Частицы не и ни со словами

Анна Дудка: литературный дневник

: а вы их не путаете?


Как бы мы (ни/не) бились, он всё равно так и не понял тему.
Частица «ни» употребляется для усиления утверждения. Правильно: Как бы мы ни бились, он всё равно так и не понял тему.


Не расстраивайся! Первая твоя ошибка (не/ни) в счёт.
Частица «не» используется в предложениях для отрицания. Правильно: Не расстраивайся! Первая твоя ошибка не в счёт.


И стоит он на улице (не/ни) жив (не/ни) мёртв…
Ни жив ни мёртв — это фразеологизм. Пишется с «ни» и не отделяется запятой. Правильно: И стоит он на улице ни жив ни мёртв…


Порисуй с ребятишками тут, пока (не/ни) приду, хорошо?
Союз «пока» и частица «не» употребляются в значении предела времени. Правильно: Порисуй с ребятишками тут, пока не приду, хорошо?


Нервы у меня стали (не/ни) к чёрту!
А вот и ещё один фразеологизм, который употребляется только с частицей «ни». Правильно: Нервы у меня стали ни к чёрту!


Как бы то (не/ни) было, но свой родной город я всё равно люблю!
Как бы то ни было — устойчивое вводное сочетание. Пишется с частицей «ни». Правильно: Как бы то ни было, но свой родной город я всё равно люблю!


Кого (не/ни) спроси, все о нём хорошо отзываются.
В предложении частица «ни» используется для усиления утверждения. Правильно: Кого ни спроси, все о нём хорошо отзываются.


Где я в молодости только (не/ни) бывал!
В восклицательных предложениях употребляется устойчивое выражение «где только не». Правильно: Где я в молодости только не бывал!


Он вообще-то здесь совсем (не/ни) при чём!
Здесь также используется устойчивое сочетание, только с частицей ни: «ни при чём». Правильно: Он вообще-то здесь совсем ни при чём!



Другие статьи в литературном дневнике: