Евгения Левашова

Анна Дудка: литературный дневник

Голубка Биманка http://proza.ru/2011/09/07/315


Вот уж пятый год живёт у меня в квартире голубка Биманка. Это её муж так назвал. А я чаще зову её Петей. И она на это имя отзывается, слушает меня и всё, что скажу, выполняет. Понимает, стало быть. И принимает. А почему Петя? Просто при первом появлении я её так назвала, потому что по агрессивности птицы сначала решила, что это - голубь. И его появление стало начальным звеном в цепочке необъяснимых и непонятных событий. Вот как дело было.


Был у меня любимый пес, по кличке Бим. Из породы немецких овчарок (догов, лаек, мастиффов), с блестящим черным окрасом, умница, храбрец, хитрый хулиган и находчивый плут. О нём тоже есть что рассказать, но сейчас разговор о Петьке.


В тот год в феврале выехала я на полтора месяца в Рязанскую область. Муж оставался с Бимом в Ярославле. А я последнюю часть зимы провела в деревне с больной матерью: она, серьезно захворав, вызвала меня к себе телеграммой. И вот, точно помню, 14 февраля снится мне сон: наш Бим плывёт по воде, выбивается из сил и зовет о помощи. Проснувшись, я переполошилась. Что-то неладное надвигается. Надо дать мужу телеграмму, чтоб усилил бдительность и не спускал Бима с поводка. Ведь февраль - время собачьих свадеб. И кобели становятся неуправляемыми. Никто и ничто им не указ, кроме... Но с телеграммой оплошала: с утра навалилась гора неотложных дел и я как-то замоталась. А ведь как в воду глядела: угадала беду. Бим, услышав голоса собачьей свадьбы, ринулся на призывные сигналы и при пересечении дороги был сбит машиной. Это случилось вечером, а умер он от тяжелейших травм в ту же ночь в 4 часа утра.


А в 6 часов утра моя мать, выйдя на крыльцо, тут же вернулась с причитанием: "Ой, дочка, что творится-то. К нам невесть откуда голубь прилетел. Никогда в нашей деревне голубей не бывало. А этот голубь у крыльца сидит, как увидит меня, злиться начинает, нападает и клюет меня. Ой, не к добру это!"


Я выслушала и тоже решила выйти посмотреть, что за смутьян такой объявился. А он, как увидел меня, спорхнул с крыльца мне на грудь, распластал крылья, прижался и закурлыкал: "Уры, уры, уры!" Подивилась я этому, покормила его и пошла по делам. А через несколько часов днём почтальон принес телеграмму от мужа, отправленную этим же утром. Из неё явствовало, что Бима у нас не стало.


Ещё две недели я провела у матери, Бима всё оплакивала да горевала, а голубь всё время меня утешал, курлыкая. И, распластываясь на моей груди, как бы целовал и успокаивал. Но пришло время отъезда. А Петьку-то (так я назвала голубя) куда девать? Матери он не нужен: обуза лишняя да хлопоты. Да и кот домашний всё время на него охотится. В два счета прикончит. Решила оставить Петьку среди собратьев-голубей у церкви в районном городке Туме. Собрала рюкзак, вещички и пошла на станцию в Туму, что лежит в 4 километрах от нашей деревни Коренево.


Скорее всего именно из Тумы он к нам и прилетел, по словам соседки. Там у нас церковь большая. И голубей возле неё - пруд пруди. Подошла к церкви, да и подкинула его к стае голубей. А Петька с земли на забор и снова ко мне на рюкзак. А ведь поезд ждать меня не будет. Я, не задерживаясь, скорее топаю на вокзал. По дороге отмахиваюсь от него, а он всё следом за мной норовит. Я вошла в помещение вокзала. Так через минуты 2-3 он в открывшуюся дверь вокзала залетел. И снова сел мне на рюкзак. Наконец, я к поезду подошла, у вагона его на землю сняла и шасть в вагон! Так Петька с другими пассажирами в дверь влетел, меня отыскал и снова сел на голову. Соседка-бабушка мне и говорит: «Ой, девка, неспроста это. Не оставляй его. Он без тебя погибнет. Это Божья птица и зачем-то она тебя выбрала. Знать, родная тебе душа. Не оставляй её».


И поехали мы до дому. Петька сидел в открытой сумке, не шелохнувшись, никуда не рвался, ничего не боялся. Так и добрались. Рассказала мужу про Петькины выкрутасы. А муж говорит: "По восточным верованиям, птица - это носитель чьей-то души". Тут я и поняла, что в Петьку душа нашего Бима вселилась.


Решила устроить голубя в ванной - там большая клетка есть. И он хоть бы хны! "Пожалуйста, я везде согласен". На всё спокойно реагирует. На прогулку - вылетает по комнате, но очень любит посидеть в коридоре на вешалке, под которой раньше Бим любил поспать-полежать.


Быстро подошло время очередных весенних хлопот. В мае я отправилась на свой местный курорт под названием "10 соток" (муж зовёт его иначе: Хасбулатовка). И Петьку с собой взяла. Так Петька в первый же день облетел все участки, куда раньше регулярно наведывался Бим и где его встречали-привечали. Бим, бывало, нигде долго не задерживался. Если угостят - порадуется, а нет - дальше чешет. Но при случае умел хапнуть без спроса и разрешения какой-нибудь лакомый кусочек, который не прибит к стене гвоздями.


