Письмо 4. Флейтист с того берега

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Это был портик, один из тех, что окружают театр, а под кровлею портика находилась зала с сидениями и статуей Помпея, воздвигнутой государством в память о том, что не кто иной, как Помпей, украсил театром и портиками эту часть города. Там-то вот и должен был собраться сенат в самой средине месяца марта — в день, который римляне называют мартовскими идами12, и казалось, что Цезаря ведет туда некое божество, чтобы воздать ему за смерть Помпея.


Когда день настал, Брут опоясался кинжалом (никто, кроме жены, об этом не ведал) и вышел из дому. Остальные встретились у Кассия и повели на форум его сына, которому предстояло облачиться в так называемую мужскую тогу13, а оттуда все вместе направились в портик Помпея.


тощие и бледные и длинноволосые толстые
корона и трон
львы против единорогов


ОШИБКА ВАЯТЕЛЯ
Exegi monumentum...*
Квинт Гораций Флакк


Источник: https://poembook.ru/poem/1884594



Глава 1. Монумент



Полотно чехла, скрывавшее монумент колыхнулось и его складки, струясь, медленно потекли вниз. Вначале из-за края грубой ткани появился лоб в короне лаврового венка,затем брови и устремлённые в будущее глаза , затем, немного задержавшись, занавес этого театра одного актёра соскользнул с правильного носа с изящно очерченными ноздрями; слегка приоткрытый для произнесения речи рот; полуоборот мускулистой шеи; грудь атлета, украшенная чеканкой доспеха с аллегорическими сценами сражений



Глава 2 С тех пор , как был убит Цезарион


С тех пор, как Брут бросился на меч в -..., Кассий-при Филиппах. а Марк Антоний -в..., как был умерщвлён Цезарион, а остальные дети Клоеопатры были взяты милостивым Октавианом Августом на попечение, по всей римской ойкумене начали как грибы после дождя вырастать пешие и конные статуи. Бледными мраморными поганками выскакивали они посреди площадей, произрастая из пней пьедесталов. На римских базарах цены на скульптуры подскочили до неимоверных величин. Даже плебеи и вольноотпущенники желали увековечить свою память.Что говорить о патрициях и нобилях сената! Они не хотели дожидаться смертного часа,-и потому, не медля до той поры, когда Парка отсечёт ножом нить судьбы, подобно подвернувшейся под кухонный тесак куриной шее, готовы были громоздить свои уродливые подобия под сенью кипарисов , у подёрнутых ряской бассейнов, ни на миг не смущаясь тем, что на пьедестал только что доставленного на скрипучеё телеге во двор виллы истукана уже мочится, ставя метку, дворовый кобель. Отныне, вкушая радости жизни, сидя под сенью белоколонного портика, какой-нибудь народный трибун мог любоваться и собою -мраморным,и своим нарциссическим отражением в бассейне, по поверхности которого гнала волну утка в сопровождении целой флтилии желтоклювых утят, и затеявшими гладиаторский бой петухами в "шлемах" с великолепными гребнями чемпионов арены. Он мог даже вообразить себя в императорской ложе, в золотом лавровом венке на голове, дарующим или отнимающим жизнь одним поворотом большого пальца на сто восемьдесят градусов. Палец вверх-жизнь, палец вниз-смерть.
Жизнь требовала праздника, хлеба и зрелищ, а смерть торжественной скорби и созерцательной тишины. На что тоже требовались расходы. Надгробия. Обелиски. Памятники. И не только для знатных или незнатных граждан и вольноотпущенных, но и рабов и даже любимых домашних животных(для них даже больше, чем для рабов, коих нередко просто закапывали под деревом, в лучшем случае привалив камнем, а то не удостоив и такой чести. Но бывало, бывало -и рабы удостаивались. В основном ,конечно, молодые рабыни, отправляемые в царство теней ревнивыми женами, скупавшими для этого у изготовительниц снадобий склянки с ядами.


Вот в эту то пору, как чесоточные лешаи по телу Рима и расплодились скульптурные мастерские.



Пёрышко
Сизиф и Скарабей
Идоложертвенное сердце
Мятеж Клитмнестры
гробница Капии
Полёт имперского орла
Волосы Горгоны


Сны-что вы такое? Блуждание в иных мирах души, на время покидающей тело? И что такое дух, тень, спускающаяся в Аид-Плутоний, где её должен перевести через Ахерон на своём челне седобородый лодочник Харон?Это платоновский эйдос? Или всего лишь навсего атом Лукреция из его "Природы вещей" ?И все мы- лишь частицы целого. Толпы плебса, собрания нобелей в сенате,манипулы, легиона, хора в драме Эсхила, где Клитемнестра рубит секирой вернувшегося с троянской войны Агамемнона, а не встречает его, наконец-то дождавшись, как верная Пенелопа Одиссея. А возмужавший Телемах крушит из отцова лука незадачливых женихов...Кто руководит духом во сне? Древнегреческий Гипнос? А может быть во время сны мы уже пребываем во власти Прозерпины? Или сны -это и в самом деле -послания богов? И эти сообщения небожители передают нам не только через весталок, авгуров и понтифика, но и через простых смертных. А может это зов будущего?Сегодня я сидел на берегу, созерцал текучий поток и думал:прав был Гераклит- нельзя дважды войти в одну реку. А тем паче, если река эта Рубикон. Я смотрел на поверхность воды , видел в её текучем заркале седобрадого старца и слушал звук пастушеской дудочки. Флейтист пас коз совсем недалеко от меня.По ту сторону развесистой ивы, на ветке которой подпевала ему жизнерадостная иволга. Я сморел на него - и поражался сходству этого мальчугана со мной -былого, полувековой давности. И всё это было ещё одним снм. И так , блуждая из сна в сон, не мог я пробудиться.
...В ночь мучительных раздумий над тем - преодолевать ли или нет Рубикон, уснувшему у походного костра Цезарю приснился юноша - флейтист. Призрачный и зыбкий он стоял на другом берегу речки и извлекал из дудочки жалобные звуки. Его пальцы зажимали и открывали отверстия на полом деревянном инструменте, глаза его были блаженно закрыты.Он играл простую пастушескую мелодию, на звук которой собирается для водопоя разбредшееся стадо. Он играл не для публики, а просто так.Играл траве, реке, иволге на ветке.


Разбудил ли Гая Юлия звук флейты или он продолжал спать у костра, с седлом под головой и укрывшись плащом - и ему всё это приснилось? Но , когда , привлечённый мелодией Цезарь подошел к берегу, он увидел этого флейтиста.* И Цезарь счёл сие за знак. А во сне это было или наяву - не всё ли равно!
И лев штандарта ХIII легиона прыгнул, рыкнув и вонзил когти. И когда тяжелой поступью манипул легион вошёл в вечный город, там уже не было- ни прокативших на выборах кандидата от популяров Гая Клавдия Марцелла и Корнелия Лентула Круса. Они укрылись на своих виллах, похожих больше на военные крепости, чем на идиллические строения на лоне природы для мирного отдохновения.


Тогда консул Марцелл немедленно созвал заседание сената и потребовал, чтобы Цезарь был признан врагом отечества, а те два легиона, которые в свое время он прислал из Галлии и которые стояли в Капуе в полной боевой готовности, теперь, под командованием Помпея, были бы брошены против самого Цезаря.



И мне только год оставалось дурачиться под комедианской маской, изображая в "Облаках" Аристофана летающего о воздуху Сократа.
Письмо 5. Скарабей и Сизиф


Сегодня ночью мне опять приснился громадный мерзкий скарабей. Он толкал по покатому песчаному склону гигантский навозный шарик. Но это был не просто искусно слепленный из слонового кала катышок, а голова Гнея Помпея, защитника интересов сената, поборника интересов мздоимцев и хапуг в роскошных тогах. Надо было представить из ануса какой величины слона могло явиться такое количество навоза! Разве что одного из тех, что стоят на спине непомерных размеров черепахи, удерживая твердь земную! Жвала жука шевелились. Из под бронированных надкрыльев выглядывали прозрачные крылышки- свидетельство того, что насекомое способно летать. Его циклопические лапки были подобны пилам, с помощью которых распускают брёвна на доски при строительстве трирем, гексирем, квадрирем и другого рода оснащённых мощными таранами римских боевых кораблей, на каких отец мой штурмовал венетов, треверов и аквитанов Бретани. Да и мне доводилось натирать мозоли о вёсла, обдирать ладони о ванты парусов на тех многовёсельных сороконожках, что подобно скалапендрам впивались в борта вражеских посудин. В моих снах эти могучие парусники являлись мне непостижимых размеров насекомыми. Паруса-крылья, вёсла- лапы, носовые и кормовые украшения - рога и и жала. На палубе одного из таких чудовищ -и получил я увечье в своём последнем бою.


Я потому так подробно это тебе описываю, Лициний, что ты ведь, отдавшись актёрскому ремеслу, так и не испытал на себе радостей и тягостей военной службы. И мало осведомлён в этих делах. Не довелось тебе прочувствовать ни воодушевления атак и побед, ни горечи поражений и траурных хлопот, когда на погребальных кострах сгорали бренные тела героев, и в момент, когда отлетали в мир иной души боевых товарищей, наворачивались на глазах слёзы.Ну а мне, хоть моя прямая обязанность аквалифера и состояла в том, чтобы как можно выше парил над легионом орёл, всё же случалось спознаться и с тем что такое абордажный "ворон", и что из себя представлял палубный стреломёт -скорпион.
В 31 году дело было, когда уже семь лет как проводили мы к праотцам Гая Юлия и отпылал погребальный костёр в который римляне бросали не только благовония и лавровые венки и охапки мартовских первоцветов-цикломенов, ...но и , рыдая , почтенные матроны срывали с шей недешевые украшения, вынимали из ушей серебряные и золотые серьги, срывали с пальцев перстни. Что говорить про плебс! Про нас с тобой, Лициний, мы ведь с тобой пролили в тот день отнюдь не крокодиловы слёзы!
В 66 лет ушёл от нас наш отец и благодетель, оставивший каждому римляняну по 300 систерций и участки садов вдоль Тибра, по которым гуляла Клеопатра, родившая Цезариона. Когда Марк Антоний развернул свиток над бездыханным, покрытым ранами телом Цезаря и огласил завещание, в коем было означено и имя приемника,- охлос взбурлил негодованием к убийцам. И они были бы тут же растерзаны, как та, влетевшая под своды форума птичка, ежели бы не поспешили они удалиться с глаз долой. Вот тогда и родились эти строчки.


Спи наш отец, благодетель наш богоподобный,
будем достойны тебя, ну а кара настигнет злодеев...



И кара гналась по пятам заговорщиков. Все они кончили плохо. Но в морском сражении возле греческого Актиума, где и получил я ранение, после которого и резвоногого,как сам Меркурий, знаменосца превратился в хрономного-козленогого Сатира, кара настигла отнюдь не заговорщика. Но так уж Парка сучит свою пряжу, чтобы в конце концов оборвать нить судьбы! Антоний - следующий после Цезаря трофей любовных битв Клеопатры. на западном побережье Греции произошло одно из самых значительных морских сражений в истории. Все еще сражаясь за контроль над Римской империей, Октавиан столкнулся с Марком Антонием и его союзницей, египетской царицей Клеопатрой.


Обе стороны собрали флот и приготовились атаковать друг друга. Марк Антоний вел флот из 500 военных кораблей и 300 торговых судов против аналогичных сил Октавиана, хотя у Антония были более крупные и менее маневренные суда эллинистического типа. Агриппа, все еще командовавший флотом, начал свою атаку в начале сезона плавания и таким образом застал Антония врасплох.


Древнее морское сражение
Древнее морское сражение
Целью были северные аванпосты войск Антония, что позволило отвлечь внимание, пока Октавиан высаживал свою армию. В любом случае, Антоний отказался выходить из своей укрепленной гавани в Амбрикийском заливе. Блокада была единственным выходом для Агриппы. Возможно, Антоний выжидал время, пока его легионы соберутся со всей Греции.


Однако Октавиан не хотел ввязываться в сухопутное сражение и укрыл свой флот за оборонительным молом в 8 км к северу. Поскольку болезни опустошали его войска, а линии снабжения все больше угрожали Агриппе, Антонию не оставалось ничего другого, как попытаться вырваться 2 сентября. Антонию не помогло то, что перебежчик выдал Октавиану свои планы, а несколько генералов переметнулись на его сторону. Антоний смог собрать только 230 кораблей против 400 у Агриппы.


Также рекомендуем


Битва при Киноскефалах. 197 год до н.э. Легион против фаланги
В конце III — начале II веков до н.э. Средиземноморье было охвачено множеством конфликтов, которые ознаменовали конец так называемой эллинистической эпохи и рождение новой континентальной державы –…


Стратегия Агриппы заключалась в том, чтобы удержаться на море и выманить Антония подальше от побережья. Однако это подвергло бы Антония опасности, связанной с большей маневренностью кораблей Агриппы, поэтому он попытался прижаться к берегу и избежать окружения.


Когда около полудня поднялся ветер, Антоний увидел свой шанс на спасение, поскольку его флот был под парусами, в то время как флот Агриппы сложил паруса на берегу – стандартная практика в древней морской войне. Два флота встретились и вступили в бой, и в неразберихе 60-ти корабельная эскадра Клеопатры бежала из битвы.



Древнеримская галера
Древнеримская галера
Антоний быстро последовал ее примеру. Бросив свой флагманский корабль на произвол судьбы, он последовал за своей возлюбленной и оставил свой флот на растерзание объединенным силам Агриппы и Октавиана. Вскоре после этого сухопутная армия Антония, теперь уже без лидера, сдалась Октавиану, заключив мир.


Пропаганда победителей предсказуемо обвинила в поражении Клеопатру и трусость Антония, но тот факт, что Антоний вступил в бой с Агриппой под парусом, говорит о том, что, сильно уступая в численности, он с самого начала намеревался бежать, а не сражаться.


Рим в одиночестве
После битвы при Актиуме новый римский император Октавиан, который теперь называл себя Августом, создал два 50-ти корабельных флота – Classis Ravennatium, базировавшегося в Равенне, и Classis Misenatium, находившийся в Мизенуме (около Неаполя), которые действовали до IV века нашей эры. Позднее были также флоты, базировавшиеся в Александрии, Антиохии, Родосе, Сицилии, Ливии, Понте и Британии, а также один, действовавший на Рейне, и еще два на Дунае.


Эти флоты позволяли Риму быстро реагировать на любые военные нужды по всей Римской империи и снабжать армию в различных кампаниях. Однако на самом деле реальной морской конкуренции флотам Рима не было.


Об этом свидетельствует тот факт, что в последующие века Рим участвовал еще только в одном крупном морском сражении – в 324 году н.э. между императором Константином I и его соперником Лицинием — и поэтому, по крайней мере, в древнем Средиземноморье, после Актиума, дни крупномасштабных морских сражений закончились.


РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:


Мифология смерти в Древнем Риме
Похоронное бюро Покой
Загробный мир в мифологии древних римлян
Представления о загробной жизни в Древнем Риме были не такими красочными, как, например, у древних египтян, и не такими детальными, как у древних греков. Изначально они сводились к манам и лемурам, о которых будет чуть ниже.


В представлениях древних римлян о загробной жизни, жизнь земную у человека забирает богиня смерти Морс в сотрудничестве с богом Цекулом, который навсегда закрывает человеку глаза, и богом Видуусом, который исторгает душу из человеческого тела. После этого души становились манами или лемурами.


Манами назывались добрые, светлые души умерших. Они почитались, как покровители своего рода, оберегающие его. Манов почитали в священный праздник Паренталии, проходивший ежегодно в феврале (древнеримский аналог славянских родительских дней). Злые души именовались лемурами (встречалось ещё название лярвы). Как правило, это были души безродных усопших, которые бродили как неприкаянные и приносили несчастья живым. Чтобы их «умаслить», древние римляне ежегодно в мае праздновали Лемурию. В это время закрывали храмы и запрещали браки.


Из вышенаписанного понятно, что древние римляне придерживались мнения, что ушедшие в мир иной способны влиять на течение жизни тех, кто остался, поэтому они нуждаются в подношениях. По этой причине на могилы древние римляне приносили еду и выпивку, которую оставляли там. Живым это есть и пить запрещалось.


Позже древние римляне стали перенимать мифологию греков. Так, у них появился бог подземного царства Плутон, богини человеческой судьбы Парки. Плутона боялись, считая, что он появляется на поверхности земли на колеснице, запряженной чёрными жеребцами, для того, чтобы выбрать себе жертву и утащить в подземный мир через трещины в земле. Богинь судьбы (парок) было три, как и соответствующих им мойрам в древнегреческой мифологии: Нона, Децима и Морта. Именно последняя перерезала нить человеческой судьбы, тем самым оканчивая его земную жизнь.
Пёрышко
Сизиф и Скарабей
Идоложертвенное сердце
Мятеж Клитмнестры
гробница Капии
Полёт имперского орла
Волосы Горгоны


Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом
Источник: Популярная механика


В древнем городе Иераполисе находится Плутониум — подземный грот, из которого сочатся ядовитые испарения. Ученые выяснили, как языческие жрецы древнего Рима использовали это жуткое место в ритуальных целях и загадочным образом оставались невредимыми.


Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом Древний Рим, Религия, Археология, Древняя история, Жертвоприношение, Длиннопост


Можно ли пройти через адские врата и выжить? Звучит парадоксально, но древние римляне верили в это и устраивали сложные жертвенные ритуалы там, где по их поверьям находились врата в потусторонний мир. Эти порталы были разбросаны по территории всего Средиземноморья, а жертвами выступали взрослые быки, которых кастраты-жрецы использовали в качестве своего рода проводников по миру теней. Новое исследование одного из таких жертвенников предполагает, что на самом деле чудеса языческих обрядов могли иметь геологическое объяснение.


Плутониум: врата в мир мертвых


Врата в древнем городе Иераполис (Хиераполис, Иераполь), располагающиеся на территории современной Турции, были открыты всего 7 лет назад. Они представляют собой каменный дверной проем, ведущий в небольшой пещерный грот. Ворота вырезаны в одной из стен прямоугольной открытой арены, на вершине которой находился храм и специальные каменные площадки для его посетителей. Сам город располагался в одном из наиболее геологически активных районов региона: 2200 лет назад в нем били термальные источники, которые, как считалось, обладали целебными свойствами. Однако глубокая трещина, пролегающая под Иераполисом, постоянно испускала вулканический газ (преимущественно СО2), принимающий форму туманной дымки. Сами врата, что неудивительно, назывались Плутониум и были посвящены Плутону, римскому богу смерти и владыке подземного мира. В 2011 году археологи, которые проводили раскопки, доказали, что это место и по сей день является чрезвычайно опасным: птицы, которым не посчастливилось подлететь слишком близко к испарениям, задыхаются и падают замертво.


Исследовательская группа, возглавляемая вулканическим биологом Харди Пфанцом (Hardy Pfanz) из Университета Дуйсбурга-Эссена в Германии, более подробно изучила смертоносный потенциал древней святыни. Пфанц и его коллеги измерили концентрацию углекислого газа на арене в течение суток. Картина получилась весьма интересной: на протяжении суток ультрафиолетовые лучи и солнечное тепло рассеивают газ, но по ночам, когда воздух остывает, более тяжелый CO2 опускается вниз и образует туманную пелену, своего рода «озеро» из газа. На рассвете оно особенно ядовито: концентрация углекислого газа, которую ученые измерили в 40 сантиметрах выше уровня арены, достигает 35% - этого достаточно для удушения животных и людей в течение нескольких минут. Однако ученые отметили, что с высотой концентрация ядовитых паров быстро падает.


Секрет жрецов


Врата в Ад: древнеримские жрецы убивали жертв смертельным газом Древний Рим, Религия, Археология, Древняя история, Жертвоприношение, Длиннопост


Так выглядит вход в Плутониум, раскопанный археологами в 2011 году


Пфанц предполагает, что жрецы-евнухи, вероятно, приносили жертвы на рассвете или в вечерние часы, когда концентрация газа была наивысшей. Жертвенные животные часто не были достаточно высокими, а потому могли дышать только ядовитыми парами. В результате у них начинала кружиться голова, быки клонились еще ниже, вдыхали еще больше газа — и скоро погибали от удушья. А вот священники были достаточно высокими, что позволяло им держать головы над опасным газом — возможно, для подстраховки они также становились на камни.


Страбон, древнегреческий историк, который посетил Плутониум в Иераполе около 2000 лет назад, записал, что жрецы могли даже поместить свои головы прямиком в «адские врата» и не пострадать. Ученый предположил, что этот иммунитет скорее всего был вызван кастрацией. Его современный коллега же полагает, что жрецы просто хорошо изучили химический состав местности. К примеру, они были достаточно осторожны, чтобы не подходить к вратам слишком близко, и спускались туда лишь в полдень, когда уровень газа на арене был минимальным. Однако Археолог Франческо Д'Андрия (Francesco D’Andria) из Университета Саленто в Лечче, Италия, который возглавлял команду, обнаружившую Плутониум в Иераполе в 2011 году, в этом не уверен. Его команда обнаружила множество масляных ламп в непосредственной близости от портала, свидетельствующих о том, что жрецы спускались в грот и в вечерние часы, несмотря на опасный уровень СО2.


Заключение


Вероятно, другие святилища функционировали по схожему принципу. Гил Ренберг, изучающий древнюю религию Греции и Рима в в Университете Небраска, Линкольн, уверен, что исследование Пфанца позволит определить точное местоположение и других «входов в Преисподнюю», расположенных в местности под названием Акарака, которая также является частью современной Турции.
Маны и лемуры — представления о загробной жизни
Маны и лемуры — представления о загробной жизни


Таких детальных и красочных представлений о загробной жизни, какие имели греки, у римлян изначально не было. Не было царства мрачного Аида-Плутона и его прекрасной жены Прозерпины, не было трехглавого Цербера, сторожившего выход из подземного мира, и седого Харона, перевозившего души умерших через Ахерон, — все это со временем пришло в Рим из Греции. Источники сообщают, что изначально римляне верили, будто жизнь у умирающего отнимает богиня смерти Морс, бог Цекул закрывает ему глаза, а душу из тела исторгает бог Видуус.


Как и большинство древних народов, римляне полагали, что тень умершего поддерживает связь с живыми и нуждается во всем том, что имела при жизни, поэтому на могилу предков приносили соль, вино и хлеб. Интересно, что римские гробницы часто строили рядом с дорогами и высекали на них обращения от имени мертвого с просьбой вспоминать его и оставлять приношения на могиле.


В верованиях римлян существовали добрые и злые души умерших. Добрые называли манами, поэтому на римских надгробиях часто писали: «D. M. S.», то есть «Dis manibus sacrum» — священным манам. Считалось, что маны — это души предков, которые защищают и оберегают свой род. Манам был посвящен февральский праздник Паренталии, родительские дни. На это время закрывались все храмы и запрещались церемонии, от которых ожидали благоприятного исхода, например свадьбы.


Загрузка
Заходите за деньгами
Подробнее
pochtabank.ru
Перейти
favicon
Под конец Паренталий открывалась запертая в остальное время «камнем манов» особая яма-мундус. Она находилась на Палатинском холме, и римляне верили, что в ней, глубоко под землей, обитают маны. Открыв ее, жрецы совершали торжественные церемонии в честь покровителей-предков и подносили им жертвенные вино и молоко.


Манов считали добрыми божествами, но, как и все потустороннее, относящееся к миру смерти, они были по-своему опасны: с ними была связана страшная подземная богиня Мания, насылавшая безумие. Полагают, что в древности манам приносили даже человеческие жертвы.


Злые души безродных покойников, которых некому было кормить, назывались лемурами или ларвами. Верили, что по ночам лемуры скитаются по земле, пугая живых. Чтобы обезопасить себя и умилостивить лемуров, римляне отмечали в мае посвященный им праздник Лемурии, когда тоже запирались все храмы и нельзя было жениться.


В середине ночи на каждую их трех ночей Лемурий отец семейства вставал с постели и босиком шел к двери. Он омывался чистой водой и, стоя спиной к двери, бросал за порог черные бобы и девять раз выкрикивал: «Этими бобами выкупаю себя и своих». Бобы были важной частью культа подземных богов: верили, что голодные лемуры подбирают и едят их. Затем отец семейства омывался, шумел медными сосудами, отпугивая лемуров, и снова девять раз восклицал: «Вон, духи дома!» Считалось, что после такой процедуры злые духи изгнаны и не тронут людей.


Данный текст является ознакомительным фрагментом.


Продолжение на ЛитРесS.P.Q.R. – аббревиатура, знакомая каждому любителю исторических фильмов, книг или видеоигр. Наравне с римскими легионерами и гладиаторами надпись красуется почти в каждом художественном произведении на тему Древнего Рима.


Эти буквы можно увидеть на боевых знаменах и государственных зданиях римлян, что красноречиво свидетельствует о их высочайшем значении на уровне всего государства. Аббревиатура расшифровывается как «Senatus Populus Quiritium Romanus», что традиционно принято переводить на русский как «Сенат и граждане Рима».



Другие статьи в литературном дневнике: