Берсерк. гл. 6 перстень.остров, на нем (находится) дворец царя (каср). Ханума Чечек Халида
Видится и Ладомиру, и Давило и ещё нескольким раскованным рабам, что -выломай они эти ворота - и за ними никогда уже не бывать неволи.И откроется новый мир, где под живительными лучами Сварожича зеленеют усыпанные цветами луговины, кони пасутся привольно, голубеют ленты рек, а над ними плывут облачные парусники -моноксилы**. Хасан, Алик, Азис , раскачивают таран из ствола дуба священной рощи и видится им, что ветвится дуб железными ветвями-шипами. И перемалывают те шипы древесину ворот. Чтобы подтащить таран вплотную к стене надо было завалить ров камнями и фашинами , прикрываясь от сыплющихся со стен стрел лишь щитами и плётёными из прута стенками. Вымощён переход через ров и телами убитых, и илисто -песчаной приволжской землёй присыпан.Вязнут колёса стенобитного устройства в месеве. Но снова и снова втыкается наконечник тарана в уже подавшиеся под напором ворота. Так из перстня сорванного с пальца убитого уже после боя будет викинг выковыривать остриём кинжала ал-рубин или адамант-изумруд, чтобы потом за сверкучие камушки разжиться готским мечом или новой кольчугою. Три таких перстня Олаф Рыжий снял с жирных пальцев купца-рахданота,продавшего на киевском Подоле князю рабов, попросту отрубив те пальцы и сунув их в колчан.Товар купца вернулся к нему же-два бывших раба в одной упряжке крушили теперь ворота града, ставшего для них воплощением зла. А купец, слушая удары ломящегося в ворота тарана, сжимая черенок лопаты трясущимися руками в перстнях,закапывал в дворике под яблоней сундук с дирхемами, который ему , увы, уже никогда не откопать...Они-то , эти перстни, и сверкнули в глаза Олафу,и зарычав по-звериному, смахнул берсерк секирою голову несчастному торговцу мехами и рабынями. Потом уже, сидя у костра после боя, вынимал Олаф те, пересчитавшие столько монет пальцы из колчана, свинчивал с них перстни, а почерневшие обрубки бросал в огонь-и они там, шевелились, изжаривась, словно ещё пытались ухватить драгоценные каменья угольев, шаря среди них золото и серебро. А со снесённой топором Тополя Битвы головы, о которую я споткнулся устремляясь за ним по улочкам Итиля, сорвал я изумрудную брошь, крепившую к переливчатому шёлку павлинье перо. И до сих пор, как сквозь всевидящее око, сквозь радужный "глаз" того пера, как сквозь чудо-кристалл сквозь грани того изумруда вижу всё, что происходило с нами и "до" и "после". Как скряга с ларцом, пересыпая камушки, цепочки, ожерелья , амулеты и перстеньки...Вот они -крепости- перстеньки-Итиль, Семендер, Саркел. Каждый перстенёк на свой манер. А есть и с секретами. В ином под драгоценным камнем на шарнире -смертельный яд. Ни войска не надо, ни доблести. Надо только вовремя суметь подсыпать яду в кубок с вином. Не так ли сделал Царьградский царедворец Никифор Фока, устраняя своего соперника? А его в свою очередь устранил со своего пути с помощью коварной ... Цимисхий. И все -то они , как трупы, которыми заваливали колодцы, чтобы отравить их ядами разложения! Отвергаемые воинственным язычником Святославом хитрость , коварство и предательство -вы были и будете антиподами доблести и бесстрашия.Вы в итоге и станете причиной его гибели. И вот -перебираю я перстни. Что ни перстень- крепость. А порушили мы их немало. Итиль, что выбеленным временем черепом коня Олегова встал на нашем пути неприступными стенами,зияет глазницами проломленных таранами камнёмётами стен.Да и прорытый восставшими чёрными хазарами - тенгрианцами подкоп ведет прямо к цитадели.И чёрными змеями вползают наши победоносные войска в процветавший до того город, чтобы не оставить от него камня на камне. С грохотом рушатся врата Итиля. Сотрясаются стены храмов.Сыплется штукатурка с дворца бека. Мелкая дрожь сотрясает прилавки базара, где ещё вчера рядом с шелками и оберегами назначали цену за рабыню или мальчика-евнуха. Окружённый жёнами , наложницами и евнухами прячется бек в дальние покои своего дворца. Вскакивает в седло соправитель - каган Иосиф. При нём всё ёщё его верная стража. Но кто он теперь - сакральный правитель, богоподобный оракул, назначая которого в полубоги, придушивали, вопрашая - что ждёт каганат впереди? Малик? Или жалкое подобие того, кто мог поплатиться собственной жизнью и оказаться переизбранным, если на страну обрушатся неурожай и голод? Но когда это было? И кто он теперь,- вынужденный спасаться через боковые ворота в плотном обрамление броненосных всадников? Уже ворвались на объятые огнём и паникой городские улицы печенежские ханы Була и Метигей, что присоединились к войску русичей только вчера, накатив яростной волной отмщения из степи. Уже мстят хазарам, круша пиками базарные прилавки с брошенными товарами, рубя направо и налево кривыми саблями и взывая к помощи бога Тенгри. И один, и другой хан привезли с собою на телегах по вытесанному бал-балу -каменному изваянию воина на случай своей погибели. Но пока не берёт их ни стрела, ни вражеская сабля. Так и потащат они за собой те каменные стелы до самого Доростола. Пока "вечные" из катафрактов Цимисхия не сомнут печенежскую конницу под стенами той крепости. И пока на нас , запертых в ней не зашвырнут рамеи своими катапультами одного за другим тех каменных идолов, которым так и не суждено было украсить курганы над телами печенежских ханов. - Кривичи Рогвалд и Борислав, Родимир, Велибор, Бранко-всё отборная княжева кавалерия.Дружинники. Сила.Срываются с ветвей д друг против друга каган Иосиф в золотой короне на обугленной голове и алом плаще и Святослав в кольчуге и с отрубленной головой под мышкой. И говорит княжья голова глухим голосом:
Они закончились победой и переходом под власть Киева северян и радимичей. До этого племена платили дань хазарам. Отец Святослава Игорь также сталкивался с кочевниками и потерпел от них поражение. Они не позволили ему продвигаться на Каспий и вдоль черноморского побережья. Честь сокрушительного разгрома Хазарского каганата принадлежит князю Святославу.
Основные события
Для того чтобы понять талантливость Святослава как полководца, надо знать, насколько неприступной была его цель. Саркел построили византийские инженеры на мысе и отделили его двумя защитными рвами, один из которых был заполнен водой. Высота стен была не менее 10 метров, а толщина – почти 4 метра. Дополняли конструкцию массивные башни по всему периметру. Взятие Саркела было непростой задачей.
Хазарская город-крепость Саркел
Три важных итога исчезновения Хазарского каганта с политической арены:
И снова падает сражённый мечами варягов Ярополк. "И ты, брат!"- кричит Ярополк, истекая кровью, а мне слышится "И ты Брут" - и вижу я, как пронзают мечи заговорщиков Цезаря и как обагряется ковию его плащ.
И всё таки -сбылось предсказание каббалиста и Юдифь-Хазария отсекла голову Олоферну -Святославу. И там на ... Куря - была только видимостью Быстрый ответ
Упоминается имя радимичей в письменных свидетельствах с 885 по 1169 год.
Порог Ненасытец, остров Хортица, Вознесеновская горка, район нынешнего Павло-Кичкаса – вот наиболее вероятные ориентиры последней битвы князя. Относительная безопасность, установившаяся в Хазарском каганате во второй половине VIII века, а также то обстоятельство, что через Хазарию проходил один из маршрутов Шелкового пути, привлекали в каганат рахдонитов – купцов иудейского исповедания. Приток в страну иудеев привел каганат к религиозному перевороту с далеко идущими последствиями. Языческие верования по разным причинам уже не грели душу хазарам, соприкоснувшимся с миром христианской и исламской цивилизации. А политические соображения также подталкивали властные сферы каганата к принятию одной из монотеистических религий, что должно было повысить статус государства на международной арене. А вот самый этот выбор исходил из стремления к сохранению суверенитета. В Константинополе принятие христианства отождествляли с вступлением в отношения подданства или вассальной зависимости от императора, так что там даже удостаивали государей новообращенных народов придворных чинов, а в Дамаске и потом в Багдаде принятие ислама подразумевало вхождение в состав Халифата и признание правителями исламских народов верховенства халифа. Но в ту пору, как и в течение многих веков до тех пор, не существовало еврейского государства, так что для сохранения независимости самым безопасным было обращение в иудаизм. Оно, правда, не приобретало для каганата союзных государств, но и на Востоке и на Западе еврейские общины, несмотря на свое религиозное неравноправие, обладали влиянием, в особенности в финансовой сфере, а значит, у них был инструмент воздействия и на монархов, нуждавшихся в денежных ссудах, хотя бы уже только для содержания войск и ведения войн. Поэтому оригинальный выбор веры, сделанный хазарским государством, не был лишен политического расчета. Хотя сами иудеи, преданные идее происхождения своего от Авраама по плоти, не стремились к расширению своей общины за счет прозелитов, которых принято было считать «проказой Израиля», они все же не отвергали прозелитизм абсолютно, и поэтому обращение в иудаизм гоев-язычников не было табуировано. Беспримерность обращения каганата заключалась в том, что не отдельные лица из гоев, а целое государство приняло религию иудеев и сделало ее, прибегая к современной терминологии, официальной и господствующей конфессией. Целое государство приняло религию иудеев и сделало ее официальной и господствующей конфессией Л. Н. Гумилев выдвинул своеобразную концепцию иудаизации каганата, отвергая самый факт обращения хазар: «;Обращения хазар” в иудаизм не было, да и быть не могло, – писал он, – так как в Средние века прозелитические религии – христианство и ислам – резко противопоставлялись древним религиям, где к исполнению культа допускались только члены рода, даже в том случае, если род вырос в этнос». Иудаизация каганата представляла собой, по Гумилеву, захват власти иудеями, чему способствовали смешанные браки между хазарами и еврейками, в результате которых дети от таких браков признавались, согласно иудейской традиции, иудеями, но считались при этом своими и хазарами в силу господствовавшего у них патриархата: «Сын хазарина и еврейки имел все права отца и возможности матери. Его учили еврейские раввины, члены общины помогали делать карьеру или участвовать в торговле, род отца защищал его от врагов и страховал, в случае несчастий, от бедности»Шум Гам. Не в пример хуже оказывалась участь полукровки, отцом которого был еврей: «Сын еврея и хазарки был всем чужой. Он не имел права на наследование доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду в духовной еврейской школе, не получал поддержки ни у кого, кроме своих родителей... Этим беднягам не было места в жизни. Поэтому они ютились на окраине Хазарии – в Крыму... Их потомки составили крошечный этнос крымских караимов». Переворот завершился, по Гумилеву, в начале IX века, когда «влиятельнвый иудей Обадия взял власть в свои руки, превратил хана из династии Ашина (по отцу) в марионетку и сделал раввинистический иудаизм государственной религией Хазарии». Эта увлекательная концепция строится на смелой интерпретации одного из самых пререкаемых относительно своей достоверности документов, затрагивающих тему обращения хазар, – «Кембриджского анонима», названного так по городу, в библиотеке которого он хранится. В сохранившемся фрагменте некий неизвестный по имени иудей рассказывает, что «бежавшие в Хазарию евреи породнились и смешались с жителями этой страны. Они забыли свои обычаи и закон, сохранив только обрезание и празднование субботы. Один из таких полуевреев-полухазар прославился своей храбростью на войне и был выбран хазарами военачальником. Под влиянием жены, носившей еврейское имя Серах, и тестя... этот предводитель обратился к ревностному выполнению предписаний иудейской религии. Греки и арабы, узнав об этом, послали к хазарским князьям послов... склонявших их к переходу в свою веру. В последовавшем затем диспуте ни один из представителей трех религий не добился успеха. Тогда хазарские вожди поручили принести ;книги Закона Моисеева” из ;пещеры в долине Тизул”, объясняенные затем еврейскими мудрецами. Под впечатлением этих книг хазарские евреи раскаялись в своем индифферентизме и убедили остальное население Хазарии перейти в иудейство». В источниках нет прямого указания на дату обращения хазар в иудаизм, поэтому для историка на первый план встает вопрос о хронологических границах этого события, на которые в них есть косвенные указания. Очевидно, что когда в 732-м г. каган Вирхор выдавал свою дочь Чичак замуж за сына императора ромеев Константина Копронима, и та была крещена перед замужеством, каган не мог быть иудеем, но оставался язычником. Правитель хазар был язычником и в 737-м г., когда Мерван, разгромив хазар, принудил кагана к принятию ислама, так что обращение, по крайней мере кагана, произошло позже. С тех пор «прошло немногим более сотни лет, и мусульманские источники фиксируют иудаизм в качестве государственной религии Хазарии. Именно к этому времени (приблизительно 850–70-е годы) относится известие, ранний вариант которого находим у Ибн Русте. Он сообщает, что в Хазарии исповедовали иудаизм «;высший глава” (то есть каган), шад, а также вожди (;коввад»” и знать (;узама”), остальной же народ придерживался веры, похожей на религию турок», как в ту пору мусульманские писатели называли венгров. Таким образом, получается интервал в сто с лишним лет. Более точные указания на время обращения, при том, что хронологическая неопределенность остается, можно почерпнуть из некоторых других исламских и еврейских источников, которые, правда, содержат противоречивые сведения, так что реконструировать ход событий, их последовательность, их хронологию представляется трудным занятием, результат которого едва ли может быть гарантирован от ошибок и приблизительности. Так, арабский историк Масуди писал, что «хазарский царь принял иудейство во время халифата Гарун ар-Рашида, после того как прибыли к нему многие евреи из всех мусульманских краев и из страны греков». Харун ар-Рашид правил с 786 по 809 г. Иная дата содержится в написанной в 1140-м г. на арабском языке книге знаменитого еврейского ученого и поэта из Испании Иегуды бен Галеви «Кузари» (Хазарской книге). В ней он пишет, что обращение хазар совершилось за 400 лет до написания этой книги, следовательно, около 740 г.профиль удален На основании этих дат и с учетом дополнительных сведений, почерпаемых из исламских и иудейских источников, Д. Данлоп делает следующий вывод: «Около 112/ 730 года (первая дата – от хиджры, по исламскому летосчислению, вторая от Р. Х. – В. Ц.) ведущие хазары попали под влияние иудаизма... Хакан принял модифицированный иудаизм после религиозных дебатов, имевших место около 740 года... Двумя поколениями позже, около 800 года, потомок хакана принял раввинский иудаизм». «Модифицированным иудаизмом» могло быть караимское учение, отвергавшее Талмуд, но в важнейшем источнике, а именно, в относящейся к X веку переписке между Хасдаем ибн Шапрутом, еврейским ученым, состоявшим на службе у исламских правителей Испании, и хазарским царем Иосифом, речь не идет о караимской конфессии, хотя в них определенно зафиксированы два момента в обращении хазар. В ответном послании Иосиф сообщает Хасдаю об обращении хазар при царе Булане: «Он сам и его рабы совершили над собою обрезание, и (затем) он послал (посланцев) и доставил (к себе) некоторых мудрецов израильских, и те объяснили ему Закон (Моисея) и изложили ему в порядке все заповеди». Прошло время, и «воцарился из сыновей его сыновей царь, по имени Обадья... Он выстроил дома собрания (синагоги) и дома учения (школы) и собрал множество мудрецов израильских, дал им много серебра и золота, и они объяснили ему 24 книги (Священного Писания), Мишну, Талмуд и весь порядок молитв». Затем Иосиф приводит свою родословную, восходящую к Обадии, а значит, если доверять достоверности сообщаемых им сведений, и к Булану. Правда, отсутствие в приводимой им родословной имени или имен предков между Буланом и Обадией дает повод предполагать, что происхождение Обадии от Булана представляет собой лишь легенду. Такой точки зрения придерживался М. И. Артамонов: «Имена царей, правивших между Буланом и Обадией, в письме Иосифа не названы, из чего можно заключить, что именно Обадия основал династию, к которой принадлежал Иосиф». Поскольку эти его предки были иудейского исповедания, они носили еврейские имена (Обадия, Езекия, Манассия, Ханука, Ицхак, Завулон, Моисей, Менахем, Вениамин, Аарон), за исключением Булана, имя которого в переводе с хазарского значит «олень». Имеющееся в других еврейских источниках возведение хазарских правителей и хазар к одному из потерянных колен Израиля не имеет подтверждения в ответном послании Иосифа Хасдаю: он «прослеживает ...предков не до Сима, а до третьего сына Ноя, Яфета, точнее, до внука Яфета Тогармы, предка всех тюркских племен». Таким образом, если доверять Иосифу, и сам он, и его народ не происходят от Авраама, Исаака и Иакова, что они иудаисты из прозелитов; на основании косвенных данных можно предполагать, что в статусе прозелитов хазарские цари и их окружение оставались со времен Булана до Обадии. Еврейские и исламские источники называют Обадию и его потомков вплоть до Иосифа «царями» (малик). Значит ли это, что они были каганами, верховными правителями хазар? Источники не дают однозначного ответа на этот вопрос. Но из исламских памятников известен акт позднейшего отстранения кагана от реальной власти, превращения его в сакральное лицо, которому поклоняются, хотя и своеобразно, так что при определенных обстоятельствах он становится сакральной жертвой, но в любом случае он не правит. Поэтому затруднительно видеть в потомках Булана, в Обадии и, наконец, в самом Иосифе именно таких безвластных каганов. На этом основании сложилась концепция, в русской историографии преобладающая, согласно которой и Булан, и Обадия были беками, которые стали править в каганате, хотя по чести и занимали положение ниже каганов. «Весьма вероятно, – пишет в этой связи М. И. Артамонов, – что именно Обадий был тем хазарским беком, который стал первым хазарским царем и низвел роль кагана до положения сакрального владыки». С вероятностью такого развития событий можно согласиться, хотя это только предположение. По версии М. И. Артамонова, Булан был региональным или племенным правителем – князем: «Булан был первый хазарский князь, склонившийся к иудейству. Судя по тому, что географические названия, упомянутые в легендах об обращении хазар, относятся к современному Дагестану, надо полагать, что обращение Булана, названного по-еврейски Сабриель, произошло в стране, составлявшей первоначальное ядро Хазарии. Предание, приписывающее ему обращение кагана и всех хазар... преувеличивает действительное значение события... В то время иудейство не могло быть ни религией кагана, ни официальной религией хазар, но вполне допустимо, что один из вассальных хазарских князей в то время стал иудеем, как раньше, в 682-м г., подвластный хазарам гуннский князь Алп-Илитвер сделался христианином»профиль удален. Намеренные или не намеренные искажения фактов в письме Иосифа Хасдаю, конечно, возможны, и поэтому реконструкция событий, связанных с обращение хазарской верхушки в иудаизм, предлагаемая М. И. Артамонов, на уровне гипотезы приемлема. Хазарская серебряная монета с легендой «Моисей — посланник Бога». Gotland Museum (Висбю, Швеция) «Причина обращения в иудаизм царя хазар, прежде язычника, такова. Он принял христианство. Потом он признал его ложность и обсуждал эту тему, сильно его беспокоившую, с одним из своих приближенных. Тот сказал ему: ;О царь, люди Священного Писания делятся на три группы. Созови их и вели привести их доказательства, а затем последуй за тем, у кого правда”. И послал он к христианам, за епископом. При царе был иудей, опытный в спорах, и он затеял диспут. Он спросил епископа: ;Что скажешь о Моисее, сыне Амрана, и о Торе, данной ему свыше?” Епископ отвечал: ;Моисей – пророк, в Торе истина”. Тогда иудей обратился к царю: ;Вот он и признал правдивость моей веры. Теперь спроси его, во что верит он сам”. Царь спросил, и епископ ответил: ;Я говорю, что Иисус – Мессия, Сын Марии, Он – Слово, Он творил чудеса во имя Господне”. И сказал иудей царю: ;Он проповедует учение, которого я не знаю, но признает то, что говорю я”. Но епископ не был силен в доказательствах. Тогда царь затребовал мусульманина, и прислали ему ученого, мудрого мужа, мастера доказывать. Но иудей нанял человека, который отравил мусульманина в пути, и тот умер. Тогда иудею удалось склонить царя к своей вере, и тот принял иудаизм»In The Wdel. Факт отравления ученого мусульманина следует, как говорят в подобных случаях, оставить на совести мусульманского автора. В любом случае из этого рассказа видно, что царь (вероятно, все-таки каган) обнаружил простодушную доверчивость к аргументации иудея, который к тому же был у него под рукой, либо, что более вероятно, диспут диспутом, но каган уже был подготовлен и предубежден против христианства и ислама – как бы в противном случае могло случиться, что дело с отравлением знатока Корана не было расследовано, и почему в случае, если тот и в самом деле был отравлен, каган не пожелал послушать аргументов другого ученого мусульманина. К тому же видно, что режиссуру этого диспута взял на себя иудей, а кагану принадлежало лишь формальное судейство в этом споре. Самый факт этого диспута некоторые историки ставят под вопрос, и, как кажется, напрасно, – то обстоятельство, что подобную дискуссию устроил в свое время креститель Руси святой князь Владимир, не дискредитирует достоверности документальных свидетельств о таких спорах при выборе веры, но, скорее, ее подтверждает – в этих диспутах видится черта, характеризующая религиозное сознание своей эпохи, как оно выражено было в переломные моменты и на перекрестке разных вер, которые приходилось сопоставлять. Из еврейских источников наиболее подробная информация о споре между апологетами разных религий содержится в пространной редакции ответного письма царя Иосифа Хасдаю. В нем первым обратившимся в иудаизм царем назван Булан. Называющий себя его потомком Иосиф рассказывает о диспуте, который совершился уже после того, как Булан «собрал всех князей и рабов своих и весь свой народ», и «они приняли (новую) веру, пошли и стали под покровительство Шехины». Услышав об обращении царя хазар в иудаизм, «царь Эдома» (уничижительное обозначение императора ромеев – В. Ц.) и «царь исмаильтян» (халиф) «прислали своих посланцев и послов с... великими и многочисленными дарами, вместе со своими мудрецами, к царю, чтобы склонить его (перейти) в их веру. Но царь был мудр, – продолжает свой рассказ Иосиф, – да будет душа его завязана в свертке жизни у Господа, его Бога! Он приказал привести (также) мудреца из израильтян... а (затем) свел их вместе, чтобы они спорили о своих верах. Они опровергали слова друг друга и не могли остановиться на (какой-либо) вере... На другой день царь послал к священнику царя Эдома и сказал ему: ;Я знаю, что царь Эдома более велик, чем все цари, и что его вера прекрасная и почитаемая... Я только прошу тебя ответить мне на один вопрос. Скажи мне по правде... если взять израильскую веру и веру исмаильтян, то которая из них лучше, по-твоему?” Священник отвечал и сказал ему: ;...Во всем мире нет веры, подобной израильской вере. ...Что (такое) вера исмаильтян в сравнении с (верой) израильской? Нет ни субботы, ни праздников, ни заповедей, ни законов; они едят всякую нечисть, мясо верблюдов и лошадей, мясо собак и всякую мерзость, и всяких пресмыкающихся”...На второй день царь позвал ал-кади... и сказал ему: ;...если взять веру христиан и иудейскую веру, то которая из них тебе кажется лучшей?” Кади отвечал ему: ;Иудейская вера это истинная вера, и у них есть заповеди и законы, но когда они согрешили, Всесвятой, – благословен Он, – разгневался на них и предал их в руку врагов их. Но искупление и спасение (остается) за ними. Вера христиан не есть (настоящая вера), они едят свиней и всякую нечисть, поклоняются делу своих рук, и нет у них надежды (на спасение)”... На третий день он позвал их вместе и сказал им: ;Говорите и спорьте друг с другом, и выясните мне, какая вера хороша”». Послушав спорящих, царь наконец «обратился и сказал ему: ;...Если взять иудейскую веру и веру исмаильтян, то которая (из них более) почтенна?” Священник отвечал и сказал: ;Вера Израиля более почтенна, чем вера исмаильтян”. Царь спросил (затем) кадия: ;...Если взять веру христианскую и веру Израиля, то которая из них (более) почтенна?” Кадий отвечал... ;Вера Израиля более почтенна”. Тогда царь... сказал (им): ;Если так, то вы (уже) собственными вашими устами признали, что вера Израиля наиболее почтенна, и я (уже) выбрал (себе) веру Израиля, (как) веру Авраама”». Это, конечно, не протокол диспута и не репортаж о нем. Это литературное сочинение, которое, однако, выросло не на пустом месте, а на легенде, воспроизводящей атмосферу и тон, вероятно, действительно состоявшегося интеллектуального спектакля, с простодушной ловкостью устроенного или, лучше сказать, подстроенного изобретательным прозелитом Буланом, вовсе не заинтересованным в том, чтобы из этого диспута извлечь познание истины, но умело поставившего в дурацкое положение незадачливых апологетов христианства и ислама. Еще один иудейский источник, содержащий рассказ об обращении хазар, – «Кузари» (Хазарская книга) Иегуда бен Галеви: «Я слышал однажды доводы ученого раввина, бывшего при дворе хазарского царя, который перешел в еврейскую веру... Он много раз видел один и тот же сон: ангел приходит к нему и говорит: ;Намерения твои угодны Творцу, но действия твои Ему неугодны”... Тогда он обратился к изучению всех вер и религий и в конце концов принял еврейскую веру, а вместе с ним многие из хазар». Побеседовав вначале с ученым христианином, а затем с ученым мусульманином, царь пригласил ученого еврея, беседа с которым его удовлетворила. «Впоследствии ...хазар открыл визирю тайну своего сна, в котором ему было много раз повторено веление искать образ жизни, угодный Богу, и пойти для этого в горы Варсан... Они оба – царь и визирь – пошли в эти горы, которые находятся в пустыне, омываемой морем. Ночью они пришли к пещере, в которой каждую субботу собирались евреи; и они открылись этим людям и там, в пещере, приняли их религию и были обрезаны. Затем они вернулись в свою страну и сохраняли в сердце веру евреев – они верили тайно, пока не нашли способ постепенно открыть свою тайну немногим избранным. Наконец стало их много, и их тайна стала явью. Они всех остальных ввели в веру евреев». Это, пожалуй, самый апокрифичный из рассказов об обращении хазар, но и он проливает дополнительный свет на обстоятельства, сопряженные с переменой веры, например, из «Кузари» видно, что первоначально обрезание приняли каган и его «визирь», что обрезаны они были в тайне от хазар, в пещере, где в субботу собирались иудеи на молитву, что и после этого правители хазар скрывали от народа сам факт перемены ими религии, и только со временем открывали эту тайну ближайшим сановникам – «избранным», и лишь когда число обращенных и обрезанных выросло, стало безопасно сообщить об обращении народу, так что, по словам Иегуды, все хазары переменили религию. В числе самих хазар значительную часть составляли христиане, мусульмане и язычники Но так ли это было на самом деле? Все хазары или только некая часть их приняла иудаизм? Очевидно, что это обращение не затронуло народы, зависевшие от каганата, но и в числе самих хазар, даже тех, которые жили в столице каганата, значительную часть составляли по-прежнему христиане, мусульмане и язычники. Нет ни точных, ни даже приблизительных данных о числе или доле хазар, принявших иудаизм, среди всего хазарского населения каганата, но из совокупности имеющихся на этот счет сведений можно заключить, что это было меньшинство хазарского этноса, и даже вместе с поселившимися в каганате иудеями-эмигрантами и их потомками – это была незначительная часть всего населения каганата, но это было окружение кагана и бека, политическая верхушка государства и наиболее состоятельный класс. С принятием иудаизма господствующим слоем хазар сопряжена была политическая революция: отстранение кагана от реальной власти, превращение его в исключительно сакральное лицо, так что с тех пор царем (маликом) источники, мусульманские и еврейские, называют уже не кагана, но бека, которого, применительно к более ранней эпохе, до обращения, именовали визирем (нечто вроде премьер-министра при правящем монархе). Как и почему произошел государственный переворот? И как он связан с переменой религии верхушкой каганата? Было ли отстранение от власти кагана следствием его обращения в иудаизм, или взаимосвязь тут прямо противоположная – в результате отстранения от власти кагана иудаизм стал господствующей официальной религией каганата, либо эти две перемены только совпадают или близки по времени, но между ними нет причинной связи? В историографии присутствуют разные суждения на сей счет. Воин Хазарии «На шахматной доске двойное царствование олицетворяется королем (каган) и ферзем (бек). Король находится в изоляции... и может совершать только одношаговые ходы. Ферзь, в противоположность ему, выступает самой могущественной фигурой, доминирующей на доске. Тем не менее утрата ферзя не означает конца игры, тогда как падение короля символизирует... завершение партии». Достигнув реальной власти, Обадия воспользовался ею для того, чтобы придать своей иудейской религии официальный, государственный статус в каганате, несмотря на то, что она была тогда и оставалась позже вероисповеданием меньшинства. Принуждение к принятию иудаизма не применялось, но приверженцы его, несомненно, пользовались привилегиями. Принуждение к принятию иудаизма не применялось, но приверженцы его пользовались привилегиями В любом случае в ближайшее окружение правителя, бека, именовавшегося после переворота в мусульманских источниках «маликом» – царем, входили, исключительно или по преимуществу, его единоверцы. Власть бека, как и престол кагана, передавались по наследству. Но о порядке наследования в линии беков дает представление письмо царя Иосифа Хасдаю. Он был самым обычным, по родовому старшинству: от отца к старшему сыну, при отсутствии которого власть передавалась брату. По линии каганов престол передавался иначе. У географа и путешественника ибн Хаукаля есть любопытное замечание по этому поводу: «Хаканство есть принадлежность известных семей, не имеющих владений и богатств, но иногда бывают среди них богатые... Мне сообщил человек, которому я доверяю, что он видел на одном из их рынков юношу, продававшего хлеб; и они говорили, что если хакан их погибнет, то никого нет более достойного хаканства, чем он, разве только что он мусульманин, а назначаются на хаканство только иудеи». Похоже, что дело с престолонаследием обстояло так: принадлежавших к династии Ашинов было хотя и не так много, как в наше время чингизидов или сейидов (потомков Магомета), но изрядное число лиц и семей, из которых бек выбирал кандидатов на престол по своему усмотрению, и, естественно, выходцы из бедных семей, не имевшие поддержки со стороны богатых и влиятельных близких родственников, были менее опасны и потому предпочтительней на троне. А самый этот вещественный трон, по словам Хаукаля, имел золотой навес и «изготовлялся только для хакана; шатры хакана, когда разобьют их в случае необходимости в дороге, выше шатров царя, а жилище его в городах выше царского жилища». Мудрым бекам было, видимо, чуждо пустое тщеславие, и ради власти они смирялись с ритуальным превосходством кагана. Как соотносились статусы кагана и бека, – об этом абсолютно умалчивают еврейские источники, потому, вероятно, что самый факт переворота, а значит, и существования отстраненного от власти кагана выгодно было замалчивать или скрывать, зато мусульманские писатели пишут на эту тему с увлечением, как о явлении крайне экзотическом, поэтому, вероятно, преувеличивают, доводят его до гротеска. В наиболее характерном виде представил взаимоотношения кагана и бека Ахмед ибн Фадлан, писатель и дипломат, посланник Багдадского халифа, побывавший в странах, соседних с каганатом, в 921–922-м г. У Фадлана был особый вкус к экзотическому своеобразию в обычаях и нравах разных народов, которые он наблюдал в своих поездках. Правда, в стране хазар он не побывал и писал о них с чужих слов; но как дипломат, а значит, и разведчик, он умел собирать ценную и важную информацию. По словам ибн Фадлана, «царь хазар, титул которого хакан... не показывается иначе, как (раз) в каждые четыре месяца, (появляясь) в (почетном) отдалении. Его называют ;большой хакан”, а его заместителя называют хакан-бек. Это тот, который предводительствует войсками... управляет делами государства... совершает походы, и ему изъявляют покорность находящиеся поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему хакану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны... Обычай наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции людям и не разговаривает с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули», а упомянуты были заместитель бека кундур-хакан и его заместитель с титулом джавшыгыр. У ибн Хаукаля визиты в покои кагана представлены так: «Приходят к нему только по необходимости. При входе к нему входящий падает перед ним ничком на землю, поклоняется ему и становится вдали, пока хакан не разрешит ему приблизиться»Ходок. В своеобразной изоляции от подданных остается каган и при своих выездах из дворца: «Когда этот большой царь выезжает верхом, то едут (также) все войска по случаю его выезда, причем между ним и частями кортежа миля (расстояния), и ни один из его подданных не видит его лица, как павши ниц на свое лицо, поклоняясь ему, и не поднимет своей головы, пока он не проследует мимо него»Гардеробщик. Ибн Хаукаль, пересказывая текст Истахри, писал: «Когда постигает их тяжелое событие или война, то они выводят хакана, и не взглянет на него ни один из тюрков или других соседних с ними кяфиров (неверных) без того, чтобы не поклониться и не удалиться». Утратив власть, каганы, судя по книге Фадлана, сохранили гарем из 25 жен и наложниц. Пребывание кагана на престоле имело хронологические ограничения. По Фадлану, царствование его продолжалось 40 лет. «Если он переживает их (хотя бы) на один день, то подданные и его приближенные уволят его или убьют и скажут: ;У этого ум уже уменьшился, и его суждение (стало) путаным”». У других авторов сакральная жертва кагана представлена в несколько ином свете. По Истахри, срок своего предстоящего царствования определял сам каган перед своим восшествием на престол: «Когда они желают поставить кого-нибудь... хаканом, то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: ;Как долго желаешь царствовать?” – он отвечает: «Столько-то и столько-то лет». Если он раньше умрет (то его счастье), а если нет, то его убивают по достижении назначенного числа лет царствования». Насильственная смерть настигала кагана и в случае народных бедствий. В книге арабского историка и географа X века Али ибн ал-Хусейн ал-Масуди с цветистым названием «Золотые луга и россыпь самоцветов» говорится, что «когда Хазарию постигнет голод или другое бедствие... знатные люди и простой народ идут толпой к царю и говорят: ;Мы рассмотрели приметы этого хакана и дней его, и мы считаем их зловещими. Так убей же его или передай нам, чтобы мы его убили”. Иногда он выдает им хакана, и они убивают его. Иногда он убивает его сам; а иногда жалеет и защищает его... если он не совершал никакого преступления и не был повинен ни в каком грехе». Погребение кагана поражает своей инфернальной пышностью. «Если он умрет, – пишет Фадлан, – то строится для него большой двор, в котором (имеются) двадцать домов, и в каждом из этих домов для него вырывается могила. Измельчаются камни настолько, что они делаются похожими на... порошок, и расстилаются в ней, и поверх этого накладывается негашеная известь. А под (этим) двором (имеется) река... и они проводят эту реку над этой могилой, и говорят: ;Чтобы не добрался до нее ни шейтан, ни человек, ни черви, ни насекомые”. Когда он похоронен, то рубят шеи тем, кто его хоронит, чтобы не было известно, в каком из домов (находится) его могила. Могила его называется рай, и говорят: ;Он вошел в рай”. И все эти дома вытканы парчой, сотканной из золота». А по словам ибн Хаукаля, когда каган «умрет, и его похоронят, то не проедет ни один мимо могилы его без того, чтобы не спешиться перед нею и не поклониться праху его; и путник сядет верхом не прежде, чем скроется из виду его могила». Религиозный плюрализм в Хазарском каганате Среди самих хазар, и тем более в племенах и народах, подвластных каганату, в середине VIII века было немало христиан, мусульман и иудеев, и похоже, что число их постоянно росло. В городах Крыма, зависевших от хазар, христиане составляли большинство. Христианские общины существовали в Дагестане, на юге которого жили албанцы, язык которых близок лезгинскому. Арабский писатель Аль-Истахри проливает свет на конфессиональный состав населения столицы каганата: «Итиль делится на две части: одна часть на западном берегу реки... а другая на восточном берегу. Царь живет в западной части, и называется он на их языке бек... Величина этой части города в длину около лиги, и окружает ее стена. Постройки этого города разбросаны и за ней. Жилищами в ней служат войлочные палатки, за исключением некоторых жилищ, выстроенных из глины. У них есть рынки и бани. В городе множество мусульман; говорят, что их более десяти тысяч, и у них около тридцати мечетей. Дворец царя далек от берега реки... и выстроен он из обожженного кирпича. Ни у кого нет постройки из обожженного кирпича, кроме царя, и он не позволяет никому строиться из кирпича. В этой стене четверо ворот; одни обращены к реке, а другие к степи, что расстилается за стеною города. Царь их иудейского вероисповедания, и говорят, что свита его числом около 4000 человек. Хазары – мусульмане, христиане и иудеи, и среди них есть идолопоклонники. Самый малочисленый класс – иудеи, а самый большой – мусульмане и христиане, но все-таки царь и приближенные его – иудеи». По описанию Ахмеда ибн Фадлана, Итиль «состоит из двух сторон, – в одной из этих двух сторон (живут) мусульмане, а в другой стороне – царь и его приближенные. Над мусульманами (начальствует) муж из (числа) приближенных отроков царя, который называется хаз. Он мусульманин... У мусульман в этом городе (есть) соборная мечеть, в которой они совершают молитву и присутствуют в ней в дни пятниц. При ней (есть) высокий минарет и несколько муэззинов». Ибн Фадлан с особой обстоятельностью пишет об исламском присутствии в Итиле потому уже, что он мусульманин, но мусульмане в этом городе, действительно, составляли едва ли не большинство его жителей.
«Город Итиль поражал путешественников своими размерами... Итиль раскинулся на 8–10 км вдоль левого берега и на прекрасном зеленом острове в пойме, где помещался дворец царя... Синагоги, мечети, церкви, огромные базары, полные баранины, разнообразной рыбы, прекрасных арбузов, детей обоих полов, продаваемых в рабство, корабли, спускающиеся по Волге, и караваны, подходящие к городу с востока и запада, – все это производило сильное впечатление на очевидцев». Ввиду религиозного плюрализма в каганате действовали разные системы права, и подсудность определялась вероисповеданием обвиняемых лиц или участвующих в тяжбе сторон. Так, по словам Масуди, «в хазарской столице по правилу семь судей; два из них для мусульман; два – для хазар, которые судят в соответствии с Торой... два – для христиан, которых судят в соответствии с Евангелием, и один для ...язычников, которых судят согласно языческому (обычаю)». Как обстояло дело с рассмотрением тяжебных дел между сторонами разных религий, – ясного ответа на этот вопрос ни в этом отрывке из Масуди, ни в других источниках нет. Масуди писал, что «когда представится случай большой важности, для которого у них нет знания, они собираются у мусульманских кади... судятся перед ним и следуют тому, что надлежит по шариату»Александра Штырева. Раз существовали исламские судьи, кади, то можно предположить, что христиан судили христиане, а иудеев иудеи Раз существовали исламские судьи, кади, то можно предположить, что христиан судили христиане, а иудеев иудеи. Но поскольку упоминание о суде по шариату следует за словами о том, как судят язычников, то, можно думать, это только к ним и относится, из чего опять-таки не видно, какого же исповедания были судьи, рассматривавшие более простые дела язычников. Место Хазарского каганата в мировой истории и его наследие Религия господствующего элемента, иудаизм, оставалась, в каганате, и даже в его ядре – Хазарии, как это видно из источников, исповеданием меньшинства. В Хазарии существовала письменность, но она была разной и употреблялась для записи разноязычных текстов: еврейское письмо, которым пользовались грамотные иудаисты, арабское письмо у мусульман, греческая и армянская письменность у христиан, тюркские рунические письмена. А. Новосельцев писал, что, помимо полиэтничности, «разнообразие религиозных культов приводило к распространению разных культурных влияний, ни одно из которых в Хазарии... не возобладало. Отсутствие же единой культуры, литературного языка и письменности говорит о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане». Культурное наследие самого хазарского этноса оказалось на редкость стерильным, хотя, с другой стороны, хазары внесли свой вклад в развитие мировой культуры тем, что они «были главными посредниками в распространении предметов персидского и византийского искусства среди варварских племен Восточной Европы». Из своих походов в Закавказье, когда они сопровождались удачей, хазары привозили в каганат сокровища, среди которых были замечательные произведения прикладного искусства народов Ирана, Византии, Армении, Грузии и Кавказской Албании, которые служили образцом для местных мастеров, принадлежавших разным этносам каганата. Чрез сбор торговых пошлин художественные сокровища аккумулировались в столице Хазарии. Интенсивная внутренняя торговля позволяла знакомиться и учиться у их творцов талантливым людям во всех регионах каганата. И все же культурный мир каганата представлял собой сложную мозаику разных культурных миров, что делало это государство, несмотря на его военную мощь и блестящее состояние финансов, хрупким образованием, обреченным на насильственную смерть под ударами более монолитных соседей, на окончательную дезинтеграцию и распад. Характеризуя место и роль Хазарского каганата в мировой истории, М. И. Артамонов писал, что без хазар «история Восточной Европы сложилась бы совсем иначе, чем мы ее знаем. Распространение мусульманства, а вместе с ним и восточной цивилизации, на ряд столетий остановилось на пороге Европы у Кавказских гор. Этих столетий было достаточно для того, чтобы в Восточной Европе сложилось прочное Русское государство... Роль Хазарии в таком именно направлении исторического развития совершенно бесспорна и обеспечивает за ней всемирно-историческое значение»69. Д. Данлоп придерживается аналогичного взгляда на роль Хазарии в столкновении мировых цивилизаций, представляя ее при этом в более широком пространственном контексте: «На границе Кавказских гор арабы встретили организованные военные силы, которые не позволили им продолжить завоевания в этом направлении... Торжествующих мусульман встретили и остановили хазары... Если бы не существование хазар на территориях, расположенных к северу от Кавказского хребта, Византия, оплот европейской цивилизации на востоке, была бы охвачена с флангов арабами, и история христианства и ислама оказалась бы совсем не такой, какой мы ее знаем». Протоиерей Владислав Цыпин 20 января 2021 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. М, 1996, с. 227–228. Светлана Пешкова Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк (www.vostlit.info>rus5>frametext11) Артамонов М. А. История хазар. М., 2013. С. 171. Сэр Писатель Цит. по: Артур Кестлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. СПБ, 2006. С. 225– 226. Кляшторный С.Г. Азиатский аспект ранней истории хазар. – Артур Кестлер, цит. изд. С. 342. профиль удален Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд. С. 338. Сама Ночь Там же. Артамонов М. И., цит. изд. С. 393. Ветренная Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. С. 145. Роберт Итиль Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд. С. 230. Al Там же, с. 56. Аlex Цит. по: Дуглас Данлоп, цит. изд. С. 81. Алекс Там же, с. 81. Доленнарвен Цит. по: Гумилев Н.С., цит. изд. С. 145. Независимая Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд. С. 48. Евгений Минаев Там же, с. 231. Астральная Мовсес Каланкатуаци, цит. изд. Альян Там же. Кирилл Кметь Там же. Даблл Делль Там же. Черная Принцесса Там же. Шум и Гам Там же. Alex Shumilin Там же. Шум Удаляющихся Шагов Артамонов М. И., цит. изд. С. 190. профиль удален Там же, с. 241–242. Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. Приск Панийский. Сказания. Рязань, 2005. С. 371. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. С. 122. Шум Гам Там же, с. 132. Артамонов М .И., цит. изд. С. 270. Новосельцев А. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С . 136. Цит. по: Дуглас Данлоп, цит. изд. С. 79. профиль удален Там же, с. 101. Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд. С. 73. Артамонов М.И., цит. изд. С. 278. Артур Кестлер, цит. изд. С. 72–73. Артамонов М.И., цит. изд., с. 279. профиль удаленТам же, с. 276. In The Wdel Цит.: Дуглас Данлоп, цит. изд., с. 80. Цит. по: Дуглас Данлоп, цит изд., с. 98. Артур Кестлер, цит. изд., с. 55. Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд., с. 56. Ходок Там же, с. 55. Гардеробщик Там же, с. 338. Цит. по: Дуглас Данлоп, цит. изд., с. 164. Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд., с. 337–338. Цит. по: Дуглас Данлоп, цит. изд., с. 81. Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд., с. 339. Гумилев Л.Н., цит. изд., с. 145. Цит. по: Артур Кестлер, цит. изд., с. 52. Александра Штырева Там же, с. 52. Новосельцев, цит. изд., с. 142. Артур Кестлер, цит. изд., с. 49. 69 Артамонов, с. 224. Дуглас Данлоп, цит. изд., с. 7–8. Православие.RuПравославие.Ru рассчитывает на Вашу помощь! Татьяна26 января 2021, 12:37 Алекей21 января 2021, 15:31 Иван20 января 2021, 22:43 Александр20 января 2021, 21:52 Православный календарь на каждый день.
Церковь в государстве франков в VIII веке Фанар и Лэнгли: из истории взаимоотношений Церковь в Испании в VIII веке «Первый без равных» Из церковной истории королевства лангобардов VIII столетия «Пишем цветом» (+ВИДЕО) Только Церковь, семья и хоккей Памяти Нины Александровны Чавчавадзе, вдовы А.С. Грибоедова Почему мы соглашаемся быть плохими христианами? Один день в концентрационном лагере Заксенхаузен Организация общей домашней уборки в большой семье «Мужчина! Хватит хулиганить! Я полицию позову!» «Она несла все домашние заботы так, как это делают святые люди» «У него было очень сильное чувство Бога» Несколько идей о том, как и зачем приучать ребенка к домашним обязанностям © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2023. Другие статьи в литературно
{393} © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|