И Петька себя повел так же. В первую очередь слетал Петька к моей товарке Василисе, за километр от нашего участка. Там прежде жила собака, подружка Бима. Он к ней частенько забегал потолковать о том о сём. Но в этот момент собаки не было. Петька (по рассказам соседки) прилетел, посидел на конуре, поворковал, затем вернулся назад. Всю весну Петька навещал всех старых знакомых. Именно знакомых, которых любил Бим. Чужие участки, которых вокруг нашего многие и многие десятки, голубь особым вниманием не жаловал.


Вёл себя Петька просто по-собачьи: ни на шаг от меня не отходил, не отставал. Всё вместе: копаем, сажаем, пропалываем, за водой ходим, в лес за ягодами. Он всё рядышком барахтается. Большей частью сидит у меня на голове, на спине, на плечах. Всех проходящих мимо участка мужчин старался прогнать, налетал и клевал. От всех посторонних защищал. Да и теперь только мужу даётся в руки, правда, не пропуская случая периодически долбануть клювом в ближайший палец. Ни одному мужчине не разрешает поговорить со мной. Сразу налетает, бьет крылом и отчаянно щиплет. При попытке отмахнуться от неё, свирепеет ещё больше и налетает ещё более решительно. Бим тоже мужчин очень не любил, так же налетал, как голубь, и защищал меня. А с женщинами ладил.


Петька с женщинами тоже ладит. И наконец-то проявил свою женскую суть: летом неожиданно принес яичко (к нынешнему сроку голубка снесла яйца уже 8 раз). И муж переименовал его в Биманку, а я по-прежнему зову Петькой, но с женским оттенком. И Биманка-Петька любит всех женщин, к которым ластился Бим. Голубка понимает простые команды: Ко мне! На место! Очень послушна и управляема. Без хлопот, конечно, дело не обходится. Но соседки по участку вот уж который год говорят: "Когда голубка нас навестит, радость целый день из души не уходит".


На участке мы всё делаем вместе: копаем, рыхлим, сажаем, пропалываем, за водой ходим, поливаем. Он либо рядом порхает, либо на мне сидит. То на голове, то на спине, то "на этом самом месте" - когда я работаю внаклонку. Везде - ни на шаг. Даже в лес за ягодами, бывало, хаживали. Но - до поры! - Нигде нельзя быть беззаботным. Заметила я: ястреб поодаль кружится. Я стала, работая во дворе, теперь по сторонам почаще поглядывать. И всё же однажды не углядела. Что-то копошилась у сарайки, голубь беззаботно поодаль по земле ковылял, отыскивая под ногами крупинки-зернышки. Как вдруг - откуда ни возьмись - сверху чёрная тень метнулась и камнем устремилась к Петьке. Но на какую-то долю секунды голубка предвосхитила нападение. Мгновенно взмыла по крутой диагонали вверх - и ко мне.


Так вот, Петька-то спаслась. Видимо, есть и у птиц шестое чувство - чувство опасности. Не говорите, что у птиц нет эмоций. Для моей голубки это был тяжелейший стресс. Целый час Петька по-человечески кричала, дрожала и прижималась ко мне. Не передать, как я за Биманку и вместе с ней переживала.


Да, ястреб хитрый, терпеливый и коварный хищник. Иной раз так ловко замаскируется, что и не заметишь. Так я теперь для страховки беру пустое железное ведро и грохочу по нему железкой. Если ястреб близко - то он не выдерживает, взлетает и сматывается прочь. А почему в тот раз ястреб остался ни с чем, вдогонку за голубем не погнался? Да не в правилах ястреба устраивать гонки преследования. Он птиц бьёт только на земле, в траве, в гнезде. Где есть опора для удара и захвата. А на лету такая физика не срабатывает. Но ему, бывает, именно на лету и достается от жертв. Когда рассвирепевшие стайки лесных птах, завидев летящего ястреба, устремляются к нему и бьют-клюют бесстрашно хищника на лету.


Опасны для голубя и совы. Да и люди, конечно. Человек – самый страшный и жестокий зверь. Уж Петька и с этим свойством познакомился однажды рядом с моим домом. Мы поначалу не больно-то людей сторонились. Бывало, я пойду в магазин, выставлю его на балкон. Он поблизости летает. Как увидит - по возвращении - мою рыжую голову, тотчас ко мне на голову садится. И въезжаем всем парадом по лестнице на 3-й этаж и в комнату. Да как-то Петька, видимо, ошиблась. Села на другую рыжую голову и вместе с ней въехала в чужую квартиру в соседнем доме. Там оказалось два маленьких мучителя. Они запихнули голубя в тесную клетку для канареек. И забавлялись его криком и страхом, тыча в него ножом и вилкой. А он только по клетке мечется, к углам жмётся и кричит. Я, конечно, вернувшись, тотчас забеспокоилась: почему он меня не встречает. Забегала, захлопотала, искать стала по всем закоулкам двора, расспрашивать всех подряд. Одна девочка подсказала, куда его унесли. Только я вошла в квартиру маленьких садистов, Петька, услышав мой голос, вырвалась из клетки, кинулась мне на грудь, и опять горевала-жаловалась больше часа. Городу она теперь не доверяет - от балкона далеко не отлетает и на землю не садится.


Погибла голубка, съев неочищенные семечки, которые дала ей соседка по даче. Спасти её мне не удалось. Прожила голубка у меня около 6 лет. Много лет прошло, но каждый раз, когда вижу голубей – божьих птиц, сердце сжимается от боли. Жалко мне мою голубку.



Другие статьи в литературном дневнике: