***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

Перуновы узлы. 1. Ведун



Издревле русичи не тако глагол миру являли, яко подьячии в приказах писахом, кривду выводя на пергамент, подчищая да подправляя самосканные словесы летописцев. Палимпсесты да сказания олонечьи тому порукою. Иначе мысль их витала в Перуновых высотах. Не в дубе и сосне Перун, убо в сердце и в звоне меча-булата воинова. Те времена были таковы, что резали мы руны Перуновы на досках, на носах ладей драконовы головы тесахом, носили рубахи из льняна полотна, лапотки из лыка, луки ладили из черемухи пахучей, стрелы из тальников, бо зело дороги были медь да чекан-железо. Звались мы тогда кривичи, родимичи да вятичи, а допрежь нас живяхо по тем же дебрям, рекам да озёрам чудь-чухонь, поклонявшаяся медведю с лосем да варяжья рать набегами опустошавшая наши вежи наведывалась.


Перун ведуна из облаце зрит. Ведун, волхвуя, видит –кому какова судьба выпадает. Ведунья в плошку с зельем веремным смотрит да зрит, как витязь в поле по ветру бунчук простёр. Сварожич прыщет стрелы-лучи на пути перепутья, лада сердоболится о своём донюшке, злату косу заплетая текучей как Пинега- река голубою лентою. Идут варяжьи струги по той реке. Быть сече. Ведает ведунья о том да не обронит вещего слова. Бо Олаф Рыжий давняя зазноба Ирины-Ингрид по прозвищу Ужиная Коровлева должен сам испытать свою судьбу, испив братину испытаний. Высится поветями изба Ингрид у края бочажинного болота. В купальскую ночь скинет Ингрид рубище и водит хороводы с русалками, возложив на голову корону из кувшинок. Знает Ингрид силу болотных трав, приворотные заговоры ей ведомы. По прозвищу Ужиной Королевы и наша вежа Ужанихой зовется. Это хоть с посохом по суху, хоть по воде босиком – от Пскова – града день да ночь ходьбы. Намедни ходил я во Псков –град мимо скита пустынника Филофея, заглядывал в его книги зело учёные. В одном токо титульном вензеле запутался, как в прибрежном диколесье, когда, было дело, ходил с маманей да Анютой по ежевику. Дивно и сутемно. Имена Христа и Марии под титлами, как кузня Михайлы под кровлей. В той кузне и сковал Михайло мне меч для сечь.
В Нове городе смута. Посадские князя изгнали.


Спросишь, как я ведуном стал, как спознался с тайнами вещего слова , заветных порошков и ядовитых отваров, которые даруют колдуну способность находиться в провидческом оцепенении между жизнью и смертью, зреть времена , закрытые для обычного ока? А через то, как мальчонкой попал в полон к Олофу Рыжему. Меня да соседскую Лелю захватили свирепые викинги , спалив нашу вежу до тла. Рос я во фьёрде скалистого мыса.А потом судьба занесла меня в ученики к чудскому шаману.


Диевас — Верховный Бог (ср. с ведийским Дьяусом).
Дьявас Сянялис — проявление Бога. Согласно некоторым реконструкциям — отдельное божество, учитель и наставник людей. Выглядит как старый нищий путник. Искусен в магии и медицине.
Праамжюс — эпитет Бога.
Аустра — Утренняя Звезда, богиня, дочь Бога-Дьяваса (дьявайте). Богиня утра. Образ имеет многочисленные параллели с ведийской Ушас, греческой Эос, римской Авророй. Другое имя — Аушра («заря»).
Даля — богиня судьбы и прядения
Габия — богиня, поддерживающая Священный Огонь, дочь Бога (дьявайте).
Лайма — богиня судьбы и удачи.
Медейна, или Медейне (часто смешивается с Жворуной) — богиня лесов, деревьев и животных, одно из главных божеств литовской мифологии.
Менуо — Месяц, сын Бога (дьявайтис)
Перкунас — Громовержец, сын Бога (дьявайтис) (ср. слав. Перун).
Велняс — чёрт, противник Перкунаса, восходит к божеству Велс.
Велс — бог скота и загробного мира, пастырь душ (ср. слав. Велес).
Сауле — Солнце (родственно славянскому названию солнца).
Ашвьяняй — божественные близнецы, правящие повозкой Солнца (ср. с ведийскими Ашвинами).
Вакарине — Вечерняя Звезда.
Витаутус — бог, ухаживающий за лошадьми.
Жемина — богиня, персонифицированная земля (ср. рус. земля).
Пизюс — бог супружеской любви и плодовитости.
Дейве Валдитоя (с лит.;—;«Властвующая богиня») — богиня, плетущая нить людских жизней. У ней есть семь сестёр. По функциям сходна с греческими мойрами и скандинавскими норнами. Связана с Далей и Лаймой.
Жвайгждес — звёзды, дети Солнца-матери и, как правило, Месяца-отца. Одна из важнейших звёзд — Аустра. Другие звёзды, сёстры Аушрине, менее важны, но они, такие как Вакарине или Вакаре (вечерняя Венера, готовящая постель для Сауле (солнца), Индрая (Юпитер), Селия (Сатурн), Жьяздре (Марс) и Вайвора (Меркурий), порой встречаются в мифах также.
Герои
Паяута — легендарная принцесса Кернаве.
Юрате и Каститис — герои литовской легенды, ставшей популярной благодаря поэтическому переложению Майрониса.
Местные и природные духи
Ежеринис — дух озёр
Упинис — дух рек
Ауштарас — бог северо-восточного ветра, стоящий на пути в рай и освещающий его. Последняя функция связывает его с Аушрине, некоторые считают его её двоюродным братом.
Айтварас — бог, связанный с атмосферными явлениями, облаками и водой. Считается также хранителем земли и её богатств.
Бангпутис — бог морей и бурь.
Явине — домашний бог, защищающий зерно в овинах.
Йиеварас — домашний дух, защищающий зерно.
Куполе — дух весеннего роста и цветения (ср. Иван Купала).
Лауку двасиос — духи, обитающие на полях.
Другие низшие духи
Каукас — духи, похожие на троллей.
Лаума — небесная ведьма.
Никштукас — гномы.
См. также
Литовская мифология
Латышская мифология
Ромува
Ссылки


КТО КОГО: ЯЗЫЧЕСКАЯ ЛИТВА ПРОТИВ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫ
Литовские племена, верные древним богам, не имели ни малейшего исторического шанса устоять перед натиском крестоносцев. Закованные в доспехи фанатичные рыцари должны были смести дремучих обитателей лесов и болот. Литовцы не просто устояли. Отбиваясь от «крыжаков», они успели завоевать огромную империю. Так не бывает — но так было.


https://warhead.su/2018/05/25/kto-kogo-yazycheskaya-l..


Век презрения
XIV век Европы был страшен.
Его первые десятилетия совпали с резким похолоданием — начинался Малый ледниковый период. Климат изменился стремительно. Тёплая, в меру солнечная и в меру дождливая эпоха высокого Средневековья закончилась. Ей на смену пришли Холод и Голод, достигшие пика в 1315-17 годах.
Пока европейцы не перестроили сельское хозяйство на гораздо более «северные» культуры, умерли миллионы. Ужас отсутствия еды и обыденности каннибализма впечатался в историческую память добрыми сказками с болезненным желанием всех персонажей употребить кого-нибудь — от подвернувшейся ведьмы до собственных детей (с остатками бобов и кьянти).


Великий голод 1315-17 годов на картине «Триумф смерти» художника Питера Брейгеля-старшего
Как только Европа более-менее оправилась от климатической катастрофы и научилась жить и вести хозяйство по-новому, случился всеевропейский коллапс банковской системы. Гордые монархи взяли слишком много кредитов для династических войн, но отдавать их «всяким там банкиришкам» не собирались.
По мнению современников, последствия банкротства в 1340-х годах домов Барди и Петруцци (Барди и Петруцци — два старинных рода банкиров. — Прим.ред.) вызвали цепную реакцию и превзошли по разрушительности любые войны прошлого.
А чтобы было ещё веселее, из крымской Кафы пришла Чёрная смерть. И без малейшего почтения к титулам и банковским счетам выкосила ещё больше, чем Великий голод.
Европа погрузилась в ужас, мрак и тлен безысходности. Казалось, конец близок.
И лишь одна страна чувствовала себя как рыба в воде. Потому что сама в известной степени была реликтом, чудом сохранившимся со времён великого переселения народов и падения Рима. Велоцираптором посреди тучных копытных стад и недоумевающих медведей с волками. Имя ей — Литва.
Немыслимая история
Чем больше вчитываешься в историю возвышения Литвы в XIV веке, тем больше недоумеваешь от того, что всё это случилось в реальности. Ведь у неё не было и не могло быть никаких шансов.
От падения Рима и крещения франков история Европы представляла собой христианский Drang nach Osten und Norden.
Языческие племена и народы сражались яростно и отважно, но оказывались сломлены единым натиском железных легионов христианских властителей. Перед язычниками стоял выбор: крещение — либо порабощение и смерть.
Были разбиты воинственные саксы, пали сильные полабские славяне и их твердыня на Рюгене. Покорились гордые пруссы. И даже свирепые викинги с их Одином и Тором преклонили колено перед крестом. Последний очаг язычества, Прибалтика, оказался под ударом пришедших на Север крестоносцев и принявших крещение скандинавских монархов. Эсты, ливы, земгалы и латгалы не смогли остановить мерную стальную поступь легионов нового Рима. Последнее, что им оставалось — яростные восстания, которые с немецкой методичностью подавлялись огнём и мечом.
На карте Европы остался лишь один «медвежий угол» живого язычества — Литва. Земли балтских племён жемайтов и аукшайтов, зажатые между прусскими и ливонскими оплотами крестоносцев.


Датчане успешно громят эстов в битве при Линданисе
Профессиональным и фанатичным воинам в лучших доспехах, передовому отряду европейской католической цивилизации противостояли отсталые лесные и болотные племена. Подобных им уже без счёта пало и склонилось перед белыми знамёнами с чёрными крестами и алыми мечами.
Казалось бы, последний удар — и вера Христова воссияет над землёй мрачных лесных капищ, окроплённых жертвенной кровью. Но что-то пошло не так. Последние язычники Европы чудом — невероятным, невозможным усилием — встали насмерть.
Им было… пофиг. Они просто брали и со всем прилежанием лупили соседей. Всех — от крестоносцев и поляков до русских и соплеменных балтов, предков латышей.
Опиши нечто подобное какой-нибудь автор фэнтези или альтернативной истории, и умудрённые читатели хором осмеяли бы его за откровенное подыгрывание симпатичной стороне и безбожный мэрисьюизм. Другое дело — гномы с эльфами и прочие орки, но это уж совсем явный бред! Не бывает такого в реальности.
Отсталые племена могут встать насмерть перед настолько превосходящей силой лишь для того, чтобы погибнуть в славной битве и исчезнуть со страниц истории. Оставшись лишь в песнях и легендах, подобно пиктам с их вересковым мёдом из баллады Стивенсона.
А литовцы устояли.


Весь XIII век языческие литовские племена отчаянно держали свои границы, отбивали вторжения крестоносцев и врывались на земли «крыжаков», сея пламя и смерть в ответ. И это при том, что аукшайты и жемайты находились в сложных отношениях и не особенно стремились
Кто кого: языческая Литва против христианской Европы
Кто кого: языческая Литва против христианской Европы
warhead.su
Показать список поделившихся
25
ВКонтакте © 2006-2023
О ВКонтакте Правила Для бизнеса Разработчикам
РусскийУкраїнськаEnglishвсе языки »
Читайте только самое интересное


Криве
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигацииПерейти к поиску


В скульптурной группе «Духовные работники» (латыш. Gara darbinieki) Памятника Свободы в Риге изображен древний латышский Криве, который держит палку с загнутым концом (латыш. krivule). Рядом сидят современные писатель и учёный
Кри;ве (лат. Criwe, Criue, латыш. kr;vs, иначе Криве Кирвайто нем. crywen kirwaitho, Криве-Кривайто прусск. krive krivaito, Кри;ве-Крива;йтис лит. krivi; krivaitis, Криве Кривейта польск. Krywe Krywejta) — предположительно название верховных иерархов средневекового балтийского языческого жречества, которые имели резиденцию в Ромове, а затем в Вильне. Согласно сообщению Петра из Дуйсбурга, пруссами Криве почитался словно папа римский, а его влияние распространялось вплоть до территорий, населённых литовцами и ливами. Основной жреческой функцией было поддержание непрерывности горения вечного огня, кроме того выполнял высшие судейские обязанности.


По ненадежной с научной точки зрения классификации, приведённой хронистом Симоном Грюнау, Криве имел подчинённых жрецов, называемых вайделотами. В случае, если Криве заболевал и не мог длительное время выполнять свои обязанности, он удалялся для того, чтобы совершить акт самосожжения, после чего вайделоты выбирали нового Криве.



Содержание
1 Источники сведений о Криве
2 Историографические интерпретации
3 Список криве-кривайтисов
3.1 Криве-Кривайтисы с резиденцией в Ромове
3.2 Криве-Кривайтисы с резиденцией в Кернове и в Вильне
3.3 Криве-Кривайтисы после изгнания из Вильны в жемайтские леса
4 Примечания
5 Литература
Источники сведений о Криве
Само понятие Криве (лат. Criwe) впервые было упомянуто в 1326 году Петром из Дусбурга в главе «De yodalatria et ritu et moribus Pruthenorum» своей «Chronicon Terrae Prussiae»профиль удален, как имя верховного языческого иерарха пруссов. Пётр описывает его так:


Было же посредине этого погрязшего в пороке народа, а именно в Надровии, одно место, называемое Ромов, ведущее название своё от Рима, в котором жил некто по имени Криве, кого они почитали, как папу, ибо как господин папа правит вселенской церковью христиан, так и по его воле или повелению управлялись не только вышеупомянутые язычники, но и литвины и прочие народы земли Ливонской. Такова была власть его, что не только он сам или кто-либо из сородичей его, но даже гонец с его посохом или с другим отличительным знаком, проходя по пределам вышеупомянутых язычников, был в великом почете у королей, нобилей и простого люда.


В рифмованной «Хронике земли Прусской» (1331—1335 годов) Николай фон Ерошин также неоднократно говорит о Криве, между тем «Хроника» Ерошина в значительной степени зависит от «Хроники» ПетраСветлана Пешкова, в основной своей части являясь поэтическим её переложением.


Описывая миссионерскую деятельность и мученический путь Адальберта, архиепископа Гнезненского, Ян Длугош также упоминает Криве во второй книге «Анналов или хроник славного королевства Польша» (1480 года):


А прусский народ в эту пору был свиреп и жесток, предан идолопоклонству, культу демонов и столь очевидному слепому и мрачному заблуждению, что почитал в качестве богов солнце, луну, звёзды, зверей, птиц, огонь и прочие творения; они считали священными некоторые леса, озёра и реки, которые не разрешалось осквернять рыболовством, охотой и вырубкой, имели особый язык, в небольшой степени происходивший от латинского и имеющий некоторое сходство и подобие с литовским; они имеют чуть ли не одних и тех же богов, одинаковые обряды и святыни, и одного и того же верховного жреца священнодействий, живущего в их городе, который считается столицей и от Рима зовётся Ромове; каждого, кто не исполняет послушно его приказы, карают смертью, а сам жрец зовётся на их языке Криве.


Пруссы же, с досадой перенося осквернение и унижение своих богов, негодовали по поводу того, что их культ и обряд, принятые от предков, попираются и уничтожаются, когда верховный жрец священнодействий Криве и другие жрецы богов воодушевили прусскую знать, сговариваются его убить.


Польский историк и географ эпохи Ренессанса Матвей Меховский во второй книге «Трактата о двух Сарматиях, азиатской и европейской, и о находящемся в них» (1517 года)Сэр Писатель, следуя впрочем Петру и Фон Ерошину, сообщает:


Этот четвероязычный народ во времена идолопоклонства имел одного великого жреца, которого звали Криве. Жил он в городе Ромове (Romouae), названном так по имени Рима, так как этот народ гордится своим происхождением из Италии, и действительно в его языке есть некоторые италийские слова. Об этом Криве и городе Ромове можно прочесть в легенде о святом епископе и мученике Адальберте.


Оригинальный текст (лат.)
Историографические интерпретации
Из «Хроники» Петра не ясно, является ли «Криве» именем нарицательным или собственным и поэтому на протяжении всей истории изучения вопроса, происхождение и значение названного термина вызывает много споров, предположения и мнения исследователей на этот счет различны.


Историк Иоганн Фойгт обратил внимание, что деревенские старосты в Литве использовали т. н. лит. kriv;l; — палку, похожую на епископский посох с одним загнутым концом, которой они созывали деревенское собрание. Фойгт полагал, что своё название эта палка получила от термина Criweпрофиль удален. Фойгт также сделал предположение, что «криве» — это жрец огня.


Языковед и историк Александр Брюкнер полностью отрицал существование Криве и Ромова, однако допускал, что термин «криве» может относиться только к искривленной палке, служившей знаком для сбора людейСама Ночь, такого же мнения частично придерживался и польский филолог Антоний Мержинский, который между тем отмечал, что вероятно «Криве» это не нарицательное имя, как у Петра из Дуйсбурга и Матвея Меховского, но имя собственное, какого-то крупного в то время жрецаВетренная. Матвей Любавский следуя Мержинскому так же отмечает, что «Криве» по всей видимости имя собственное уважаемого жреца, каких, впрочем, было много в те временаРоберт Итиль. Это мнение разделял и Генрик ЛовмянскиAl полагая, что Пётр из Дуйсбурга, введенный в заблуждение созвучием названия Ромов и Рим, преувеличил возможности Криве как верховного жреца, тогда как они в основном сводились к созыву общих сходок пруссов и представителей соседних языческих народов. Ловмяньский также высказал точку зренияАlex, поддержанную Владимиром ПашутоАлекс что прусские вожди выполняли и жреческие функции.


Антоний Прохаска предположил, что Пётр из Дуйсбурга мог не знать прусского языка и поэтому принял термин, обозначавший жреца, за его личное имя. Признавая за «криве» верховные судейские функции, Прохаска также высказал мнение, что свои «криве» могли быть у каждого прусского племениДоленнарвен.


Немецкий археолог Вильгельм Гертепрофиль удален полагал, что из первоначально означавшего представителя судебной власти «Криве», Пётер из Дусбурга сделал жрецаНезависимая.


Согласно мнению ориенталиста и лингвиста Яана Пухвела — «криве» это жрец, которого можно сравнить с кельтским друидом и индийским брахманомЕвгений Минаев.


Владимир Топоров в фундаментальном словаре «Прусский язык» отметил, что «криве» (Krive, krive, kriv-ait-, (kirv-ait-?)) — это наименование верховного жреца древних пруссов, игравшего исключительную роль в религиозной и общественной жизниАстральная.


Слово лит. krivis (прусск. kreivs) означает «искривленный, кривой». Эта этимология подходит хорошо литовскому епископскому посоху и палке деревенского старосты, но проблематична однако в отношении жреческого наименования. Возможно, однако переносное «согнувшийся», означающего сгорбившегося (согбенного) человека, и относящееся к старикам в значении «мудрый человек»Альян.


Английский литуанист Стивен К. Роуэлл указал, на излишнее буквальное понимание историками искомого Дуйсбургского «сюжета», который на самом деле, как и многое в «Хронике» Петра, является «назидательным примером» (exemplum). Исследователи мало задавались вопросом, отчего языческий «папа» не показан в действии в других частях «Хроники». Для Петра из Дуйсбурга это был способ поведать христианам, воюющим с язычниками, о своеобразных верованиях последних, представить их религию как своего рода «контр-церковь». Пётр из Дуйсбурга показывает язычество как полную противоположность христианства. Роуэлл отмечает, что этот этнографический раздел «Хроники» имеет идеологическую окраску, а Пётр проявляет себя сторонником папства в условиях, когда Тевтонский орден занимает сторону императора Людвига IV в его борьбе с Папой Римским Иоанном XXII. Образом «Криве» Пётр преподносит нравственный урок рыцарямКирилл КметьДаблл Делль.


В историю Литвы понятие Криве Кривейта (польск. Krywe Krywejta) было введено в 1582 году «Хроникой Польской, Литовской, Жмудской и всей Руси» Матея Стрыйковского, описавшего легендарное событие XVI века, а именно толкование тогдашним Криве Кривейта Лиздейкой «сна Гедимина». Стрыйковский позаимствовал этот термин из «Прусской хроники» Симона Грюнау (1529 года), где верховный прусский жрец назван криве кирвайто (нем. crywen kirwaitho), а в свою очередь Грунау это имя произвел от Криве Дуйсбургской «Хроники».


Список криве-кривайтисов
ПереченьЧерная Принцесса 48 первых Криве-Кривайтисов впервые полностью приводится в «Прусской хронике» Симона ГрюнауШум и Гам. Каспар Хенненбергерпрофиль удален в «Кратком и правдивом описании прусской земли» (1584 года)Alex Shumilin, Кристоф Гарткнох в «Старой и Новой Пруссии» (1684 года)Шум Удаляющихся Шагов, Эварист Анджей Куропатницкий в «Известии о шляхетских клейнодах, также гербах благородных домов Короны Польской и Великого Княжества Литовского» (1789 года)профиль удален и Теодор Нарбутт в своих работах также приводят список Криве-Кривайтисов, следуя в этом Грунау.


Маттеус Преторий приводит список отличныйШум Гам от списка Симона Грюнау.


Криве-Кривайтисы с резиденцией в Ромове
№ Криве-Кривайтисы согласно С. Грюнау Комментарий № Криве-Кривайтисы согласно М. Преторию
1 Видевут ок. 503 года н. э., совместно с Брутеном I 1 Видевут и Брудено
2 Брутен I (Прутенис) ок. 503 года н. э. совместно с Видевутом
3 Брудон (Будон, Брудано, Прутунс) 2 Тарайис
4 Денигес
5 Бераусто 3 Пердустис
6 Марко 4 Маркис
7 Мексуно 5 Мерунас
8 Геруссо 6 Геруссас
9 Тивайто I 7 Дивайтис
10 Брутен II 8 Прутенос II
11 Напейлес I 9 Снапейтис I
12 Теллейно 10 Телейно
13 Тивайто II 11 Дивайтис II
14 Негренно 12 Нергеннис
15 Гардивайто 13 Картивайтис
16 Конис 14 Кулнс
17 Напейлес II 15 Снапейтис II
18 Яйгелло 16 Тайгелло
19 Нервассо 17 Нарбассо
20 Грудево 18 Грудайвис
21 Аустомо 19 Аустомо
22 Молейно 20 Моллейнис
23 Тайдо 21 Тайдо
24 Ромоис 22 Ромойис
25 Даргигайто 23 Дарсгейто
26 Мангало 24 Меукгалло
27 Боллойсус 25 Паллейюс
28 Поство I 26 Поство I
29 Маранго 27 Маранго
30 Ливойлес погиб ок. 1017 года н. э. или ок. 1010 года н. э.
во время польского набега на Ромове 28 Лавайло
31 Торрето 29 Туррейтис
32 Нергес 30 Нериес
33 Вибротос 31 Вибротос
34 Барбайдо 32 Бартайтис
35 Баркандо 33 Перкандо
36 Яргалло 34 Сергалло
37 Типпес 35 Стиппес
38 Леисо 36 Хейси
39 Каткойо 37 Каркойс
40 Помолойс 38 Помолойс
41 Поство II 39 Поство II
42 Напейлес III 40 Снапейтис II
43 Тиргайто 41 Тиксфайто
44 Надроко ок. 1200 года н. э. 42 Надрассо
45 Бойтонор ок. 1200 года н. э. 43 Бойтонос
44 Диссайтис
46 Тормейсо 45 Тормейсо
47 Кирбайдо 46 Кирбайдо
47 Амалис
48 Аллепс до 1265 года н. э.. Правитель Самбии. Приняв
христианство в 1265 году, чувствуя крушение своей
власти покинул Ромове в Надровии и бежал к
крестоносцам, а затем — в Литву 48 Алепс
Криве-Кривайтисы с резиденцией в Кернове и в Вильне
Преемник Аллепса был вынужден удалиться в более безопасное место на берегу Балтийского моря. Затем, по мере завоевания Пруссии тевтонскими рыцарями, Криве-Кривайтисы уходили от них в глубь лесов и, наконец, перенесли свою резиденцию в Литву, сначала в местечко Кернове, а потом в Вильне, причем многие из них, по примеру Видевута и Брутена I, кончали жизнь добровольным сожжением на костреЧерная Принцессапрофиль удален.


два или три неизвестных по имени иерарха


не названный по имени отец Лиздейки
Лиздейка (XIV век н. э.), основатель жреческой традиции в Вильне в 1318 году. Умер в 1350 году в 70-летнем возрасте, но по другим данным криве-кривейто жил якобы ещё в 1387 году во время разрушения храма Перкунаса в Вильне и принятия христианства в качестве государственной религии Великого княжества Литовского. По одной из версий — родоначальник Радзивиллов, Остиков, Нарбутов и других литовских дворянских родов.
Криве-Кривайтисы после изгнания из Вильны в жемайтские леса
неизвестные


Пантукис (Пунтукас), казнен обвиненный в святотатстве.
неизвестные


Гинтовт (ум. 28 июля 1414), 74-й и последний верховный жрец скончался в начале XV века. Теодор Нарбут в своей «Древней истории литовского народа» сообщает об этом иерархе, ссылаясь на некую анонимную летопись «Церковная история»:
и после процветало в Княжестве, а больше всего в Жемайтии, крещёной самой последней, а именно до 28 июля 1414 года, когда в деревне Анкаимпрофиль удален умер верховный Криве-Кривайто именем Гинтовт, 74-й жрец. С ним же, действительно, пал титул, некогда очень важный в святых и судебных делах во всех землях литовских: пруссов, литвинов, жемайтов, куронов, земгалав, ливонцев, латгалов, а также кривичских русовIn The Wdel; уже в конце XI века начинает понемногу прозябать; наконец, вечный мрак язычества, сбегая от земли к земле, рассеялся перед светом христианской веры и святого креста.


Оригинальный текст (лат.)
Вместе с тем, к сообщениям, которые приводит Теодор Нарбут в своем труде, необходимо относиться с известной долей скептицизма, так как он в современной исторической науке признаётся исследователем, нередко делавшим ссылки на недостоверные, фальсифицированные и вымышленные им же источники и документы.


Примечания


Chapter iv: Lithuanian mythology by Gintaras Beresnevi;ius // Lithuanian philosophy: persons and ideas Lithuanian philosophical studies, ii (англ.) / J;rate Baranova, et al.. — The Council For Research In Values And Philosophy, 2001. — (Cultural heritage and contemporary change series IVa, Eastern and Central Europe, volume 17). — ISBN 1-56518-137-9. Архивная копия от 28 сентября 2007 на Wayback Machine (англ.)
Beresnevi;ius G. Lithuanian Religion and Mythology (англ.)


В другом языковом разделе есть более полная статья List of Lithuanian gods and mythological figures (англ.).



Другие статьи в литературном дневнике: