***Сизиф и Скарабей Сны-что вы такое? Блуждание в иных мирах души, на время покидающей тело? И что такое дух? Тень, коей после того, как перестаёт в теле пульсировать жизнь, предназначено спуститься в Аид-Плутоний, где её должен перевести через мёртвый поток Ахерона на своём челне седобородый лодочник Харон? Душа-это платоновский эйдос? Или всего лишь навсего атом Лукреция из его "Природы вещей"?И все мы- лишь частицы некого целого? Мельчайшая толика толпы плебса,частное мнение в собрании нобелей сената,боевая единица когорты, голос хора в драме Эсхила, где Клитемнестра кромсает секирой вернувшегося с троянской войны Агамемнона, а не встречает его со слезами радости на глазах, наконец-то дождавшись, как верная Пенелопа Одиссея? И возмужавший Телемах не крушит незадачливых женихов,пока их разят стрелы из отцова лука, но зато Орест мстит матери за убийство отца,навлекая на себя гнев Эриний. Кто руководит духом во сне? Древнегреческий Гипнос? А может быть во время сна мы уже пребываем во власти Прозерпины? Или сны -это и в самом деле -послания богов? И эти сообщения небожители передают нам не только через весталок, авгуров и понтифика, но и через простых смертных. А может это зов будущего? Или послание из прошлого? Все эти неотступные вопросы, Лициний, не дают мне покоя. Сегодня , сидя на берегу, я созерцал текучий поток и думал:прав был Гераклит- нельзя дважды войти в одну реку. А тем паче, если река эта -Рубикон. Я смотрел на поверхность воды , видел в её текучем зеркале себя- седобрадого старца и слушал звук пастушеской дудочки. Флейтист пас коз совсем недалеко от меня.Стадо разбрелось по ту сторону развесистой ивы, на ветке которой подпевала незамысловатой пастушеской мелодии жизнерадостная иволга. Я смотрел на пастушка - и поражался сходству этого мальчугана со мной самим, полувековой давности. И всё это было ещё одним снм. И так , блуждая из сна в сон, не мог я пробудиться. Разбудил ли Гая Юлия звук флейты или он продолжал спать у костра, с седлом под головой и укрывшись плащом - и ему всё это приснилось? Но , когда , привлечённый мелодией Цезарь подошел к берегу, он увидел этого флейтиста.* И Цезарь счёл сие за знак. А во сне это было или наяву - не всё ли равно! Вот тогда, мы с тобою , Лициний, а с нами и Октавия,устремились к Капитолийскому холму на тот истошный крик голодной птицы, но увидели по пути к священную гору лишь опустевшие базары, наглухо закрытые ставни окон и опустевшие улицы. Не видно было на них , ни золочёной колесницы триумфатора, ни пленённого царя варваров с обвислыми усами и соломой от тюремного тюфяка в косматых волосах.Не видно было ни сверкающего медью оркестра с рядами марширующих букцинаторов, опоясанных медными змеями труб, ни акволиферов с поднятыми ввысь серебряными орлами, ни знаменсцев-сигниферов с поднятыми вверх значками- ладонями на древках, львами, жаворонками, единорогами и слонами на штандартах. Всех их Цезарь предусмотрительно оставил в палаточном стане в пригороде, чтобы не разжигать панику и смятение, семена которых посеяли сенаторы, повелевавшие Гаю Юлию распустить войска. Ослушавшись, он и в самом деле "перешёл рубикон": с тех пор цицероново красноречие сильно упадёт в цене, а авторитет полководцев превратится в ходовой товар для достижения власти. Ну а мы, мало чего тогда понимая в происходящем, всё-таки отыскали курятник с жертвенными птицами на задворках храма Юпитера.И когда Октавия соскочила с того самого мула, который накануне сожрал из корзинки купленную на базаре капусту, и вынув из кормана накидки горсть бобов сыпанула их петуху и курам, они жадно набросились на зёрна и начали клевать,колотя клювами о доски настила в наплывах застывшего помёта. И в это время весело кукарекнул наевшийся петух.Этот клик поддержал трубной горловой репликой мул. Эта музыка отозвалась под сводами храма, спугивая залетевших туда ласточек, которые, непуганые в эти смутные дни, уже облюбовывали уютные места на голове громовержца.
И только когда нагруженный золотом
_______ *Эрарий. Эра;рий. (лат. aerarium), римское государственное казнохранилище, куда поступали постоянные государственные доходы (см. Налоги) и из которого выдавались деньги на текущие расходы. После того как в 357 г. до н. э. был введен налог, состоявший в уплате 20-й части стоимости каждого отпускаемого на волю раба (vicesima manumissionum), образовался второй отдел государственной казны (aerarium sanctius или interius), средства которого предназначались на случай крайней необходимости. Письмо 5. Сизиф -скарабей Сегодня ночью мне опять приснился громадный мерзкий скарабей. Он толкал по покатому песчаному склону гигантский навозный шарик. Но это был не просто искусно слепленный из слонового кала катышок, а голова Гнея Помпея, защитника интересов сената, поборника интересов мздоимцев и хапуг в роскошных тогах. Надо было представить из ануса какой величины слона могло явиться такое количество навоза! Разве что одного из тех, что стоят на спине непомерных размеров черепахи, удерживая твердь земную! Жвала жука шевелились. Из под бронированных надкрыльев выглядывали прозрачные крылышки- свидетельство того, что насекомое способно летать. Его циклопические лапки были подобны пилам, с помощью которых распускают брёвна на доски при строительстве трирем, гексирем, квадрирем и другого рода оснащённых мощными таранами римских боевых кораблей, на каких отец мой штурмовал венетов, треверов и аквитанов Бретани. Да и мне доводилось натирать мозоли о вёсла, обдирать ладони о ванты парусов на тех многовёсельных сороконожках, что подобно скалапендрам впивались в борта вражеских посудин. В моих снах эти могучие парусники являлись мне непостижимых размеров насекомыми. Паруса-крылья, вёсла- лапы, носовые и кормовые украшения - рога и и жала. На палубе одного из таких чудовищ -и получил я увечье в своём последнем бою. Я потому так подробно это тебе описываю, Лициний, что ты ведь, отдавшись актёрскому ремеслу, так и не испытал на себе радостей и тягостей военной службы. И мало осведомлён в этих делах. Не довелось тебе прочувствовать ни воодушевления атак и побед, ни горечи поражений и траурных хлопот, когда на погребальных кострах сгорали бренные тела героев, и в момент, когда отлетали в мир иной души боевых товарищей, наворачивались на глазах слёзы.Ну а мне, хоть моя прямая обязанность аквалифера и состояла в том, чтобы как можно выше парил над легионом орёл, всё же случалось спознаться и с тем что такое абордажный "ворон", и что из себя представлял палубный стреломёт -скорпион. Спи наш отец, благодетель наш богоподобный,
Обе стороны собрали флот и приготовились атаковать друг друга. Марк Антоний вел флот из 500 военных кораблей и 300 торговых судов против аналогичных сил Октавиана, хотя у Антония были более крупные и менее маневренные суда эллинистического типа. Агриппа, все еще командовавший флотом, начал свою атаку в начале сезона плавания и таким образом застал Антония врасплох. Древнее морское сражение Однако Октавиан не хотел ввязываться в сухопутное сражение и укрыл свой флот за оборонительным молом в 8 км к северу. Поскольку болезни опустошали его войска, а линии снабжения все больше угрожали Агриппе, Антонию не оставалось ничего другого, как попытаться вырваться 2 сентября. Антонию не помогло то, что перебежчик выдал Октавиану свои планы, а несколько генералов переметнулись на его сторону. Антоний смог собрать только 230 кораблей против 400 у Агриппы. Также рекомендуем Риччи Себастьяно. Картина «Тарквиний Древний вопрошает авгура Аттия Навия» (около 1690 года). Музей Гетти
небесные (ex caelo) — включали наблюдения также за природными явлениями типа молнии или грозы и считались наиболее важными (maximum auspicium); Впрочем, отношение к ауспициям было достаточно двойственно: несмотря на то, что они были освящены традициями, с результатами ауспиций считались далеко не всегда — и сами ауспиции становились всё более формальной процедурой. Так, у Валерия Максима в книге «О замечательных деяниях и изречениях» описывается следующий эпизод: накануне решающего морского сражения с карфагенянами в 249 до н. э. священные куры не стали клевать зерно, предрекая поражение; командовавший флотом консул Публий Клавдий Пульхр приказал выбросить их за борт, сказав: «Не хотят есть — пускай напьются», и дал сигнал к началу боя. И потерпел тяжёлое поражение. Цицерон, избранный авгуром, в своей книге «О природе богов» писал: «Удивительно, как могут два предсказателя воздержаться от смеха, глядя друг другу в глаза». В славянских, а затем и в русских текстах, переведённых с древнегреческого, термину «ауспиция» соответствует слово вороже;ние (ст.;слав. вражени;, ст.;слав. ворож;ни;, др.-греч. ;;;;;;;;;)Светлана Пешкова, от которого происходит слово ворожея (предсказатель, гадатель). На Руси ворожеи для своих предсказаний использовали куроклик (петушиный крик), воронограй (пение ворона), мышеписк.
Даже у знаменосцев или сигниферов (лат. signum – значки, лат. ferro - нести) были свои вполне заслуженные знаки отличия. Ведь от них в немалой степени зависел исход сражения: знаменами они подавали основные визуальные сигналы воскам - наступать, отступать, контратаковать, повернуть кругом, маршировать, привал и другие. Они носили священные символы бога войны Марса – древко копья в руке, т.е. знамя с различными значками легиона (лат. ensign - insignii), и волчью шкуру, накинутую на голову и завязанную на груди узлом или скрепленную фибулой. Они имели довольно высокий статус в армии, освобождались от обязанностей обычных солдат, получали жалованье в полтора – два раза больше центурионов, своих командиров. Главенствующее положение среди знаменосцев занимали «аквилиферы», чьей почетной обязанностью было носить орла (лат. Aquila) высоко на древке копья. В 105 году до н.э. Гай Марий в знак победы над персами, сделал его символом всего римского войска. Во времена Республики римляне изготавливали его из посеребренной бронзы, а во времена Империи – уже из чистого серебра и даже золота. Так называемые «вексилярии» носили священный штандарт римской армии - квадратный кусок ткани пурпурного цвета (лат. Vexilium). Единственное, сохранившееся до нашего времени знамя римского легиона (III век до н.э.), было найдено в Египте. Оно красного цвета, имеет размеры 47 м х 5 м и находится в Музее Изобразительных Искусств имени Пушкина, в Москве. При императоре Траяне появились флаги в виде раскрашенных драконов, которые эффектно раздувались на ветру, их носили «драконарии» (лат.dracus). Во времена императора Константина на пурпурной ткани римских штандартов появились вышитые золотом изображения Христа (лат.Labarum). Изображение того или иного императора в знак хорошего к нему расположения носили «имагиниферы» (лат. Imago -означает «лицо»). Нередко на вершине древка располагали раскрытую ладонь. Это означало, что солдаты данного подразделения приняли клятву верности. Награды легиона В ту пору знамена легионов были обильно украшены и коллективными наградами. Среди них выделялись различные венки часто с белыми лентами, которые удваивали значимость награды, кожаные ремешки с бляшками и подвеской, браслеты, ожерелья, фалеры в виде больших «тарелок» и полумесяца, были там и деньги. Довольно интересна история появления денег на знаменах легионов. Известно, что императоры Рима раздавали своим воинам по разным торжественным случаям денежные подарки. Тем самым они завоевывали авторитет и покупали преданность воинов. Чтобы солдаты не потратили эти деньги все сразу, какую-то часть откладывали в кассу легиона. Там они хранились у знаменосца словно «в сберегательном банке», как говорили тогда - «у знамени». Своеобразной коллективной наградой для легиона считался ежегодный праздник - «День рождения орла» (лат. Natalis aquila), устраиваемый в честь основания легиона. В этот день устраивали всеобщий пир, показательные армейские учения и военный парад под музыку военных оркестров.
Неотъемлемой частью римской армии составляли медики, ветеринары, плотники, кузнецы и др. Всегда сопровождали войско жрецы - авгуры (лат.pullarius) с целым фургоном кур для гаданий. Их отличал скрученный сверху жезл, ритуальное блюдо, кубок и треножник, которые являлись их знаками отличия и власти. Наверное, и они получали свои награды и взыскания! Своеобразной коллективной наградой считалось получение права разграбить вражеский город. В этом случае всю военную добычу, строго по очереди, тот или иной легион собирал в центре захваченного города, а потом делил поровну между всеми. Полученную при дележе добычу, трофеи, пленных, украшения и вещи, снятые с убитого врага, солдаты частично оставляли у себя, частично продавали, чтобы получить дополнительные деньги (лат. Monubiae). Конечно, полководцу, генералам, офицерам и особо отличившимся солдатам доставалась всегда большая и самая ценная часть военных трофей (лат.Spolia Opima), которую потом демонстрировали во время триумфального шествия. Наиболее почетным у солдат считалось получить «гражданский венок» (лат. сoronae civica) первоначально из зеленой травы или дубовых листьев. Им награждали за спасение товарища в бою. Одновременно с получением такого венка, отличившийся воин прибавлял к своему имени эпитет «сивика», что было также очень почетно. Интересен случай, упомянутый Титом Ливием, когда Римский Сенат наградил освобождением от военной службы на 5 лет солдат, избежавших плена. Надо отметить, что участие в войнах было важнейшей обязанностью и исключительным правом граждан Рима, которых в древности называли Pilumnus Populus, что в переводе с латинского означает «вооруженный копьем народ». В те времена не граждане Рима не имели права носить или даже хранить оружие. Им не дозволялось участвовать в решении общинных дел, пользоваться той землей, что приобреталась «по праву копья», т.е. завоевывалась силой оружия. Тогда бытовало мнение, что «только тот гражданин, который защищает город, имеет право решать его судьбу!». Потому самой первой, исконно римской наградой был щит (лат. Сlypeus virtutis) и копье с железным наконечником (лат. Hasta pura). Оно дало название «гастатам» – древнеримским пехотинцам, служившим в первом боевом ряду легиона. А торжественная церемония предоставления копья и щита была не чем иным как торжественным ритуалом посвящения «в граждане Рима». В Риме было немало достойных солдат, чьи подвиги отмечены большим количеством наград. Примером тому служит рассказ римского писателя Геллия Авла (ок.130). В собрании трудов, состоящим из 20 книг, под общим названием «Аттические ночи», во 2-ой книге, стр.155, он описывает храброго воина Луция Сикция Дентата, который получил прозвище «римский Ахиллес» за свою военную храбрость. Он участвовал во многих войнах и заслужил 45 отличий: 8 золотых венков, 1 - осадный, 3 - муралис, 14 – сивика: 83 торквеса, 160 браслетов, 18 копий, 25 наград, несколько военных трофеи, многие из них - за победы в единоборстве, участвовал в 9 триумфах, получил 10 пленных, 20 быков …». Вообще, стремление к получению наград римскими военнослужащими закономерно. Испокон веку они руководствовались во всех своих делах девизом «virtus», что означает «доблесть». В него они вкладывали понятие, соединявшее в себе военное мужество с ревностным исполнением гражданского долга. Военная слава и почести – гонор (англ.honour) считались наградой за мужество и доблесть. Полибий отметил: «…солдаты, удостоенные подобных наград, помимо того, что слава о них идет в лагере и теперь же достигает родины, участвуют в торжественных процессиях со знаками отличия; носить подобные украшения может лишь тот, кого консул наградил ими за доблесть; в домах своих они кладут снятые с неприятеля доспехи на самых видных местах, как памятники и свидетельства своей доблести». Более того, после окончания войны от полководца-победителя каждому воину выделялось вознаграждение в качестве денежной премии (лат.Donativа). Согласно Титу Ливию во времена 2-ой Пунической войны он составлял 56 ассов (большие бронзовые монеты), при Юлии Цезаре – 24.000 сестерциев (серебряные монеты – 2,5 асса). Что являлось хорошей прибавкой к тому жалованью , которое выплачивалось в римской армии с IV века до н.э. Например: в конце I века до н.э. рядовые солдаты в год получали 225 денариев (серебряные монеты – 10 ассов). Чуть больше солдат получали находившиеся в войсках такие специалисты, как врачи, ветеринары, инженеры, ремесленники и, конечно. Больше всех других получали Преторианские гвардейцы – личная охрана императора. Они выделялись из всех родов войск своим великолепным обмундированием: посеребренным шлемом с пышным султаном, анатомическим панцирем, обтягивающими брюками и длинными «юбками» из кожаных пластин (лат.pteruges), великолепным оружием и бравым видом. Центурионы римской армии получали 450 денариев, а вот офицеры первоначально за службу жалованья не получали. Их набирали из высшего сословия римского общества – «всадников» с высоким имущественным цензом, который, например, в IV веке до н.э. равнялся 400.000 сестерциям (21.400 руб. золотом). Они должны были обеспечивать себя всем необходимым сами. После военной реформы 107 года до н.э., когда в армию набирали рабов и добровольцев из числа не граждан Рима, офицерам предоставляли коня и фураж на его содержание, а солдатам выдавали все необходимое, но за это вычитали определенную сумму денег из их жалованья. Любопытно, что деньги выдавали в мешочках (лат. mapsupion - мошна, греч. ;; ;;;;;;;;;), римляне переняли эту традицию у кельтов, которые изображали своего бога торговли Меркурия с сакральными символами в руках – палицей и мешочком денег. Наградой за верную службу было Почетное увольнение (лат.Honesta mission). При Почетном увольнении ветераны сохраняли свои чины и знаки отличия, полученные ими за время службы. Им выделяли надел земли в 5 югеров (25 кв.м.) в какой-либо ветеранской колонии, где они создавали свои военные коллегии. Но ветераны могли отказаться от надела земли, и получить вместо этого выплату при демобилизации «лат.premia militare» – 3.000 денариев, сумма по тем временам солидная. Помимо этого, при выходе в отставку они получали все свои деньги из «сберегательного банка» - кассы своего легиона, где также накапливалась приличная сумма. Их освобождали от повинностей. На них распространялось льготное налогообложение. Они пользовались почетом и уважением по месту своего нового местожительства. Несомненно, что это служило хорошим стимулом для молодых рекрутов, которым предстояло служить в легионах 20 или 25 лет, начиная с 17 летнего возраста. При увольнении ветеранам из вспомогательных войск, где служили рабы и добровольцы из числа не граждан Рима, выдавался Военный диплом (лат.Diрloma, греч. о ;;;;;;), что означает «сложенный вдвойне». Он состоял из 2-х бронзовых табличек размером 10 х 15 см, скрепленных между собой. И представлял собой заверенную копию первой римской Конституции, известную как «Законы XII таблиц», принятую в V веке до н.э. Военный диплом предоставлял ветеранам определенные права и привилегии, но самое главное - римское гражданство (лат.civis Romana). При этом римское гражданство предоставлялось и детям ветерана, исключая жену. Известен уникальный диплом, по которому римское гражданство получили даже родители, братья и сестры ветерана. Награды рабов Во времена Римской империи сыновья и внуки некоторых вольноотпущенников по стечению счастливых обстоятельств могли стать императорами. Случаи в истории неординарные! Например, Диоклетиан Гай Аврелий Валерий прошел путь от командующего императорской гвардией до «солдатского императора». Другой пример – Пертинакс Гельви, начавший службу в чине офицера римской армии, затем стал консулом, потом - префектом и, после убийства императора Комода, занял освободившийся трон.
Пение и пляска сопровождались музыкой, обычно игрою на флейте. Этот древний спутник дионисических культов навсегда остался основным инструментом театральной музыки, потому, как говорит Аристотель, что музыка флейты более всего приближается к звуку человеческого голоса. В редких случаях флейту заменяла кифара или медные кимвалы. Цвет костюма был характерной приметой роли: цари носили красное., несчастные – синее с черным. Были и индивидуальные одежды: сетчатый плащ для прорицателя, алая накидка для охотников. Ряд античных изображений дают представление о создаваемых таким путем странных, почти чудовищных фигурах. И не удивительным кажется старинный рассказ о том, как жители далекой Испании, впервые увидев трагического актера, пали перед ним на землю, как перед новым божеством.
— Цезарь. Записки о Галльской войне, книга VII, 4. © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|