***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник


Адтын гетык


После свержения Карака на престоле воцарился хазарский каган-тенгрианец Урус, о котором (не называя имени) упоминает Константин Багрянородный в связи с постройкой на берегу Дона при содействии Византии, в царствование императора Феофила крепости Саркел (829—842 гг.) . Урус тоже воевал с Угыр Айдаром, и тоже неудачно.


Каганы Угыр Айдар и Урус были родичами, так как их матери из урусского рода Услан были родными сестрами. И это родство не позволяло им воевать друг с другом . Но на стороне Угыр Айдара воевали моджары, а на стороне Уруса - баджанаки. В ходе этой войны вся территория хазарского каганата — от Кичи-Шира (Северский Донец) до Закавказья — была опустошена и разгромлена моджарами. А владения Кара-Булгара расширились до пределов Булгарского бейлика на верхней Волге, и его правитель не замедлил объявить себя слугой Угыр Айдара. Сам же Угыр Айдар объявил себя эмиром Булгара и каганом Кара–Булгарского Саклана, заявив при этом, что небольшой кусок хазарской территории мог бы и без войны признать его власть. Однако Урусу все же удалось спасти свое государство, и в этом не последнюю роль сыграла построенная им в 834 г. на средства Византии крепость Хин — хазарский Саркел. По мнению М. И. Артамонова, Саркел был построен для защиты западных рубежей государства от набегов росов из Поднепровья . Тексты “Гази – Барадж” это всецело подтверждают. Но была и другая возможная причина возведения этой крепости. Урус был тенгрианцем, и хазарский Итиль — оплот враждебных ему каганов иудаистов — не мог быть его резиденцией. Поэтому Саркел видится также и как ставка кагана - тенгрианца в борьбе за власть с каганами-иудаистами из враждебного ему рода Калги .




Ставший каганом хазар после 820 года тенгрианец Урус из рода Кабана был сыном Асанкула, внуком Саксина и правнуком кагана Кук – Куяна. Мать Уруса была дочерью предводителя Кара – Булгар Тат – Утяка, а по матери принадлежала к урусскому роду Услан (Бахши Иман, 1993, с. 40). В 805 году не пожелавшие принять иудаизм отец, дед и мать Уруса были убиты Буланом. Урус спасся от смерти, скрывшись в бегство Дима – Тархан, где под покровительством Византии правил сын Тат – Угека Тамьян, и куда бежали от репрессий многие булгары. Урус и Тамьян помогали повстанцам, составляя оплот оппозиции.


После прихода к власти Уруса его положение было достаточно трудным из-за неудачных войн с Кара – Булгаром его предшественников. Спасая каганат от распада и гибели, он обратился за помощью к харасанцам и Византии, соответственно даровав большие свободы хазарским мусульманам и христианам. Хорасанцы вооружили войско Уруса, а Румцы (т. е. Византия) дали ему денег, на которые он нанял на службу баджанаков (печенегов) и построил крепость Саркел, которая в тексте летописи названа Хин. Это название закрепилось за крепостью потому, что в ней были размещены гарнизоны из наемных баджанаков (или печенегов), которых иногда называли хинцами (Бахши Иман, 1993, с. 32).


Сообщение летописи о том, что хазарская крепость Саркел была построена не победившими в гражданской войне иудаистами, а каганом, который был тенгрианцем и противником религиозных реформ – кульминация темы. Постройка крепости тенгрианцем Урусом, обращение за помощью в этой постройке к врагу его врагов – Византии, присутствие в крепости гарнизона из печенегов, настолько значительного, что они дали ей одно из ее названий – все эти данные летописи, в значительной степени перекликающиеся с сообщениями Константина Багрянородного, делают понятными и результаты раскопок Саркела – и присутствие на городище частей облицовки храмов и свидетельства пребывания в крепости наемного гарнизона из печенегов, и полное отсутствие каких-либо следов официального представительства кагана – иудаиста.




Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 551 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й пол. VI века орбита Западно-Тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство.



Как значительная военная сила хазары впервые упоминаются в связи с ирано-византийской войной 602—628 гг., в которой хазарский правитель Джебукаган стал главным проводником тюркско-византийского союза, направленного против Ирана. В 627 году хазарское войско разграбило Кавказскую Албанию и, соединившись с византийцами, взяло штурмом ТбилисиСама Ночь.



Первая война началась с арабского набега на хазарскую территорию в 642/643 году. Десятилетие спустя попытка повторного набега завершилась разгромом арабской армии под предводительством Салмана ибн Раби при Беленджере.


Вторая война, ставшая наиболее масштабной по времени и интенсивности, началась в 1-м десятилетии VIII века и шла до 737 года. Её кульминацией стало вторжение хазарских войск под началом принца Барджиля на территорию современного Иранского Азербайджана в 730 году, когда хазары разгромили арабскую армию под предводительством Джарраха ибн Абдаллах аль-Хаками в битве при Ардебиле и проникли далеко вглубь территории Халифата, достигнув окрестностей Мосула. В 737 году последовал ответный арабский поход, в результате которого были взяты все крупные города Хазарии, включая Семендер, который был в те времена хазарской столицей, и Ал-Байда, где находилась ставка кагана. Каган был вынужден заключить мир, и хазарские набеги на долгое время прекратились. Однако нестабильность внутри Халифата заставила арабов срочно отступить на родину. Об их контроле над Хазарией не могло быть и речи, и попыток завоевать земли за Кавказом они больше не предпринимали.


Следующая война произошла уже при Аббасидах, в 762—764 годах. Хазарскому нашествию подверглись Албания, Армения и Грузия. Был штурмом взят Тифлис.


Последний крупный конфликт между арабами и хазарами произошёл в 799/800 году. Хазары вторглись на территорию Ширвана и грабили её более двух месяцев, пока не были отогнаны назад арабским наместником Язидом ибн Мазиядом аш-Шайбани (англ.) (рус.. Иногда последней арабо-хазарской войной считают столкновение, которое имело место в 853/854 году, когда арабский полководец Буга ал-Кабир, сам хазарин по происхождению, совершил поход на хазар и алан и получил с них дань.



"Ал-Каусар спросил: «Что это за дым?» Кто-то сказал: «Наверное там находятся какие-то хазарские воины». Говорит : После этого ал-Каусар подозвал своих воинов, они сели на коней и направились в сторону дыма. Хазары ничего не подозревали. Ал-Каусар же во главе 40 тысяч воинов продвигался вперед. Они напали на хазар, перебили из них 10 тысяч и взяли в плен 7 тысяч. Остальные бросились бежать от арабов и укрылись в чащах, долинах и горах. После этого ал-Каусар обратился ко взятым в плен хазарам: «Скажите мне, что поделывает ваш командующий Хазар-Тархан?» Они ответили: «Он отправился на охоту с несколькими своими воинами и мы не знаем, что с ними случилось». Говорит : И тогда ал-Каусар понял, что встреченный ими был Хазар-Тархан. Все они были настигнуты в предрассветной мгле.


Затем, на второй день, когда солнце еще не взошло, ал-Каусар повернул назад и прибыл с воинами к Марвану, доставив нанизанные на копья головы Хазар-Тархана и его воинов.


Говорит : Об этом узнал хакан, царь хазар, впал в безысходную скорбь и воздел руки к небесам. После этого он послал к Марвану ибн Мухаммаду человека, чтобы спросить у него: «О эмир! Ты пленил хазар и саклабов, перебил их и достиг желаемого! Чего же еще тебе надо?» Марван ответил посланцу: «Я желаю, чтобы он принял ислам, иначе я убью его, захвачу его царство и передам его другому!».


Посланец попросил у Марвана три дня отсрочки, пока он не вернется к хакану и сообщит ему обо всем. Говорит : Марван ибн Мухам.мад дал ему согласие на это. Посланец вернулся к хакану и передал ему разговор с Марваном. (стр. 74) Хакан послал сказать Mapвану: «О эмир! Я принимаю ислам, признаю его и выказываю ему любовь! Однако ты пришли ко мне человека из числа твоих сподвижников, чтобы он раскрыл для меня его сущность».


Говорит : Марван направил к нему двух человек: одного звали Нух ибн ac-Са'иб ал-Асади, а другого — Абд ар-Рахман ибн Фулан ал-Хаулани. Оба они отправились к хакану и разъяснили ему учение ислама. Хакан сказал переводчику: «Скажи им от моего имени: «Я хочу от вас, чтобы вы разрешили мне употребление вина и мертвечины». Ал-Хаулани сказал ал-Асади: «Разреши ему это пока он не принял ислама. Но если он примет ислам и примет ислам его народ, то разъясни им, что это для них грех». Ал-Асади сказал: «Не дозволено то, что запрещает Аллах и не запрещено то, что дозволено Аллахом, ибо религия дает только искренние и.правдивые наставления».


Затем ал-Асади обратился к переводчику и сказал ему «Скажи этому своему господину, что нет в религии ислама дозволения запретному и запрета на дозволенное, И если ты примешь ислам, то тебе не дозволена мертвечина, кровь и мясо свиньи и все, что не славит имя Аллаха, если это предано закланию».


Когда переводчик сказал это хакану, хакан сказал: «Скажи им от меня: «Вы действительно муслимы!» Говорит : Затем хакан, царь хазар, принял ислам и вместе с ним приняли ислам множество людей из числа его родных и соплеменников."


АБУ МУХАММАД АХМАД ИБН А'САМ АЛ-КУФИ
КНИГА ЗАВОЕВАНИЙ
Рассказ о походе Маслами ибн Абд ал-Малика на священную войну против безбожников и его сражения с ними


К этому же времени относятся пять дирхемов, на которых вместо надписи «Мухаммед — посланник Бога» стоит «Моисей — посланник Бога»Диня Иванян.



Другие статьи в литературном дневнике: