Тайна шаманьего камня1. Легенда о Золотом тойоне Течёт река Абакан , шумит тайга по бокам. Стоят кедры да менгиры, што могучие батыры. Тырят тайны тойнов* горные склоны. Так пела мне сказку старая хакаска под топшура звяк,под хоммуза зуд. Оторви ка ты, паря, от лавки свой зад,поезжай до дальней юрты.На то кажут мне гадальные карты. По тем картам гадала мне цыганка -в златых зубах цыгарка. Гаркнул ветер -северяк, в бубен мой, что сабель бряк. Называл имя рек - имярек. И вот чего он изрек: "В хрустальной юрте на узорном ковре сидит краса девица и знат та девица, што на свете деется. Гадает она по шитому бисером поясу- где и што ты найдёшь, шляясь по лесу. Ступай в гору , не зная горя - и свершится вскоре.Обретёшь ты Шаманий Камень. А как найдёшь его, ложись в том его месте, где в круге выбита на камне птица-Таюн. Выпей отвара из бадан-травы с мумиём из горных расселин, мёдом горных трав и выпись на том камне. И всё, што привидится во сне-сбудется." Вот тогда и случилось. Сошлись золотой и железный батыры-тойоны в поединке. И мягкий золотой доспех не устоял перед твёрдым булатом. И сразила золотого тойона стальная стрела. И был тот батыр похоронен в златых доспехах с золотым луком , золотым колчаном с золотыми стрелами в нём.Срубили в тайге вековой листвень, выдолбили домовину из цельной колоды. Положили героя, скрестив руки на груди в деревяный саркофаг. Возложил шаман на лицо его золотую маску. Вот такую рассказывала старая хакасска сказку. Поставили над саркофагом листвяжий сруб. Насыпали курган над тем срубом. А на вершине его - поставили в круг менгиры. Вырубали их каменотёсы из глубины горы, куда положили Золотого Тайона... Остановив запись, я продолжал видеть сказителя-кайчи** на дисплее "ноута". В расшитом узорами халате, высокой шапке с остроугольными отворотами он сидел на земле в так называемой "позе лотоса", подвернув под себя ноги, в руках у него был тонкогрифый топшур***, однообразные бренчащие звяки которого сопровождали его бесконечную песню. Его слушателями были стоящие в круг высокие продолговатые камни. Безмолвные великаны образовывали нечто вроде хоровода или циферблата. Отбрасываемые ими тени ложились на покрытую синими кандыками зелень вершины, чётко и контрастно, словно прописанные кистью художника -живописца , воспевшего в своих пейзажах завораживающие красоты Алтая. Сине-фиолетовые звёзды кандыков с прихотливо загнутыми лепестками , розовые бутоны маральника,лиловые -богульника, словно только что наложенные кистью, сияли свежестью красок. На фоне ультрамаринового неба при свете полуденного солнца особенно отчётливо выделялись сомкнутые в молчании губы, широко открытые глаза и плоские носы каменных великанов. На иных каменных головах ещё видны были не изглаженные временем,не источенные дождями, ветрами и снежными бурями-буранами, когда ледяная крупа, как наждак сечёт лица путников, богатырские шлемы. У иных в руках были поминальные чаши для кумыса. Другие сжимали в кулаках выступающие из мегалитов мечи. С тех пор, как со стен начальственных кабинетов вынесли портреты Вождя, чей лысый остробородый профиль миллионами клонов копировался на транспоранты праздничных шествий, комсомольские значки и рублёвые монеты, немало бывших комсомольцев переоделись в рясы, появились и бывшие партийцы , одержимые желанием переиначить Учение Вождя в духе космиста и эзотерика, искателя Шамбалы и Беловодья Константина Рериха. Нашлись и такие, кто спустив в унитаз клочки партбилета, взял в руки шаманский бубен-дело куда более прибыльное, чем продолжать высиживать на кафедре Саяногорского унивирситета или предлагать лощёным журналам фото красот Горы менгиров, Кровавого озера или горных Сундуков. Тувинский провал. Саяногорск Большой Салбыкский курган 3 век до нашей веры.Место 5-4 век д.н.э. Погребение. Пузатый холм -Турция. Стоунхендж-англия. Сагарское царство. Демоны Айна — злой дух из Нижнего мира, причиняющий вред и болезни людям. Исследователи предполагают, что слово первоначально обозначало любых мелких духов и произошло из иранских языков, однако с усилением шаманизма, связанного с подземными духами, айнами стали называть только подземных злых существ. По народным представлениям, болезни происходят не по естественным причинам, а от того, что в человеке поселяются айны, смерть же происходит тогда, когда айна похищает куд — душу человека.профиль удален Чилбеген — демоническое существо, которое описывают то как «семиглавое чудовище», то как «крылатого богатыря». Чилбеген может обитать на земле, под землёй, а также на Луне. По-видимому, изначально он представлял собой пожирателя скота в скотоводческой мифологии. В дальнейшем он появился и в мифах о небесных светилах: чтобы спасти людей от пожирания Чилбегеном, Луна притянула его к себе вместе с кустом, за который он ухватился. Известен сюжет о Чилбегене и девочке-сиротке. По некоторым представлениям, его женой является владычица подземного мира Кукат.профиль удален Кукат (Хуу хат) — ведьма, сообщница вредоносных для человека мистических сил. Слово хуу переводится как ‘белый, бледный, бесцветный; голый; омертвевший; нездешний’. Вместе с Чилбегеном считается слугой Ирлик-хана. Живёт на дне чёрного моря, там, где заходит солнце, по другим представлениям у её дома есть скала с сосной, выросшей сквозь семнадцать слоёв земли. Одно ухо она использует, чтобы слышать то, что происходит под землёй, другое — то, что над землёй. Она летает, ударяя себя по бёдрам мечом. Ей приписывают запруживания рек, приводящие к наводнениям. По некоторым представлениям, она пьёт человеческую кровь, в том числе «тремя пригоршнями, черпая из груди одного богатыря». Если ей не понравится какой-то человек, то она превращается в золу и попадает в воду для питья и водку, когда же попадает в организм, то вновь становится ведьмой, берёт нож и перерезает у человека сердце. Обитающие под землёй её дочери способны превращаться в чёрных лисиц или светлых волков.профиль удален Пис-Тумзух (‘шилорылая ’) — существо-оборотень, превращающееся то в чёрную лису, то в траву с тремя стеблями, то в белую волчицу, то в женщину, одетую в панцирь из волчьей шкуры.профиль удален См. также
Как цапля цАпляет лягушку, подушка подаст мне подружку, ведёрная дужка-кадушку...кадило-дилинь-дили-день.Так тень за плетень зацепила. За шо же вона? За це пила! Пилою улыбка двуручною ... © Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике: |