Лев Гумилёв. Древняя русь и великая степь.

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Слились русы и славяне только при Владимире Святом, в Х в. До этого времени русы были самостоятельным народом, хорошо известным в Германии. Немецкие хронисты называли их руги, а Ольгу - Regina rugorum. Процесс слияния начался в IX в.Евгений Минаев, но был долог и тернистАстральная.Слились русы и славяне только при Владимире Святом, в Х в. До этого времени русы были самостоятельным народом, хорошо известным в Германии. Немецкие хронисты называли их руги, а Ольгу - Regina rugorum. Процесс слияния начался в IX в.Евгений Минаев, но был долог и тернистАстральная.Слились русы и славяне только при Владимире Святом, в Х в. До этого времени русы были самостоятельным народом, хорошо известным в Германии. Немецкие хронисты называли их руги, а Ольгу - Regina rugorum. Процесс слияния начался в IX в.Евгений Минаев, но был долог и тернистАстральная.


За 6 лет до этого, в 745 г., пал второй Тюркютский каганат, и его богатыри погибли в боях или были перебиты во время бегства. На его месте возник Уйгурский каганат, отнюдь не агрессивный и открытый культурным влияниям Ирана, но не Китая.


Но самым большим сдвигом было воцарение Аббасидов в Багдаде и начавшийся развал халифата, ибо это открыло дороги с Запада на Восток тем предприимчивым купцам, которые эти дороги изучили. Дорога по-персидски - rah, корень глагола "знать" - don; знающие дороги - рахдониты. Так называли еврейских купцов, захвативших в свои руки монополию караванной торговли между Китаем и Европой.


Торговля была баснословно выгодна, потому что торговали не товарами широкого потребления, а только предметами роскоши. В переводе на понятия XX в. эта торговля соответствовала валютным операциям и перепродаже наркотиков. Только сверхприбыль покрывала расходы на перевозку и содержание в порядке трассы, на которой сооружались купола над источниками и прудами, ставились вешки, указывающие направление дороги, строились караван-сараи для ночевок или дневок в особо жаркие дни.


Хорезми в 836-847 гг. писал: "Германия, она же страна сакалиба". Масуди причисляет к сакалиба "намчин" (немцев) и "турок" (венгров)Шум Удаляющихся Шагов. Разумеется, славяне тоже были в числе продаваемых рабов, но Масуди называет их "валинана" (волыняне), из чего видно, что термины "славяне" и "сакалиба" - не одно и то же. Думается, что столь единодушное мнение средневековых географов заслуживает предпочтения. Термин "сакалиба" был хорошо известен не только в Восточной Европе, но и в Испании, где при дворе омейядских халифов так называли гвардейцев-невольников. В этой гвардии кроме славян служили немцы, французы, тюрки, мадьяры, печенеги... короче говоря, все рабы, купленные на европейских рынках. И вряд ли надо видеть в этом термине этноним, так же как в терминах "зинджи" (черные рабы из Восточной Африки) и "мамлюки" (в Египте - рабы из туркмен, половцев, черкесов и даже русских).
Решающее слово в этой беспощадной войне должно было сказать собственно хазарское население долин Терека, Дона и Волжской дельты, но оно промолчало. Инертность персистентного этноса обрекла на гибель его беков, тарханов и эльтеберов и на поражение его союзников - мадьяр, бежавших за Днепр, в страну ЛеведиюСэр Писатель. Там, по соседству с другим каганатом, языческим и могучим, беглецы обрели некоторую безопасность. Зато иудеи построили в 834 г. крепость Саркел для защиты от западных врагов, которыми были не только степные мадьяры, но и Русский каганат в Киеве. Гарнизон крепости состоял из печенегов или, может быть, гузов.


Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные дешевой баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, детей обоих полов, продаваемых в рабство, корабли, спускающиеся по Волге, и караваны, подходящие к городу с востока и запада,- все это производило сильное впечатление на очевидцев, а их описания умиляли историков XIX в.


И тем не менее Истахри и Ибн-Хаукаль сообщают: "Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбьего клея"Независимая, но для народа такая торговля приносила мало дохода из-за поразительной дешевизны рыбы. Тяжелый труд хазарских рыбаков оплачивался минимально.При впадении р. Сарысу Волга образует два протока западный - собственно Волга и восточный - Ахтуба. Между ними лежит зеленый остров, на котором стоял Итиль, сердце иудейской Хазарии. Правый берег Волги - суглинистая равнина; возможно, туда подошли печенеги. Левый берег Ахтубы - песчаные барханы, где хозяевами были гузы. Если часть русских ладей спустилась по Волге и Ахтубе ниже Итиля, то столица Хазарии превратилась в ловушку для обороняющихся без надежды на спасение. Продвижение русов вниз по Волге шло самосплавом и поэтому настолько медленно, что местные жители (хазары) имели время убежать в непроходимые заросли дельты, где русы не смогли бы их найти, даже если бы вздумали искать. Но потомки иудеев и тюрок проявили древнюю храбрость. Сопротивление русам возглавил не царь Иосиф, а безымянный каган. Летописец лаконичен: "И бывши брани, одоле Святославъ козаромъ и градь ихъ... взя". Вряд ли кто из побежденных остался в живых. А куда убежали еврейский царь и его приближенные-соплеменники - неизвестно.


Наталья Павлищева в книге «Вещий Олег» писала:


«Чем живут хазары? Часть из них пасёт скот, с ранней весны до поздней осени кочуя за свежей травой с места на место, но не от того богатство Хазарского каганата. Живут они на самом перекрестье торговых путей с полуночи на полудень и с заката на восход. Византия заперла свой пролив, от франков к арабам не пройдёшь, остаётся путь через Итиль. Вот и сидит Хазария как паук в центре паутины, дёргает за ниточки, собирает со всех проходящих десятину. И у самих торги богатые, отовсюду товары. Кое-какие купцы привозят, а больше и сами торгуют. Мехами, мёдом, оружием… Откуда меха, если лесов своих нет, степь вокруг? Дань это со славян, одни вятичи вон сколько мехов поставляют! Все платят… А кто платить не хочет, тех набегами разоряют, да и плательщиков время от времени тоже, чтоб не забывали про угрозу.
Славяне Итиль ненавидят, им туда на невольничий рынок рабами попасть просто…»


***


Хазария существовала с VII по X век.
Этнически она представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни.
Надо сказать, что все племена и народы, которые входили в Хазарию, пользовались достаточной свободой.
Свободой, вплоть до того, что они могли самостоятельно:
- ходить в походы,
- заключать свои договоры и
- принимать ту религию, которую они желали.
На территории каганата жили многочисленные племена.
В лесных и лесостепных районах распространён был оседлый способ ведения хозяйства.
В степных – кочевой.
Кроме этого, возле Каспийского моря было очень много виноградников.
Зимой хазары проживали в городах.
В тёплое же время года кочевали и обрабатывали землю.
А также устраивали регулярные набеги на соседей.
Чтобы представить, что собой представляло хазарское войско, приведу 2 отрывка:

• Борис Васильев в книге «Князь Святослав» писал:


«В сражениях, которые они ведут, есть определённая из веку очерёдность. Бой начинают так называемые «чёрные хазары» - лёгкие всадники, вооружённые луками и дротиками. Они засыпают наступающего противника дождём стрел и дротиков, чтобы сбить наступательный порыв. Свершив это, мгновенно рассеиваются, стремясь охватить противника со всех сторон. Далее идут «белые хазары». Это тяжело вооружённые копьями всадники в лёгкой броне и боевых шлёмах. Они стремятся расколоть центр противника, который уже понёс некоторый урон от лёгкой кавалерии. Их удар поддерживают дружины хазарской знати в тяжёлой броне, вооружённые длинными копьями, длинными боевыми топорами, мечами, палицами и лёгкими саблями, способными при удачном ударе рассечь застёжки брони. За ними следует отборная дружина самого кагана. Она состоит из наёмников-мусульман, отлично вооружена и надёжно закована в стальные доспехи. Это – мастера конного боя. Их главная задача – расколоть противника, части которого будут тут же окружены ополчением».


• С. Пономарёв в книге «Гроза над Русью» писал:


«Издалека хазарский стан походил на потревоженный осиный рой. Суетливо переливались из конца в конец поля разноцветная масса коней и людей. Посвёркивали кольчуги на воинах, выделялись яркие пятна попон, проблёскивали наконечники копий, колыхались на слабом ветру бунчуки беков.
Но большинство степняков были одеты в рваные овчинные полушубки без рукавов или в стёганые матёрчатые халаты, подпоясанные кушаками. Кое-кто в шлёмах, другие с непокрытой головой. Длинные до плеч волосы, наголо обритые головы или выбритые наполовину с заплетёнными позади косицами.
Мимолётного взгляда было достаточно, чтобы понять, сколь разношёрстное воинство двинул каган-беки Урак на Русскую землю. Здесь были представители почти всех народностей, составляющих многоликий Хазарский каганат. Помимо самих хазар – крымские готы и кара-булгары, ясы, касоги, таласы, саксины, буртасы, бояндеры, печенеги и булгары камские. На полудиких косматых низкорослых конях, покрытых порой вместо сёдел бараньими или коровьими шкурами, кочевники непринуждённо и ловко обходились без поводьев и стремян.
Особняком от всех расположились всадники в богатом вооружении, в голубых, зелёных или жёлтых архалуках, в блестящих кольчугах со стальными нагрудниками. У каждого по два арабских или нисийских скакуна – коренной и заводной – в позолоченной сбруе; деревянные сёдла с высокой передней лукой, широкие железные стремена – всё украшено золотыми и серебряными накладками, самоцветами. Прямые, чуть загнутые к концу сабли с узкими длинными клинками из ширванской, хорезмской или дамасской стали вложены в ножны из тиснёной, орнаментированной драгоценным металлом кожи. Боевой пояс обтягивал стан каждого богатого воина, на нём – чеканные бляшки и подвески. Каждая бляшка – знак воинской доблести, она давалась за одного убитого или пленённого врага. И чем больше бляшек имел воин на своём боевом поясе, тем большим почётом он пользовался».



***


Как всякая кочевая держава, Хазария была открыта для пришельцев и беженцев из других стран.
Особенно ценились и охотно принимались:
- ремесленники,
- торговцы и
- «люди книжные».
С распростёртыми объятьями в Хазарии были приняты иудеи.
Предприимчивые евреи быстро наладили в Итили - столице Великого Хазарского Каганата - процветающий рынок.
Он стал «посредником» между западной и восточной торговлей, между Азией и Европой, между Арабским Халифатом и Византией, между начинавшей подниматься Древней Русью, Индией и Китаем.
Благодаря своей большей цивилизованности, энергии, предприимчивости, ремесленным навыкам и, главное, торговым капиталам, евреи быстро поднялись.
Они с помощью «института иудейских невест» иудаизировали верхушку местной власти.
Иудаизм стал государственной религией хазар.


• Костин А. в своей книге «На заре Руси» писал:


«С начала VIII века аристократическая верхушка Хазарии приняла иудейскую веру, и с тех пор эта религия насильственно распространялась среди хазар. Но, несмотря на усилия, сопровождаемые жестокими гонениями, основная масса хазарского населения оставалась преданной мусульманской вере. С принятием иудейства цари Хазарии назывались каганами, а царство – каганатом…»


Иудеи, фактически, стали править Хазарией и превратила её в агрессивное паразитическое государство.
И после этого Хазария уже не создавала богатства, а лишь присваивала чужое и являлась п а р а з и т а р н ы м государством.
Хазары кормились и одевались за счёт соседних народов, изнуряя их:
- данями,
- разбойничьими набегами,
- высокими торговыми пошлинами.
Одним из основных источников дохода стала работорговля, в частности славянскими рабами. Рабов даже именовали специфически – «сакалабы», что переводится как «славяне».
Для того, чтобы захватить как можно больше невольников, оплаченные иудеями наёмники совершали набеги на Русь…


• Костин А.:


«В IX веке Хазарская держава достигла наивысшего могущества…
Хазары обложили данью славянские племена – полян, северян, тмутараканцев и обирали их систематически, планомерно. В приволжских и придонских степях грабили торговые караваны.
Столица Хазарского каганата – Итиль – была большим и многолюдным торговым городом, раскинувшимся на обоих берегах Волги. В восточной его части жили главным образом приезжие купцы многих стран – арабы, греки, евреи, славяне, варяги, волжские болгары, хорезмийцы. Хазары брали с купцов торговую пошлину, и она составляла важнейший источник дохода казны.
В городе имелись кварталы греческих, арабских, славянских и других поселений. В них проживали постоянно торговые представители своих стран с обслуживающим персоналом, состоявшим из слуг и рабов. Здесь же находились склады всевозможных товаров.
Купцы северных стран – славянские, булгарские, варяжские – закупали на рынках Итиля предметы роскоши, дорогие самоцветы, шёлковые и золототканные ткани, сукно, бархат, оружие, зелёный бисер, золотые цепи, ожерелья, запястья, благовония, вино, фрукты, пряности, курильницы и многие другие товары. Восточные купцы приобретали рабов, меха, воск, льняные ткани, пеньку, мечи, замки, янтарь, смолу, кольчуги с медной оторочкой, разные изделия из моржового клыка.
Жители близлежащих к Итилю поселений вели оседлую жизнь. Они сеяли просо, ячмень, пшеницу, коноплю, выращивали овощи – огурцы, лук, репу, дыни, возделывали виноград. Основное же население Хазарии вело кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Тучные стада быков, коров, овец, коз, лошадей, верблюдов паслись в обширных приволжских степях, на лугах Кума-Манычской долины и в предгорьях Кавказа. На пойменных озёрах водилось множество гусей, лебедей, уток, пеликанов, бобров, которых хазары, как и славяне, употребляли в пищу. Велики были рыбные богатства страны. В Волге, Дону, Маныче и их притоках в изобилии ловилась крупная рыба – сомы, белуга, осётры.
Большой город с постоянным притоком иноземцев потреблял много продовольствия. Поэтому здесь широко и в изобилии торговали скотом, птицей, рыбой, овощами, фруктами, хлебными злаками, вином. Иноземные купцы разъезжали с товарами и по другим хазарским городам…
В Итили много было дворцов, синагог, мусульманских мечетей, славянских языческих капищ, греческих церквей. Подавляющее же большинство городского населения – ремесленники, торговцы, воины – жили в юртах и глинобитных мазанках. Хижины хазар строились из плетней, обмазанных глиной. Наиболее распространёнными жилищами в Итиле были юрты. Они строились из жердей, связанных вверху, и покрывались войлоком или шкурами.
В середине или в углу жилища строился очаг – круглая печка из камней и глины. Улиц в Итиле было мало».


***


Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашина.
Власть его держалась на военной силе и на глубочайшем народном почитании.
В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением Божественной силы.
Он имел 25 жен из дочерей правителей и народов, подвластных хазарам, и ещё 60 наложниц.
Каган являлся неким залогом благополучия государства.
В случае серьёзной военной опасности хазары выводили перед противником своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство.
Правда, при каком-либо несчастье – военном поражении, засухе, голоде – знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи.
Постепенно власть кагана слабела, он всё более становился «священным царём», чьи действия были скованы многочисленными табу.


• Костин А.:


«Каган являлся безраздельным владыкой хазар, окружённым неземными почестями, величием, славой и роскошью. Это был «наместник бога» на земле. Каждый был потомком старой тюркской династии. Но, несмотря на обожествлённость, каган не пользовался реальной властью. Управление страной находилось в руках бека – высшего сановника в государстве, игравшего роль царя или наместника великого кагана.
В жёны кагану избиралась одна из царевен той же тюркской династии. Хазарский каган изредка появлялся среди людей. Его никто не имел права видеть, за исключением небольшого круга приближённых – сановников из царской династии, главного раввина и близких родственников.
Каган жил уединённо, на острове, во дворце, построенном из красного кирпича. Остров соединялся с городом плавучим мостом. Дворец и крепость города строились под руководством византийских архитекторов, которых каганы выписывали из Царьграда».



Другие статьи в литературном дневнике: