***

Юрий Николаевич Горбачев 2: литературный дневник

РУССКИЙ ГРААЛЬ


Начиная размышления о Русском Граале, попробую нащупать смысловые узлы и символы -архетипы, которые живя в коллективном бессознательном, исподволь, в течении вот уже более тысячи лет посылают нашему имперскому этносу сигналы-коды , по которым прорисовываются линии судьбы народов, объединённых понятием РУСЬ. Один из самых загадочных и непостижимых вопросов национального бытия- действовали ли зачинатели русской государственности , сообразуясь с обстоятельствами и под их фатальным давлением или в их деяниях был глобальный замысел? Двигало ли древнерусскими князьями и их последователями проведение и ощущали ли они себя наездником, "оседлавшим тигра" (Юлиус Эвола "Оседлать тигра")или фатум играл ими - и всё ими содеянное было лишь результирующей суммой случайных обстоятельств.Какова сила и роль созданных ими символов -названий, сюжетных архетипов,выкристаллизовавшихся в
древнерусской литературе, архитектуре, иконописи, фольклоре. И насколько такие понятия как "Киев -мать городов русских"(" И седе Олегъ, княжа в Киеве, и рече Олегъ: «Се буди мати городом русскымъ», "Повести временных лет"), "Москва третий Рим и чётвёртому не бывать"? обладали и обладают провидческой силой. Понимал ли монах псковского Елеазаровского монастыря Филофей в посланиях 1523 - 1524 годов к великому князю Московскому Василию III, к единственно православному государю, написавший о роли «Рима земного» ("два рима падоша, третий стоит, а четвертом не быти") которую, как считается, должна была занять Москва.... Но вот концепция назначения Москвы третьим Римом появилась лишь в 19-м веке.



Другие статьи в литературном дневнике: