***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Глава 2 Корабль



Намозоленной рукоятью боевого топора, твёрдой , как камень, дланью правит Олаф рулём дракара. Налегают на вёсла свирепые викинги. Берсёрк по прозвищу Тополь Битвы, стоит прислонившись к мачте-мечте из звонкой, как меч бесстрашного воина, сосны. Зрит скальд в небесах Одина. Далеко разносится его песнь. Выходит корабль из фьерда, скалится дракон на носу , распластало алчное чудовище крыла паруса, ороговело кольчугами да щитами не знающих пощады. Я меж них -раб -славянин.Бвло. Да когда то было! Мамка давно все глаза проплакала, реки слёз пролила, по ткм рекам корабли плыли-да увезли её сынулю в дальние страны. Заигрался мальчонка со струганным из соснового корья корабликом на песочке ладожском. Врезался дракар острым носом в берег с шумом и хлюпаньем вёсел. Схватила железная рука викинга мальца за шкирку, будто лапа драконья ухватила. И понёс меня крылатый змей бог весть куда. И принёс сюда -в печеру над сверкающим на солнце кольчужной чешуёю Северским Донцом. И сижу я в затворе, сгорбившись над пергаментной кожею. Прежде чем гусиное перо в чернилку окунуть - думу думаю. Долго и мучительно.
А начну писать -мнится мне скрип вёсельных уключин в скрипе гусиного пера по иссохшей коже. Так мачта скользит игольным острием по небу, а следа не видать.Да и слишком много плотского в пергаменте, а мне надо бы поведать о змеях перепончатокрылых, троллях в лесных чащах, витязях в ладье, уносящей дружинников по отражённым в воде облакам. По волнам ли скользим мы , по небу ли? Охватил Тополь Битвы богатырской рукою мачту, как талию полонянки-славянки, мнится ему , что он сам тополь Иггдрасиль-така в ём силища.Железо мышц и жил подобно корням священного древа, уходящего корнями в каменистую скандинавскую почву. То не болота да вежи русичевы. То твердь Одинова молота.Русь.


Тверды и несокрушимы мечи викингов. Первым бросается с песнею скальда на устах берсёрк. Не ведает он страха. Осушив чашу с приготовленной Ингрид сомой, Тополь Битвы ведет за собой Ясеней Боя. Лучшие они в дружине Свентославовой, внука варяга Рюрика. Родила Свентослава Ингревича Хёльга -псковитянка, что была в девах перевозчицей. Переправляла лада в лодке с берега на берег Волхова княжича, а получилось -перевезла на другой берег судьбы. Был юношей, стал мужем. И вышла Ольга замуж за Игоря. И сыграли они свадьбу в стольном граде Киеве, основанном прежде другим лодочником-Кием. И вся -то жизнь киевского царства обернулась сплошным перевозом -из краёв гор-холмов посреди гуляй поля- в страну гомонящих базарами городов. Будто днищами ладей -стругов стали бороздить небеса крыши выросших по городам теремов. На месте капищ с подковоусыми Перунами да пузоватыми Макошами-роженицами поднялись купола церквей и звонницы колоколенок. Замерцали иконы в свете лампад. Прижимала Богородица к груди бога-младенца. Язвил Аспида-Змея копиём Победоносец-Георгий. Но допреж того - смертным боем прошли мы берсёрками по этой земле, принося последнюю жертву древним славянским богам.
Бродила Ингрид с лукошком меж чалых северных берёзок, собирала усеянные белыми канапушками оранжевые шапочки, сушила да толкла пестом в ступе, чтобы растереть всё в порошок. То ли порошок тот подсыпала викингам в питье, то ли, умалясь в карлицу, -возносилась в той ступе , чтобы , ворожа и колдуя, размахивать пестом, волхвуя. Но по её велению кидаясь в бой, обращались воины в медведей, волков и рысей. Для того, чтобы подняться по рекам - в рыб и бобров оборачивались. Чтобы перелететь непроходимые леса и горы -в соколов, вранов и кречетов. И становились паруса и вёсла -крыльями, а мечи и копья -когтями. И рвали мы теми когтями ворогов наших. И брали богатый полон. И уносили в свои фьёрды добычу, как принято было писать у нас, хронистов тех событий, " узорочья, паволокы и дев -полонянок".
На службе у князя ли, ходяху в полюдье, в дальних ли походах -брали мы богатую дань и со своих, и с чужих земель. А что бы ополчились на Игоря древляне и завязалась вся эта вражда между ними и Ольгою, ежели бы не дань непомерная?Что там было , что не было -всего я не напишу,бо кто ж из княжеского подворья заплатит мне за правду? Напишу -то, чего хотят. Про ратные подвиги.Про непревзойдённых полководцев. Мудрых водителей народов, воителей бесстрашных, подвижников-бессребреников. Про деяния и великие кудеса, ими творимые. Остальное -меж строк пущай додумывают-как оно было.
Не святыми мы были.И не ради того, чтобы крылья за спиной отрастить, нимбы на головах вместо шеломов - сому пили перед боем. И не стану же я, грешный, писахом о том , как вот этим острючим ножом, коим ныне подчищаю свой палимпсест, резал горло тому купцу -иудею, что продал меня князю на Подоле? А свершил я грех сей, когда штурмовали мы Итиль. Того или другого прирезал, как будто петуху главу отсёк. Кто их разберёт -и кто их считал, что лезли на нас с кривыми саблями? Помню только , как щас, ярко солнце сверкало - перо павлинье переливалось всеми красками на чалме и сорвал я той шёлковой чалмы дразнившую меня столько времени изумрудную брошь. За ту брошь я, когда мы бродили среди дымящихся руин, купил у кривича Родомира черноокую хазарянку. Её отдал я князю - и после него, она спала в моих объятиях на конской попоне у костра, положив голову на седло. А наутро нашёл я её с перерезанным горлом-дело рук ревнивой половчанки Айчи, что с тех пор, как отбились мы от подступивших к Киеву половцев, сопровождавшей нас во всех походах богатырь-девицею.


Айча-половчанка, ты будешь ничья,
ты -чаша сраженья, меч самосожженья,
врага заарканив, летишь, волоча,
в ночи ты мне светишь, как будто свеча, -


пел я князю под гусельные звяки. Не петь же про распластанную глотку хазарянки, про зажатую в девчоночьем кулачке её дирхему, которой , как видно, хотела откупиться полонянка. Но что Айче дирхема, шкурки соболей, при виде которых загорались глаза у константинопольских, кафских, сурожских и корсунских купцов! Выросшая в седле амазонка степей пьянела от крови, хмелела он звона мечей о кольчуги.Ценила только волю. Любила только своего коня и князя. Как и князь, о котором позже напишут, который не любил даже её и коня. А только мечь, коему молился, как пламени Перуна, Волю и Власть. Не я напишу, другие...Потому как он был был против даже такого его прославления, хотя и любил послушать висы в свою честь. "Пиши о дружинниках поболе. Обо мне и так все знают!" - заглядывал он в мои походные свитки. И приказывал убрать что-нибудь вроде: "Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, – такими же были и все остальные его воины".* "Про меня соскобли, про дружинников оставь и добавь поболее,"- говорил он. Так што я токмо и делал, што писал да соскабливал. А уж потом другие с чужих слов писахом.



Не я написал и про разорванного надвое на двух берёзах отца Святослава сие:


«Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». И послали к нему, говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало."
Не я то накараябал, будто вонзая ядовитый змеиный зуб, -потому как, злословя,-пинать мёртвого льва -много ума не надо. Ведь сказано у Хилона De mortuis aut bene aut nihil*, а кем- то ещё и добавлено nisi vero-ничего кроме правды! А правда в том, что и тот, кто потакал злословию на принявшего мученическую смерть покойника, не безгрешен. Да и я в полюдье ходил, хоть и не с Борзосмыслом и Ратибором, кои нагребли сундуки древлянского добра столько , что им хватало потом покупать для перепродажи рабынь на рынке Подола и Корсуни. Мало им было того, что поснимали с живьём закопанных древлянских мужей , когда их челядь отрыла задохшихся в яме на теремном дворе Ольги. В ту яму побросали их вместе с ладьёю , как и написал я спустя годы:"И понесли их в ладье. Они же сидели, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь?» Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их."
Вот теми бляхами и наполняли сундуки Ратибор с Борзосмыслом.На дне тех сундуков и позолоченные мечи подло убитых Аскольда и Дира хранились до поры.Вот почему и написал я тако: "И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам приступил, неся отрока Игоря. И подошел к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря, Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и вынесли Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николая; а Дирова могила — за церковью святой Ирины..."
Много времени с тех пор утекло в бездонном Дону. Много костей -черепов обсосали сомы на дне Дона.
Я ли молился за упокой душ и погибших в огне сгоревшего Искоростеня древлян, и Олега, и Аскольда, и Дира, и Игоря в той церкви Святого Николая, или кто другой?-не возьму в ум. Сколько лет сижу я печере своей над книгами? Век? Два? А , может и больше? Много премудростей я освоил, а с тех пор , как воевали мы в земле Македонской и взбрело мне в голову , что Святослав- суть перерождение дошедшего до Индии Македонского, - стал я шибко думать о том, что по индиийской премудрости и он , и я не только шратрами стали , но и обрели способность перерождений. И вот из шратра я перевоплотился в брамина. И прозрю времена насквозь. И написав:"
И погребен был Игорь, и есть могила его у города Искоростеня в Деревской земле и до сего времени, " - вижу я Игоря в той как бы хрустальной могиле под насыпным курганом, на котором справила Ольга тризну, так и не насытясь местью. И ушла та месть из неё токмо когда предстала она пред иконами византийскими во храме и вода крещения омыла главу ея.


Месть - грех. Ибивство -грех. Но и апостол Павел был убивцем Савлом допреж того, как уверовал.Выйду я из печеры на вольный воздух-стрижи , нарывшие гнёзд в обрыве вьются душами бесчисленно убиенных. Смотрю я, как простирается Северский Донец синей змейкой меж зелёных тальников и камышей - и вижу, как наши ладьи устремляются в земли радимичей да кривичей, куда ходили мы в полюдье за данью. По тому и полюдье, что ходили "по люди". Шкурки, серебряные палочки,монетки-это всё для заманухи. А как торг пойдёт -хоть у Смолян, хоть у Курян-глядишь -потянулись на точок площади девы и вьюноши на продажу. Вот это-товар! И с того майдана окажутся те девы с половыми волосами и глазищами нерасплёсканной синь-синевы где-нибудь в Корсуни, Хафе, или Царьграде.А через Тьмутаракань и в хазарском Итили. И пойдут они - кто по Царьградским дворцам, кто по ханским гаремам.Ищи-свищи в Кощеевом царстве. А куницы, белки, пенька да воск с мёдом -то догрузком.Штоб место в корабле не пустовало. Поётся же до сей поры:


На Дону, на кукане
или в Тьмутаракани
видел доню свою я,
с своим сердцем воюя.
Ты лети ясным соколом
в её терем высокий,
к ней, рабыне гаремной-
о минувшем горюя,
а горю я не с теми,
кто в Искоростени,
а со всеми , кто продан
кто обманут и предан...

Бывал я на всех тех торжищих. Не только на Подоле, где купил меня князь за горсть серебряных палочек-гривен. И ежели в Киеве-граде девушка-рабыня по сей день стоит 5 гривен-то бишь один кун, то в златокупольном Константинополе — 300 гривен.Каков приварок! В Багдаде же, как говорят в Кафе и Керчи, — 750 дирхемов. Везут, налегая на вёсла ладей, самих себя на продажу вниз по течению рабы -галерники в Корсунь, Кафу, Тьмутаракань. Груз- рабыни да шкурки. На тех базарах они и остаются.Да ненадолго. Вмиг расхватывают живой товар оборотистые купцы в чалмах, парчовых халатах с унизанными перстнями жирными пальцами. Да и ладьи раскупают греки и генуэзцы на доски. А то викинги -варяги нагрянут из Моря варяжского через Средиземье со своим живым товаром белых рабов и рабынь и прикупят несколько ладей для ремонта своих потрёпаных дальним плаванием дракаров.Из варяг -то в греки через Ладогу , Волхов да переволоки корабли тягать, чтоб потом по Дону -в Русское море - попасть -океан потов прольёшь.



Подтвержден вывоз как минимум десятков тысяч рабов в год, а возможно, цифры были и больше. Хотя торговля мехами еще имеет большое значение, в тех ценах рынок рабов — это эквивалент продаж многих миллионов шкурок куницы (для сравнения: в СССР в конце XX века в год добывалось и производилось всего около 90 тысяч шкурок куницы, а объем всех поставок по Волго-Днепровскому пути в X веке оценивается некоторыми историками максимум в 500 тысяч шкурок в год). Соответственно, большая часть потребляемых Русью товаров — импорт. В раскопках того времени можно найти товары иностранного производства практически всех типов. Образуется «избыточная ликвидность». В IX веке появляется «потребительское кредитование»: ростовщики начинают ссужать деньги уже не только боярам и купцам (те, в связи с эффективностью экспорта, в деньгах нуждаются все меньше), но и смердам. Потребкредиты активно рекламируются, а между тем за просрочку должник нередко попадает в рабство. Процентные ставки растут, князья периодически вынуждены их ограничивать (летописи неоднократно упоминают о проблемах рынка), а производство падает: есть отрывочные сведения о том, что к концу X века Киевская Русь ввозит некоторые продукты питания.



Вдоль всего Днепра стоят деревни, в которых «смерды» заняты обеспечением торговли: рубят лес, строят корабли, шьют паруса, пакуют провиант. Десятки тысяч земледельцев в период пашни становятся матросами: надо поставлять товар и корабли вниз по Днепру (и Волге) — до точек, где их места займут рабы. Захват рабов требует военных операций, и множество земледельцев пополняет боевые отряды. Аграрный бизнес и развитие ремесел соответственно тормозятся: слишком многие заняты торговлей, да и кто станет вкладывать в сельское хозяйство, металлообработку или «товары народного потребления», когда можно вложить в экспорт? К тому же от вывоза рабов коренное население сокращается. Святослав не идет на половцев, не собрав и 8 тысяч войска, «бо обезлюдело». Обезлюдело не только в силу «челядного налога» и бесконечных походов. Коренное население перебирается на северо-восток — на Оку и Волгу. Там, конечно, не черноземная зона, зато подальше от перспективы стать рабом самому или потерять детей. В X–XI веках князья даже вводят специальный налог/сбор — на выкуп взятых в рабство. Некоторые историки считают, что он использовался для выкупа пленных у кочевников. Некоторые — что это был выкуп за членов своей семьи, чтобы их не могли забрать в рабство и продать.



Князья борются за перекрытие других путей поставки рабов (и других товаров) из северной Европы в Византию — как сегодня идет борьба за маршруты газопроводов. Князь Святослав в 968 году, воспользовавшись смутой у братского болгарского народа (говорят, еще и получив за это оплату от Византии), занимает почти без сопротивления кусок болгарской территории вдоль Дуная и рассуждает о переезде в город Переяславец на Дунае, где удобнее контролировать «рабы, приходящие от Русь». Операция длится три года и заканчивается в соответствии с византийскими планами: Русь отступает, Болгария присоединяется к Византии, дунайский коридор для провоза товаров — под контролем Константинополя. В том числе рабов «из Венеды» можно вести в обход Руси. Это самое начало заката работорговли — и самой Киевской Руси.



XI век приносит изменения на мировые рынки. В середине X века отношения между Хазарским каганатом и Русью накаляются до того, что торговый путь через Волгу и в Персию для Руси закрывается. В течение 50 лет на этой территории будет идти сплошная война, крупнейшие города, служившие базами для торговли, превратятся в развалины. Половцы займут освободившиеся территории, но торговать они будут только теми рабами, которых захватили сами. Борьба с конкурентом становится главным делом князей, под патриотической риторикой лежит экономический интерес: кто доминирует на рынке торговли с Персией. Половцы медленно выигрывают (у половцев преимущество в оружии, Русь продолжает воевать оружием викингов моделей VIII века; у половцев преимущество в живой силе; у половцев преимущество в «боевом духе», для них война — это часть жизни, а противостоит им получающая несоразмерные жалования дружина, сильно занятая торговлей) — Русь теряет восточный торговый путь навсегда. Уже это сильно бьет по экономике Руси. Князья пытаются ввести сбор дани не рабами и товарами, а серебром (пусть народ сам выкручивается). Несмотря на сохраняющийся западный путь, торговые центры испытывают кризис — в Киеве в 1092 году наступает голод. Нехватка населения особенно остра в свете защиты границ: тюрки имеют преимущество в «живой силе» и прорываются к Днепру, мешая торговле.



На рубеже X и XI веков происходит событие, сильнейшим образом ударившее по торговле рабами через Византию. Начинается крещение Руси. Постепенно (условно — к концу XI века) большая часть населения Руси и близлежащих вассальных территорий была крещена. Но «стремление в Европу» оказалось накладным: византийцы стали «официально» отказываться покупать рабов-христиан! Дело, конечно, не в высоких моральных принципах. В 1096 году начинается первый крестовый поход. «Принуждение к миру» мусульман в Палестине наносит существенный удар по экономике региона и по Византии, как центру торговли. Спрос на рабов (и вообще на товары из Руси) падает, тем более что Крестовые походы временно принесут на этот рынок живой товар с юга. Этот «тренд» больше не развернется, через 108 лет Византия будет разграблена крестоносцами, «рынок» закроется, и закончится история торгового пути через Русь.



Старинные названия месяцев: Январь - просинец; Февраль - бокогрей, сечень, снежень; Март - березозол, зимобор, протальник; Апрель - брезень, снегогон, цветень; Май - травник (травень); Июнь - разноцвет, червень; Июль - страдник, липец; Август - жнивень, зарев, серпень; Сентябрь - вересень, хмурень; Октябрь - листопад; Ноябрь - грудень; Декабрь - студень.Старинные названия месяцев: Январь - просинец; Февраль - бокогрей, сечень, снежень; Март - березозол, зимобор, протальник; Апрель - брезень, снегогон, цветень; Май - травник (травень); Июнь - разноцвет, червень; Июль - страдник, липец; Август - жнивень, зарев, серпень; Сентябрь - вересень, хмурень; Октябрь - листопад; Ноябрь - грудень; Декабрь - студень.



>А рубины назывались коротким словом лал



Лал — это красная и розовая шпинель, и старорусские торговые книги настойчиво призывают читателя быть внимательным, чтобы не купить более дешёвый лал (шпинель) по цене более дорогого красного яхонта (рубина). Наши предки прекрасно знали разницу между этими камнями.... Развернуть



Слово смарагд сохранилось в сербском языке



hd.kinopoisk.ru
РЕКЛАМА
Плавый, бусый, зекрый, рёдрый... Странные названия цветов в древнерусских текстах
18 февраля 2022
2K прочитали
Расшифровывать древнерусские летописи и прочие тексты - занятие, требующего завидного терпения, недюжинной эрудиции, а зачастую еще и весьма недурных дедуктивных способностей.



Мало того, что слова порой бывают неразборчиво написаны, с потертостями или слившимися буквами. Мало того, что пробелов в старину не ставили, так что поди еще разбери, где кончается одно слово и начинается другой. Так еще и смысл многих слов остается весьма туманным, даже если они четко читаются. По той простой причине, что в современном русском языке им на смену пришла совсем другая лексика.



Вот, например, с обозначениями цветов лингвисты и историки часто становятся в тупик. Нет, есть вполне понятные и привычные нам термины - голубой, желтый или зеленый. Есть устаревшие, но тоже понятные названия цветов - червленый, например, который в современном русском совершенно вытеснен словом "красный".



Но порой попадаются некие загадочные оттенки, которые авторы текста никак не поясняют. Какой цвет назывался плавым, знаете? А редрым? А зекрым?



И тогда приходится сличать разные письменные памятники - вдруг где-то речь идет об одном и том же, а названо по-разному. Очень помогают в этом случае переводные тексты. Достаточно заглянуть в оригинал, чтобы узнать, какой цвет имелся в виду.



К счастью, нам с вами такую работу проделывать уже не приходится. Есть специальные исследования, в которых поиски смысла уже проведены. Так что можем просто рассказать вам, какое название какому цвету соответствует.



Плавый
Это один из легких случаев. Лингвист сразу углядит в слове "плавый" типичное неполногласие, свойственное церковнославянскому языку. Меняем "ла" в корне слова на полногласное "оло" и получаем "половый". Замена такая производится не по желанию левой пятки, а согласно законам эволюции славянских языков. Пожалуй, стоит этому посвятить отдельную статью.



Слово "половый" уже куда более понятно. Это цвет так называемой "половы", то есть соломы. Перед нами некий оттенок желтого.



Бусый
С этим термином мы встречаемся в "Слове о полку Игореве", причем дважды. Один раз там написано "бусовы враны", а другой - "босый волк". Поскольку обутых волков никто никогда не видел, историки полагают, что тут простая описка имеется в виду опять-таки бусый цвет.



Именно благодаря волку оттенок примерно понятен - это серый. Серые вороны тоже встречаются, тут противоречия нет. Более того, слово "бусый" в таком значении сохранилось в народных говорах.



Зекрый
А вот с зекрым цветом все очень сложно. Сфера его употребления крайне ограничена. Он используется там, где речь идет либо о глазах, либо о драгоценных камнях. Вот цитата из "Хроники Иоанна Малалы": "Б; же отроковица чиста, плъйа, круговатымъ , лицемъ, и з;кра, и възрасла". И какого оттенка у нее глаза?



Сравнивая этот фрагмент с другими текстами, историки приходят к выводу, что отроковица была либо голубоглаза, либо зеленоглаза. Скорее всего, это какой-то оттенок синего цвета с уходом в зелень.



Рёдрый
Это слово чаще всего использовали в качестве обозначения масти крупного рогатого скота. Рёдрой могла быть корова, например. Опять же слово сохранилось в говорах, поэтому значение его историкам не пришлось восстанавливать по крупицам. Смысл прост - это рыжеватая масть.
ГРИДЬ



“Пришли к королю (Оттону I Великому) … послы Елены, королевы Ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.”Сэр Писатель



“962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.”
Во-вторых, давайте посмотрим, кого византийцы направили в Киев в качестве своего посла для ведения переговоров в 967 году. Это был Калокир, сын херсонесского стратига, а следовательно, он блестяще знал всю ситуацию в Крыму. Важность миссии Калокира подчеркивает тот факт, что он получил один из высших византийских титулов - титул патрикия.



Похоже, осознание собственной значимости слегка вскружило голову Калокиру. Во всяком случае, приехав в Киев, он вел себя достаточно вольно, не слишком ориентируясь на полученные инструкции. Амбиции Калокира хорошо прочувствовал Святослав, который пообещал, что будет способствовать его вступлению на византийский императорский трон.



ПЛАНЫ СВЯТОСЛАВА
Соглашаясь пойти походом на Болгарию, Святослав, конечно, хорошо себе представлял канву болгаро-византийских отношений. И хорошо понимал, что основная масса болгарского народа антивизантийски настроена, а потому можно попытаться создать русско-болгарский союз против Византии.



Но Святослав хотел от Болгарии большего, чем просто союз против Византии. Он хотел обосноваться в этих краях. А это уже другая история: здесь Святослав, как это показали последующие события, переоценивал свои шансы.


Хазарский каганат в X веке был достаточно сильным государством, оказывающим влияние на мировую политику. Интересен тот факт, что такие «канонические» источники, как Повесть временных лет, довольно скупо сообщают о могущественном соседе Руси. Хотя согласно другим источникам, войны с Хазарией составляли основное занятие первых князей варяжской династии, которые начали борьбу за освобождение славянских племенных союзов на Юге от хазарского ига.


В Киеве ещё не забылись события связанные с разгромом миссии Адальберта ("Иду на Вы!" Воспитание героя и его первая победа), а уже новые вести будоражили горожан. Князь Святослав со своей дружиной разгромил христианских миссионеров, фактически отстранив от власти мать Ольгу, прочно взял в свои руки бразды правления. Начинается короткое, но насыщенное событиями правление князя-воина. Киев в этот период налился дружинным духом, который активно поддерживал князь. Рядом с ним стояли убеленные сединами воеводы Свенельд, Асмуд и другие, прошедшие горнило войны с Византией и восточных походов. Дружина пополнилась и молодыми воинами. В Киев прибывали вои из племенных союзов, «охотники». Город полнился слухами о новых походах. Вопрос был в том – куда направит молодой витязь свои полки?


Святослав решил довершить дело предков и сокрушить паразитарное государство хазар, которое жило за счёт торговых пошлин, держа в своих руках все выходы из Восточной Европы на восток и юго-восток. Хазары брали огромные пошлины с купеческих караванов, а при удобном случае просто грабили русских купцов. Под властью Хазарии находились и славянские земли, которые платили хазарам дань. Хазарская элита пополняла свои богатства и за счёт работорговли. Тысячи славян были проданы в восточные страны. К тому же есть предположение, что Святослав хотел отомстить за гибель Вещего Олега. По одной из версий, именно хазарская «змея» (символ предательства) стала причиной гибели князя Олега. В период 912/914 русское войско ходило в поход в Закавказье и Персию, на обратном пути оно попало в засаду и долгом кровавом бою хазары его почти полностью истребили (Каспийский поход русов 912 года). Даже если Олег пал не в этом бою, кровь русских воинов взывала к отмщению, как и тысяч других русов павших в схватках с хазарами или захваченных в плен и проданных в рабство. Русы тогда жили по принципу кровь за кровь, отвечая на удар ударом.


Сабельный удар Святослава по хазарскому "чуду-юду"


Дань полян хазарам, миниатюра Радзивилловской летописи, XV век.


Весной 964 года, едва подсохли дороги, русское войско выступило в поход. Дружины шли не обычным путем по Днепру, в ладьях, а конным и пешим ходом на восток. Позднее летописец отметит: «И идее на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша (сказали): «Козаромъ по щьлягу от рала (плуга) даемъ». В это короткой фразе укрыта целая страница русской истории – эпоха освобождения восточно-славянских земель от хазарского ига и объединение их в единое Русское государство. Хазарский каганат был традиционным противником Руси, врагом упорным, хитрым и жестоким. Повсюду, где только было можно, хазары противодействовали Руси, закрывали дорогу на Восток, создав мощный антирусский союз в составе Волжской Булгарии, буртасов, некоторых племен Поволжья и Северного Кавказа. Хазары не обрадовались тому факту, что на Руси появилась мощная варяжская династия, которая начала тяжкий труд по объединению восточнославянских земель в единое целое и серьёзно уменьшившая влияние Хазарии на русские земли. Теперь и вятичи, сильный племенной союз, занимавший земли в бассейне Десны, Верхней и Средней Оки, притоков Оки, на Дону (в арабских источниках страна Вантит), перестали платить дань хазарам и вошли в состав Русского государства.


Более столетия Русь шаг за шагом вытесняла Хазарский каганат со славянской территории. К тому же Хазарский каганат был ослаблен гражданской войной, когда власть захватили иудеи, утопив в крови своих соперников. Крымские готы перешли под власть Византии. Степи между Волгой и Доном стали занимать печенеги. На восточных границах появились гузы. Волжская Булгария стала проявлять больше самостоятельности. Теперь отказались платить вятичи. Но в середине 10 столетия Хазария была ещё серьёзным противником и главным врагом растущего Русского государства. Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси. Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров. У стен обнаружили кладбища, в них хоронили воинов-наемников. Крепости располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. «Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек», - писал Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей». Саркел стал главной крепостью хазар на северо-западной границе страны. В нём размещался постоянный гарнизон из 300 воинов.


Если бы крепости решали оборонительные задачи, их надо было расположить на восточном берегу, сделав из реки дополнительный, естественный оборонительный рубеж. На правом берегу это были форпосты, фактически выдвинутые вперёд, на вражеский берег, необходимые как плацдармы для нападения, прикрытия переправы войск и их отхода. Из них же совершали грабительские рейды небольшие отряды. Вплотную к этой линии хазарских крепостей подходили славянские земли. Арабский географ Ал-Идриси сообщал, что вассалы хазар регулярно делали набеги на славян, с целью угона людей для продажи в рабство. Это были не просто стихийные набеги, а многолетний, целенаправленный и регулярный грабеж («высасывание крови») со стороны государства-паразита. Как уже отмечалось выше, в последний период существования Хазарии, власть в ней перехватили иудеи, представляющие касту рахдонитов (радхониты или раданиты). Это были купцы, контролирующие торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, огромную постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Одним из их главных «товаров» были люди. Это была каста людей наживающих огромные богатства на горе, страданиях и смертях тысяч и тысяч людей. Рахдониты контролировали Хазарию, а также были одними из главных «толкателей» (вторым был Рим) военно-политического процесса, известного как «натиск на Восток». В Европе рыцари и наемники убивали славянскую цивилизацию на землях современной Германии и Австрии. Славянские мужчины в своей массе гибли в боях, а детей и молодых женщин еврейские купцы гнали на рынки Ближнего Востока. С востока такую же роль играли хорошо вооруженные отряды наемников из Хазарии.


Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так былина «Фёдор Тярынин» сообщает:


Со восточной было стороны
От царя было иудейского,
От его силы жидовския
Прилетела калена стрела.


Многие славянские союзы племен и племена долго платили дань хазарам. Поляне, согласно Повести временных лет, платили дань мечами. С учётом того, что значил меч для воина северных народов, да и сложности его производства, дороговизны, это была тяжелая дань. Но ещё тяжелее и страшнее платили дань другие земли – северяне, вятичи и радимичи. Они не только платили дань серебром (шеляг - хазарская монета, слово происходит от слова шекель, по другой версии – от европейского «шиллинг»), но и по информации Лаврентьевской и Ипатьевской летописей брали от «дыма» (домовладения, семьи) «по беле веверице». Историки долго спорили, что это означает и сошлись на «белке». Однако ещё в 15 столетии в Московском княжестве (ранее земли вятичей) штраф за синяк составлял 15 (!) беличьих шкурок. Таким образом, русские с русских, и не с семьи, общины, а с одного человека, не как налог, а всего лишь штраф за мелкое правонарушение (драку) брали 15 беличьих шкурок. Всё становится ясно, если сопоставить данные с другой летописью. Радзивилловская летопись сообщает, что хазары брали: «по белой девице с дыма». А рядом на миниатюре, чтобы не было ошибки, не приняли за описку, изображена группа девиц и старейшина, склонившийся перед хазарином. Это полностью соответствует тем данным, которые известны о Хазарском каганате. В Хазарии правил клан работорговцев, чуждый нормам нравственности и мерявших всё золотом. Возможно, именно это позорное и отвратительное явление станет основой о сказках и былях «чудо-юде поганом», «змее» требовавшем себе красных девиц. В несколько более поздний исторический период, таким же паразитарным государством будет Крымское ханство, жившее за счёт грабежа и продажи в рабство людей. Ко времени правления Святослава эту дань людьми уже почти не платили, сказывались военные успехи прежних князей. Однако хазары продолжали брать людей в полон для продажи в рабство во время своих военных рейдов.



Хазария.


Погром Хазарии


Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Зиму князь провел в землях вятичей, убеждая их старейшин в необходимости подчиниться Киеву. Вятичские воины пополнили войско Святослава. Это были умелые лесные воины и разведчики. Русские полководцы любили задавать неожиданные и дерзкие загадки своим противнику. Даже многоопытные и умудренные во лжи греки, имевшие хорошо развитую разведку, становились в тупик во время молниеносных и неожиданных нападений русских дружин на Константинополь. Святослав также избрал необычный путь. Он решил ударить по столице каганата не с запада, с севера. Хазары же обычно ждали прихода русов по воде с Дона и Азовскому морю.


Русская рать направилась по старому торговому пути, ведущему к берегам Волги, к городу Булгару – столице волжских булгар. От Киева русские торговые караваны шли в район современного Воронежа, затем через лесостепные земли в район Пензы и южнее Тамбова, затем через мордовские земли к правому берегу Волги. Вот на этом пути Святослав подчинил вятичей и двинулся дальше. Он нанёс удар по постоянным союзникам хазар – булгарам и буртасам. Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив кагана части военных контингентов. Буртасы были разбиты и рассеяны, города волжских булгар захвачены, их столица опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли спастись бегством и переждать грозу.


Русы спустились вниз по Волге и вошли во владения Хазарского каганата. Пехота двигалась на лодьях, а русская и союзная печенежская конница вдоль берега. Хазары, узнав о приближении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата – Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско. Царь (бек) был главой правительства, обладавшим реальной властью, а каган при иудеях сохранил только сакральные функции. Хазары выступили навстречу русским войскам.


Хазары переняли арабскую тактику, и в сражении выстраивались в четыре боевые линии. Первая линия – застрельщики, состояла из конных лучников, «черных хазар», преимущественно из небогатых семей. У арабов первая линия носила название «Утро псового лая». Эти воины не были стеснены тяжелым вооружением, основу их оружия составляли луки и легкие метательные копья-дротики. Они начинали битву первыми, осыпая противника метательными снарядами, стараясь расстроить его ряды, вынудить к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия, подпирающая конных лучников, состояла из тяжелой конницы. Это были «белые хазары» - дружины хазарской кочевой знати. Воины были хорошо вооружены – железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Это была отборная конница, наносившая удар по расстроенным рядам противника, ломавшая его строй. У арабов вторая линия называлась «День помощи».


Если вторая линия не достигала полного успеха, и противник продолжал оказывать сопротивление, в бой вступала третья линия. Тяжелая конница расступалась в стороны и в атаку шла (или принимала удар противника на себя) другая линия – «Вечер потрясения». Она состояла из многочисленной пехоты, включая ополчение столицы. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Пехотинцы, для отражения атаки врага, выстраивали защитную стену, прикрываясь щитами и ощетиниваясь копьями. Первый ряд становился на колено. Древки копий упирались в землю и остриями направлялись в сторону противника. Преодолеть такую стену без серьёзных потерь было трудно. Пока сражалась третья линия, хазарская конница могла провести перегруппировку и нанести новый удар, по завязнувшему в пехоте врагу.


В случае крайней необходимости, могла вступить в бой четвертая линия – по-арабски «Знамение пророка» (хазары её называли «Солнцем кагана»). Это была многотысячная отборная гвардия из воинов наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные наемники-мусульмане. Эту линию водил в бой лично царь. Появление русской рати у стен Итиля озадачило хазарскую элиту, до этого славяне ограничивались приграничными вылазками. Поэтому царь Иосиф провел полную мобилизацию всех боеспособных жителей Итиля. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Хазарское войско значительно превосходило в числе рать Святослава.


Русские войска шли привычной «стеной». В первых рядах наиболее хорошо вооруженные и защищенные дружинники Святослава – элита русского войска. Передовые «вои» были защищены металлическим доспехом и кольчугами, прикрывавшими даже голени воинов, щитами. Они были вооружены копьями и топорами. За ними ряд за рядом следовали остальные пехотинцы. Конница – княжеская дружина и печенеги прикрывали фланги.


Хазарский царь приказал дать сигнал к атаке. Хазарские линии одна за другой разбились о русскую «стену». Хазары ничего не смогли сделать с воинами Святослава. Русская рать продолжала наступать, опрокидывая раз за разом войска противника. Русы смело шли в битву, разя врага копьями, мечами и топорами. Поле было усеяно трупами хазар. В конце концов хазары не выдержали и побежали. Некоторые исследователи считают, что в этой битве пал и каган, который выехал из стен столицы, чтобы подбодрить воинов своей священной фигурой. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами пошел на прорыв и смог прорваться из кольца окружения, ценой гибель большей части отряда. Итиль защищать уже было некому. Оставшиеся войска бежали.


Русские дружины вошли в опустевшую хазарскую столицу. Горожане бежали в степь или укрылись на многочисленных островах устья Волги. Участь Итиля можно понять по одному факту – археологи до сих пор не обнаружили его следов. Священная месть состоялась. Казалось, что можно двигаться на Русь – главная цель выполнена. Хазарский каганат потерпел страшное поражение, его армия была уничтожена, её остатки рассеяны, столица стерта с лица земли. Каганат получил смертельную рану. Но поход был продолжен. Гадину надо было добить. Святослав повел дружины по берегу Каспия на юг, к старой столице Хазарии – Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, имевший свое войско и крепости. Это была автономная область. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам. Царь Салифан (из арабского рода) и знать бежали. Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошел.


От Семендера войско Святослава прошлось по землям касогов и аланов. Аланско-касожские рати полки Святослава также разметали. Ещё одно крупное столкновение с хазарами произошло у крепости Семикара, построенной для защиты сухопутного пути к устью Дона. Гарнизон отказался сдаваться на милость победителя. Крепость взяли штурмом. Движение войска было стремительным. Пока одни полки отдыхали, другие двигались вперед, проводили разведку, расчищали путь, сбивали вражеские заслоны, захватывали табуны лошадей. Святослав вел войска к побережью Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы – Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Здесь серьёзных боев не было. Местные жители также пострадали от власти хазар и при приближении русского войска, в Тмутаракани вспыхнуло восстание. Хазарский наместник бросил цитадель и вместе с гарнизоном на судах пересек пролив и бежал в Крым, в Керчев. Однако и Керчев (Корчев) хазары защитить не смогли. И здесь жители подняли мятеж, помогая взять город.


Князь Святослав в Тмутаракани и Корчеве показал не только бесстрашие и высокие боевые качества своей рати, но и её дисциплинированность и справедливость. Жители приморских торговых городов не были врагами русов и города разорять и сжигать не стали. Города вошли в состав Руси. Таким образом, выйдя к берегу Азовского моря, Святослав разгромил большую часть Хазарии. От каганата остались только обломки, которые были оставлены на «съедение» печенегам.


В Хазарии остался только один «крепкий орешек» - Саркел. Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Отставив в Тмутаракани отряд дружинников и благодарных жителей, Святослав двинулся дальше. Вскоре здесь возникнет ещё одна русская область – Тмутараканское княжество. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был отрыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Саркел считался неприступным. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. В Белой Веже имелись большие склады с запасами продовольствия, что позволяло выдержать долгую осаду. Царь Хазарии надеялся переждать в этой мощной крепости военную грозу и начать восстанавливать порушенное.


Русское войско подступило к крепости с суши – конница, и по реке на ладьях – пехота. Началась осада. В этом бою русы, показали умение брать штурмом хорошо защищенные укрепления. Рвы засыпали землей и всем, что годилось для этого дела. Когда русские вои двинулись на штурм, их стрелки (русские сложные луки были страшным оружием) осыпали стены градом стрел. Крепость взяли на копье при помощи штурмовых лестниц и тарана. Последний жестокий бой произошел в башне цитадели, где пытался отбиться хазарский царь с охраной. Пощады не было, всех хазар вырезали. Эта битва показала, что воинов Святослава не остановят и серьёзные крепости. Князь Святослав Игоревич со славой и богатой добычей вернулся в Киев.




Итоги


Это была блестящая победа. Государство-упырь, полтора столетия пившее кровь соседей и данников, рухнуло за год. Святослав совершил беспрецедентный для той эпохи военный поход, протяженностью около 6 тыс. километров. Во время него были разгромлены враждебные булгары и буртасы, Хазарская империя испытала страшный погром и исчезла с политической карты мира. Святослав и его рать показали блестящие боевые качества. Святослав применял комбинированную тактику, используя пехоту, тяжелую русскую и союзную, легкую печенежскую конницу. Передвигался стремительно, часто сажая пехоту на суда, когда конница шла по суше. Русская рать разгромила не одно сильное вражеское войско, захватила несколько серьёзных крепостей.


Как писал академик Б. А. Рыбаков: «Походы Святослава 965-968 гг. представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Булгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и запугана Византия… Замки, запиравшие торговые пути русов, были сбиты». Русское государство получило возможность начать широкую торговлю с Востоком. Русь создала форпосты в Тмутаракани и в Белой Веже. «Во всех этих действиях мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного в возвышении Руси и упрочении его международного положения. Серия походов Святослава Игоревича была мудро задумана и блестяще исполнена».


Русские источники молчат по поводу того какие шаги предпринял Святослав по управлению завоеванным краем. Это дало повод некоторым исследователям обвинить князя Святослава в излишней воинственности, трате сил и ресурсов на ненужные Руси походы. Но хорошо осведомленный арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль приоткрывает характер отношений русов и местного населения. Буртасы, булгары и хазары, побежденные и рассеянные русами, вскоре вернулись на свои земли. «Они, - сообщает арабский автор, - надеялись, просили, чтобы с ними заключили договор, и они были бы покорны им (русам) за то, что (русы) оказали ему (ширваншаху) благодеяние для них (беженцев)». Речь идет о том, что многие хазары, спасаясь от вторжения, бежали во владения ширваншаха к Дербенту, а потом после какого-то благодеяния русов по отношению к беженцам через ширваншаха смогли вернуться в свои земли. Это сообщение весьма важное. Оно показывает, что вырезав хазарскую политическую, военную и торговую верхушку (часть бежала), полностью уничтожив военную составляющую каганата, стерев с лица земли все его военные твердыни, в целом проведя операцию по «умиротворению» врага, русы вовсе не собирались чинить неприятности простым людям. Мирное население было приглашено вернуться на старые места. Возможно, Святослав даже дал гарантии ширваншаху, что беженцам не будет причинено никакого ущерба. Все знали, что русы-язычники блюдут слово свято. Районы Поволжья, Подонья, Приазовья, части Северного Кавказа переходили под русское покровительство. В ряде форпостов были оставлены небольшие русские отряды.


Святослав получил полное господство в Восточной Европе. Наглядный военный урок получили поволжские и северокавказские союзники Хазарии. Забеспокоились в Византийской империи, пристально наблюдая за подвигами русского князя. Баланс сил в регионе резко изменился в пользу Руси.



Возникнув в 962 году, Священная Римская империя претендовала на преемственность античной Римской империи и Франкской империи Карла Великого, пытаясь стать универсальным государственным образованием, объединяющим весь европейский христианский мир. Оттон I Великий, первый монарх Священной Римской империи, использовал титул imperator Romanorum et Francorum (с лат.;—;«император римлян и франков»Светлана Пешкова).


Ходилипо Северскому донцу в землю Родимичей...Кривичей...



Экономические истории. Часть 1. Как рабы разорили Русь
История о том, как подающий надежды молодой человек получает наследство и губит свою жизнь, постепенно спуская деньги на развлечения, стала классикой литературы со времен античной Греции. История о том, как государство получает некий ресурс, который делает его на время богатым, и как это богатство разлагает экономику, обрекая государство на гибель, тоже хорошо известна. На территории современной России первое столкновение с «ресурсным проклятьем» произошло в IX веке нашей эры. Читайте начало исторического цикла о том, как использование ресурсов влияет на судьбу государства

Как в XIII веке до нашей эры Египет превратил многолетнюю засуху в источник своего господства в регионе? Почему начало гибели древнеримского государства было положено в 107 году до нашей эры? Как крещение Киевской Руси стало одной из причин ее падения? За счет чего Испания сумела из крупнейшей европейской державы превратиться в периферийную страну? Почему Голландия не смогла остаться независимой? Как случилось, что Аргентина из пятой экономики мира превратилась в заштатную страну с тоталитарными режимами и регулярными дефолтами? Ответы на все эти вопросы, как ни странно, похожи. То, как государство использует имеющиеся ресурсы, определяет его перспективы. Научиться распознавать перспективы в дне сегодняшнем можно, только зная историю и сопоставляя текущие события с аналогами дней минувших. При этом надо оговориться: нет ничего более спорного, чем история, особенно древняя. Поэтому вместо «ученые доказали» воспринимать историческую информацию лучше под лозунгом «сказка ложь, да в ней намек» — даже (и именно) в такой интерпретации история учит лучше всего.


К VIII веку племена славян, проживавшие на территории, унаследованной от антов и скифов, были классическими земледельцами с натуральным хозяйством, как и большинство народностей Европы. Но в VIII–X веках в жизни предков современных русских происходит драматический экономический переворот. На четыре века появляется государство, напоминающее своей экономической моделью современную Россию. Жизненный цикл его заканчивается трагедией: северная часть теряет самостоятельность, южная — перестает существовать.


«Проклятием», сперва возвысившим, а затем убившим новое государство, оказалось географическое положение. Чуди, вятичам, кривичам и их соседям «повезло» поселиться вокруг оживленного торгового пути, протекающего (в буквальном смысле) от Балтийского до Каспийского (на восток) и Черного (на юг) моря. В IX веке междоусобицы и стремление мелких племен получить больший контроль над торговым путем приводят к (если верить летописям) приглашению «вежливых вооруженных людей» с Балтии — для восстановления мира и порядка. «Вооруженные люди», звавшиеся «русь», устанавливают порядок на севере территории и переходят к вертикальной интеграции торговли вдоль этого пути, то есть к захвату и подчинению племен, живущих в окрестностях.


Репродукция фрагмента настенной росписи «Рюрик и его братья Синеус и Трувор»
Репродукция фрагмента настенной росписи «Рюрик и его братья Синеус и Трувор»
Полулегендарный Рюрик утверждает свою единоличную власть в Новгороде в 863 году. А к 882 году сплоченная группа варягов из северной столицы получает уже полный контроль над торговым потоком в результате захвата Киева. Главной целью теперь становится контроль над местным производством. В те времена славяне Приднепровья торговали в основном мехами (забегая вперед, после XIII века меха опять станут на некоторое время основным предметом внешней торговли на Руси) и понемногу — продуктами питания и земледелия (типа пеньки). Захватчики же не могут принести с собой ни новых технологий, ни предпринимательских правил: у них самих традиции грабителей и стихийных торговцев. Единственный их вклад в «бизнес» — это дракар, прототип русской ладьи, боевой корабль, ставший торговым (такая «конверсия вооружений»).


«Естественные ограничения пропускной способности» торгового пути (сезон навигации) и высокая себестоимость транзита (возят товар на ладьях, они требуют парусов, обслуживания, ремонта, леса на постройку, против течения их гнать вообще невозможно) в сочетании с примитивным и низкомаржинальным (если не считать торговли мехом) собственным производством заставляют искать новые возможности. Приход варягов и появление сильной «вертикали власти» с центрами, которые получили возможность силой воздействовать «на регионы» — периферийные славянские племена, создает возможность для экспорта нового товара — рабов. Легко воспроизводимый (в то время) ресурс, добываемый на бескрайних просторах Руси, был в огромном дефиците на южных рынках — Прикаспии и в Византии. Рабов можно добывать в набегах (это «варяги» делали все время); можно забирать, присоединяя новые общины (и это делали все время); можно брать в виде дани со своих же граждан «неваряжского» происхождения; наконец, можно перекупать у викингов, жителей Карпат и других государств, у которых нет таких удобных путей доставки.


Рабы — уникальный товар, двойного назначения. Русь является активным транзитным центром: с севера идут меха, шкуры, пенька, полотно. Киев добавляет к товарам зерно. По Днепру приходит лес, сплавом или уже переработанный… в ладьи — славянские племена строят много кораблей, больше, чем нужно для торговли. Купцы повезут на них товар в Византию, в Колхиду. Кораблям нужны гребцы и грузчики — очень много гребцов и грузчиков. На время рабы, предназначенные на продажу, становятся ими. Корабли уходят в Черное море, доходят до Византии. Товары продаются, но корабли обратно не пойдут: против течения по Днепру плыть неудобно, да и греки корабли скупают «на доску» по цене, во много раз превышающей стоимость кораблей в Киеве. Купцы «с импортом» вернутся по суше. А рабы будут проданы на месте. В следующий сезон нужно будет не меньше новых рабов посадить на новые корабли, чтобы доставить товар.


Продавцы не склонны возиться (горизонт экономического мышления короток) и поставляют «сырье»: кроме молодых мужчин-гребцов, продаются в основном подростки и девушки. «Специалисты» в Средней Азии и Византии учат детей-рабов и продают по ценам, не сопоставимым с «закупочными», как воинов-наемников, мастеров, в гаремы. Самый быстрый «процесс переработки» — производство евнухов (этим занимаются даже в Крыму и на Балканах, цена при этом повышается в четыре раза). Киевская Русь в то же время закупает рабов-специалистов, даже евнухов сама не производит.


Старинная гравюра «Крестьяне на Руси»
Старинная гравюра «Крестьяне на Руси»
Сложно переоценить значение нового рынка для Европы, Византии и Персии. Словарь рабовладельческого мира становится «славянским». С тех времен (с X века, одновременно с походами Оттона) пошли английский slave и немецкий sklaven — от общего названия племен «славяне». Какие рабы в основном поставлялись на рынок, косвенно говорит тот факт, что слова child, «чадо» и «челядь» (в Киевской Руси — рабы, а так же налог, взимаемый «живым товаром») — однокоренные (скорее всего, child происходит от готтского kiltham, общего арийского корня kil для слова «ребенок», соответственно, чадо происходит от него же, а челядь — производное). «Раб» и «ребенок» — слова родственные. «Отрок» («от рокъ», от «ректи» (говорить), не имеющий голоса) — это тот же «ятрак», раб-воин, воспитанный в войске с детства (отрок, проданный в рабство).


В IX–X веках Киевская Русь расцветает. Сохранились источники, описывающие масштабы экспорта: в Киеве девушка-рабыня стоит 5 гривен-кун; в Константинополе — 300 гривен-кун; в Багдаде — 750 (в пересчете с дирхемов). Подтвержден вывоз как минимум десятков тысяч рабов в год, а возможно, цифры были и больше. Хотя торговля мехами еще имеет большое значение, в тех ценах рынок рабов — это эквивалент продаж многих миллионов шкурок куницы (для сравнения: в СССР в конце XX века в год добывалось и производилось всего около 90 тысяч шкурок куницы, а объем всех поставок по Волго-Днепровскому пути в X веке оценивается некоторыми историками максимум в 500 тысяч шкурок в год). Соответственно, большая часть потребляемых Русью товаров — импорт. В раскопках того времени можно найти товары иностранного производства практически всех типов. Образуется «избыточная ликвидность». В IX веке появляется «потребительское кредитование»: ростовщики начинают ссужать деньги уже не только боярам и купцам (те, в связи с эффективностью экспорта, в деньгах нуждаются все меньше), но и смердам. Потребкредиты активно рекламируются, а между тем за просрочку должник нередко попадает в рабство. Процентные ставки растут, князья периодически вынуждены их ограничивать (летописи неоднократно упоминают о проблемах рынка), а производство падает: есть отрывочные сведения о том, что к концу X века Киевская Русь ввозит некоторые продукты питания.


Фрагмент картины Квентин Массейса «Меняла с женой»
Фрагмент картины Квентин Массейса «Меняла с женой»
Вдоль всего Днепра стоят деревни, в которых «смерды» заняты обеспечением торговли: рубят лес, строят корабли, шьют паруса, пакуют провиант. Десятки тысяч земледельцев в период пашни становятся матросами: надо поставлять товар и корабли вниз по Днепру (и Волге) — до точек, где их места займут рабы. Захват рабов требует военных операций, и множество земледельцев пополняет боевые отряды. Аграрный бизнес и развитие ремесел соответственно тормозятся: слишком многие заняты торговлей, да и кто станет вкладывать в сельское хозяйство, металлообработку или «товары народного потребления», когда можно вложить в экспорт? К тому же от вывоза рабов коренное население сокращается. Святослав не идет на половцев, не собрав и 8 тысяч войска, «бо обезлюдело». Обезлюдело не только в силу «челядного налога» и бесконечных походов. Коренное население перебирается на северо-восток — на Оку и Волгу. Там, конечно, не черноземная зона, зато подальше от перспективы стать рабом самому или потерять детей. В X–XI веках князья даже вводят специальный налог/сбор — на выкуп взятых в рабство. Некоторые историки считают, что он использовался для выкупа пленных у кочевников. Некоторые — что это был выкуп за членов своей семьи, чтобы их не могли забрать в рабство и продать.


Иллюстрация к книге «История России» — «Поселение древних славян»
Иллюстрация к книге «История России» — «Поселение древних славян»
Князья борются за перекрытие других путей поставки рабов (и других товаров) из северной Европы в Византию — как сегодня идет борьба за маршруты газопроводов. Князь Святослав в 968 году, воспользовавшись смутой у братского болгарского народа (говорят, еще и получив за это оплату от Византии), занимает почти без сопротивления кусок болгарской территории вдоль Дуная (ничего не напоминает?) и рассуждает о переезде в город Переяславец на Дунае, где удобнее контролировать «рабы, приходящие от Русь». Операция длится три года и заканчивается в соответствии с византийскими планами: Русь отступает, Болгария присоединяется к Византии, дунайский коридор для провоза товаров — под контролем Константинополя. В том числе рабов «из Венеды» можно вести в обход Руси. Это самое начало заката работорговли — и самой Киевской Руси.


XI век приносит изменения на мировые рынки. В середине X века отношения между Хазарским каганатом и Русью накаляются до того, что торговый путь через Волгу и в Персию для Руси закрывается. В течение 50 лет на этой территории будет идти сплошная война, крупнейшие города, служившие базами для торговли, превратятся в развалины. Половцы займут освободившиеся территории, но торговать они будут только теми рабами, которых захватили сами. Борьба с конкурентом становится главным делом князей, под патриотической риторикой лежит экономический интерес: кто доминирует на рынке торговли с Персией. Половцы медленно выигрывают (у половцев преимущество в оружии, Русь продолжает воевать оружием викингов моделей VIII века; у половцев преимущество в живой силе; у половцев преимущество в «боевом духе», для них война — это часть жизни, а противостоит им получающая несоразмерные жалования дружина, сильно занятая торговлей) — Русь теряет восточный торговый путь навсегда. Уже это сильно бьет по экономике Руси. Князья пытаются ввести сбор дани не рабами и товарами, а серебром (пусть народ сам выкручивается). Несмотря на сохраняющийся западный путь, торговые центры испытывают кризис — в Киеве в 1092 году наступает голод. Нехватка населения особенно остра в свете защиты границ: тюрки имеют преимущество в «живой силе» и прорываются к Днепру, мешая торговле.


Николай Рерих «Волокут Волоком»
Николай Рерих «Волокут Волоком»
На рубеже X и XI веков происходит событие, сильнейшим образом ударившее по торговле рабами через Византию. Начинается крещение Руси. Постепенно (условно — к концу XI века) большая часть населения Руси и близлежащих вассальных территорий была крещена. Но «стремление в Европу» оказалось накладным: византийцы стали «официально» отказываться покупать рабов-христиан! Дело, конечно, не в высоких моральных принципах. В 1096 году начинается первый крестовый поход. «Принуждение к миру» мусульман в Палестине наносит существенный удар по экономике региона и по Византии, как центру торговли. Спрос на рабов (и вообще на товары из Руси) падает, тем более что Крестовые походы временно принесут на этот рынок живой товар с юга. Этот «тренд» больше не развернется, через 108 лет Византия будет разграблена крестоносцами, «рынок» закроется, и закончится история торгового пути через Русь.


Фрагмент иконы «Крещение Руси»
Фрагмент иконы «Крещение Руси»
В 1113 году в Киеве наступает кризис: лопается пузырь потребительского кредитования. Владимир Мономах приходит к власти и вводит государственное регулирование процента, но спасти экономику это не может. В этот момент, по данным восточных историков, суммарный объем налогов, собираемых на Руси, примерно в 100 раз ниже, чем в Ираке, при одинаковом населении и схожем уровне цен. Это не «режим льготного налогообложения». Просто производительность труда намного ниже. Об этом говорит и документированное в летописях падение в несколько раз за XI век «средней заработной платы» на Руси: а из чего платить, если экспорт упал, а производительность труда низкая?


В первой половине XII века экспорт (в том числе рабов) перестал связывать территории Руси в единое целое. В 1132 году, со смертью Мстислава Великого, Русь, в которой центральная власть существовала за счет экспорта «природного ресурса», центральную власть теряет — регионы «проявляют невиданное стремление к суверенитету». Князья даже ограничивают миграцию населения. Обращение в рабство и захваты рабов продолжаются, но в рамках «перепроизводства» их пытаются применять на внутреннем рынке — создают рабочие и земледельческие поселки из рабов. Производительность труда таких рабов крайне низка, а учить и растить невольников в голову не приходит — русские князья даже рабов-воинов себе в дружины покупают у половцев.


Портрет Мстислава I
Портрет Мстислава I
Еще сто лет «регионы» проживут в нищете и междоусобицах. А на юго-востоке разовьется новая сила — быстро растущая нация, объединенная железными законами и стратегическим планом мирового господства. Невысокие узкоглазые люди будут лучше вооружены, организованы, их кочевая экономика будет более эффективна, чем «экспортная» экономика местных жителей. Они захватят, но главное — заселят большую часть Руси, принесут свои порядки, свой тип торговли, свой фенотип, свою налоговую систему. В русском языке — языке новой, великой страны, от них останется несравнимо больше слов, чем от «варягов», создавших бесславно почившее государство, основанное на «экспорте природного ресурса». И хотя в странах Средней Азии их приход означал разорение и упадок, Русь после нашествия монголо-татар начнет экономически развиваться — это ли не показатель уровня, на котором она находилась к моменту захвата? В конечном итоге монголо-татары сгинут, а новая страна на месте Руси останется и будет расти и крепнуть. Но, хотя работорговля и в XIV и в XV веках еще будет существовать, она уже никогда не будет играть в России экономической роли.


(Продолжение следует)


Теги: история, экономика, история России



Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


10 оценок
2 мнения
2 репоста
566
Показы
566


Охват
537


Прочтение
162


;Предыдущая тема
|
Следующая тема;


Аэрофотосъёмка крепости Саркел, 1951г.


Продолжение следует…
Автор:
Самсонов Александр
Статьи из этой серии:
"Иду на Вы!" Воспитание героя и его первая победа
Сабельный удар Святослава по хазарскому "чуду-юду"
Болгарский поход Святослава
Болгарский поход Святослава. Часть 2
Война Святослава с Византией. Битва при Аркадиополе
Война Святослава с Византией. Битва за Преслав и героическая оборона Доростола
Тайна гибели Святослава. Стратегия строительства Великой Руси



Другие статьи в литературном дневнике: