За что Ивана Тургенева на месяц посадили в тюрьму

Анна Дудка: литературный дневник

Об этом не рассказывают в школах, но молодой и уже известный, после «Записок охотника», Иван Тургенев на месяц угодил в тюрьму. Сегодня сказали бы: в изолятор.


Дело было в начале 1850-х, в разгар мрачного семилетия, когда атмосфера в России стояла удушающая. Достоевского «расстреляли» и сослали на каторгу — за письмо, за копию письма! Ввоз иностранных книг был практически запрещён. Всерьёз обсуждался вопрос о закрытии университетов.


И тут умер Гоголь. Напуганные европейскими революциями власти распорядились не пропускать в печати ничего о нём. Почему? Потому что на похоронах Гоголя в Москве собрались небывалые толпы. А собираться толпам без санкции царя было не положено.


Тургенев эпатировал петербургский свет уже тем, что носил траур по Гоголю. Молодой писатель везде носил с собой и читал вслух некролог, в котором называл Гоголя «гением». Некролог был перечеркнут красными чернилами цензора. Цензор не разрешил публиковать в питерском «Современнике», где сотрудничал Тургенев, этот некролог.


Тогда Тургенев схитрил — послал некролог в московский журнал, и тамошняя цензура, более ленивая, проглядела это дело. Издатели «Современника», Некрасов и Панаев, умоляли Тургенева быть осторожнее. Но Тургенев отвечал: «За Гоголя я готов сидеть в крепости».


Так и вышло. Тургенева на месяц отправили на съезжую (изолятор), где его, унижения ради, держали рядом с простыми мужиками.


«Камера была маленькая, жара удушливая», — рассказывал он друзьям. В первые дни ему дозволяли видеться с посетителями, позже запретили. Дошло до того, что император Николай I, недовольный всеобщим сочувствием к писателю, запретил останавливаться экипажам на улице, у этой съезжей.


Через месяц Тургенев вышел на свободу — и его принудительно сослали в имение матери. Позже он уехал за границу. Он обычно с улыбкой вспоминал месяц за решеткой, говорил, что даже благодарен за этот опыт царю. Но на деле именно с 1852 года большую часть жизни Тургенев проживёт в Париже и Баден-Бадене, в России он будет лишь проездом.


Илья Клишин, Яндекс-Дзен, 8 января



Другие статьи в литературном дневнике: