет право решать его судьбу!». Потому самой первой, исконно римской наградой был щит (лат. Сlypeus virtutis) и копье с железным наконечником (лат. Hasta pura). Оно дало название «гастатам» – древнеримским пехотинцам, служившим в первом боевом ряду легиона. А торжественная церемония предоставления копья и щита была не чем иным как торжественным ритуалом посвящения «в граждане Рима». В Риме было немало достойных солдат, чьи подвиги отмечены большим количеством наград. Примером тому служит рассказ римского писателя Геллия Авла (ок.130). В собрании трудов, состоящим из 20 книг, под общим названием «Аттические ночи», во 2-ой книге, стр.155, он описывает храброго воина Луция Сикция Дентата, который получил прозвище «римский Ахиллес» за свою военную храбрость. Он участвовал во многих войнах и заслужил 45 отличий: 8 золотых венков, 1 - осадный, 3 - муралис, 14 – сивика: 83 торквеса, 160 браслетов, 18 копий, 25 наград, несколько военных трофеи, многие из них - за победы в единоборстве, участвовал в 9 триумфах, получил 10 пленных, 20 быков …». Вообще, стремление к получению наград римскими военнослужащими закономерно. Испокон веку они руководствовались во всех своих делах девизом «virtus», что означает «доблесть». В него они вкладывали понятие, соединявшее в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга. Военная слава и почести – гонор (англ.honour) считались наградой за мужество и доблесть. Полибий отметил: «…солдаты, удостоенные подобных наград, помимо того, что слава о них идет в лагере и теперь же достигает родины, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть; в домах своих они кладут снятые с неприятеля доспехи на самых видных местах, как памятники и свидетельства своей доблести». Более того, после окончания войны от полководца-победителя каждому воину выделялось вознаграждение в качестве денежной премии (лат.Donativа). Согласно Титу Ливию во времена 2-ой Пунической войны он составлял 56 ассов (большие бронзовые монеты), при Юлии Цезаре – 24.000 сестерциев (серебряные монеты – 2,5 асса). Что являлось хорошей прибавкой к тому жалованью , которое выплачивалось в римской армии с IV века до н.э. Например: в конце I века до н.э. рядовые солдаты в год получали 225 денариев (серебряные монеты – 10 ассов). Чуть больше солдат получали находившиеся в войсках такие специалисты, как врачи, ветеринары, инженеры, ремесленники и, конечно. Больше всех других получали Преторианские гвардейцы – личная охрана императора. Они выделялись из всех родов войск своим великолепным обмундированием: посеребренным шлемом с пышным султаном, анатомическим панцирем, обтягивающими брюками и длинными «юбками» из кожаных пластин (лат.pteruges), великолепным оружием и бравым видом. Центурионы римской армии получали 450 денариев, а вот офицеры первоначально за службу жалованья не получали. Их набирали из высшего сословия римского общества – «всадников» с высоким имущественным цензом, который, например, в IV веке до н.э. равнялся 400.000 сестерциям (21.400 руб. золотом). Они должны были обеспечивать себя всем необходимым сами. После военной реформы 107 года до н.э., когда в армию набирали рабов и добровольцев из числа не граждан Рима, офицерам предоставляли коня и фураж на его содержание, а солдатам выдавали все необходимое, но за это вычитали определенную сумму денег из их жалованья. Любопытно, что деньги выдавали в мешочках (лат. mapsupion - мошна, греч. ;; ;;;;;;;;;), римляне переняли эту традицию у кельтов, которые изображали своего бога торговли Меркурия с сакральными символами в руках – палицей и мешочком денег. Наградой за верную службу было Почетное увольнение (лат.Honesta mission). При Почетном увольнении ветераны сохраняли свои чины и знаки отличия, полученные ими за время службы. Им выделяли надел земли в 5 югеров (25 кв.м.) в какой-либо ветеранской колонии, где они создавали свои военные коллегии. Но ветераны могли отказаться от надела земли, и получить вместо этого выплату при демобилизации «лат.premia militare» – 3.000 денариев, сумма по тем временам солидная. Помимо этого, при выходе в отставку они получали все свои деньги из «сберегательного банка» - кассы своего легиона, где также накапливалась приличная сумма. Их освобождали от повинностей. На них распространялось льготное налогообложение. Они пользовались почетом и уважением по месту своего нового местожительства. Несомненно, что это служило хорошим стимулом для молодых рекрутов, которым предстояло служить в легионах 20 или 25 лет, начиная с 17 летнего возраста. При увольнении ветеранам из вспомогательных войск, где служили рабы и добровольцы из числа не граждан Рима, выдавался Военный диплом (лат.Diрloma, греч. о ;;;;;;), что означает «сложенный вдвойне». Он состоял из 2-х бронзовых табличек размером 10 х 15 см, скрепленных между собой. И представлял собой заверенную копию первой римской Конституции, известную как «Законы XII таблиц», принятую в V веке до н.э. Военный диплом предоставлял ветеранам определенные права и привилегии, но самое главное - римское гражданство (лат.civis Romana). При этом римское гражданство предоставлялось и детям ветерана, исключая жену. Известен уникальный диплом, по которому римское гражданство получили даже родители, братья и сестры ветерана. Награды рабов Во времена Римской империи сыновья и внуки некоторых вольноотпущенников по стечению счастливых обстоятельств могли стать императорами. Случаи в истории неординарные! Например, Диоклетиан Гай Аврелий Валерий прошел путь от командующего императорской гвардией до «солдатского императора». Другой пример – Пертинакс Гельви, начавший службу в чине офицера римской армии, затем стал консулом, потом - префектом и, после убийства императора Комода, занял освободившийся трон.
Пение и пляска сопровождались музыкой, обычно игрою на флейте. Этот древний спутник дионисических культов навсегда остался основным инструментом театральной музыки, потому, как говорит Аристотель, что музыка флейты более всего приближается к звуку человеческого голоса. В редких случаях флейту заменяла кифара или медные кимвалы. Цвет костюма был характерной приметой роли: цари носили красное., несчастные – синее с черным. Были и индивидуальные одежды: сетчатый плащ для прорицателя, алая накидка для охотников. Ряд античных изображений дают представление о создаваемых таким путем странных, почти чудовищных фигурах. И не удивительным кажется старинный рассказ о том, как жители далекой Испании, впервые увидев трагического актера, пали перед ним на землю, как перед новым божеством.
— Цезарь. Записки о Галльской войне, книга VII, 4. хоревиты просцениум Cornicen (Корницен). Легионные трубачи, игравшие на медном роге — корну. Находились рядом со знаменосцем, отдавая команды на сбор к боевому значку и передавая солдатам приказы командира сигналами горна. Tubicen (Тубицен). Трубачи, игравшие на «тубе», представлявшую собой медную или бронзовую трубку. © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|