О скромности

Мария Орфанудаки: литературный дневник

Что вы можете сказать о скромности? Я могу рассказать вам о ней много.
Скромнее меня девчонку надо было еще поискать. Я заливалась краской стыда по любому поводу.
Если, например, за своей спиной я вдруг слышала смех, то была уверена, это точно меня обсуждают. А кого еще? Кто тут самая смешная? Я. Самая нелепая? Конечно, я. Самая страшная? Я, безусловно.
С этой скромностью я двигалась по жизни и она попортила мне немало крови.
Я была настолько застенчивой, что когда я сидела в студенческой столовке, за общим столом с одногрупницами, то мне кусок в горло не шел. Я давилась тем, что лежало в моей тарелке. Опускала глаза. Передвигала пальцем воображаемую крошку на столе. Быстрее-быстрее как-то все это прожевать-проглотить и бегом из столовки. При каждом удобном случае старалась туда не ходить. Носила с собой бутерброды из дома. Про школьные годы я вообще молчу..
Я была настолько застенчивой, что однажды в первом классе напрудила под парту. Побоялась попросить учительницу разрешить мне выйти. Учительница была очень строгой и в просьбе могла отказать. Мол, перемены для чего существуют? На переменках же в туалет было не пробиться. Я переоценила свои силы и не вытерпела. Стыдно потом очень было...
Я была настолько застенчивой, что на всех дискотеках, на которые меня вытаскивали школьные подружки, я забивалась в угол и стояла там...
- Да, не пойду я танцевать. Тут постою. Мне весело и так, правда!
Когда меня все таки вытаскивали на середину зала, я пыталась танцевать, своими скованными движениями, напоминая несмазанного робота с третьей планеты. Диско-диско, отвалите от меня все! А ведь танцевать я умела и любила с детства. Чертова застенчивость.
Я была настолько застенчивой, что только после семнадцати лет осмелилась, преодолев жуткий комплекс роста, носить туфли на каблуках. Жирафам такая обувь не положена! Галоши, чешки и валенки - самое оно...
Я была настолько застенчивой, что когда меня вызывала к доске учительница по литературе, чтобы прочитать заданные на дом стихи, я отчаянно стремалась. Читала их я выразительно, но при этом никогда не глядела в класс, на сидящих за партами одноклассников. Нет. Сложив руки за спиной, я с вдохновенным выражением лица смотрела в окно, на помойку. Литература была моим самым любимым школьным предметом и все задаваемые стихи я знала на зубок.


Когда в девятом классе, моя старшая дочь Лиза как-то пожаловалась мне, что новый физрук стал ее чморить, я возмутилась. Как так? За что? Повода не было. Дочь училась на отлично. На физкультуру ходила, не прогуливала. А если не посещала по болезни, то после приносила справку о временном освобождении от предмета.
Физрук недавно пришел в школу из Лесгафта и похоже слишком много о себе возомнил.
Оставлять эту ситуацию нерешенной очень не хотелось, но Лиза попросила не в нее не вмешиваться, чтобы все не усугубить.
- Как знаешь, - сказала ей я, - но я считаю, что если все так и оставить, значит дать ему окончательно распоясаться. Слишком лихо парень утверждаться в вашей школе начал.
Незадолго до этого я где-то случайно услышала замечательное выражение: "У тебя потому такой язык длинный, что писька короткая" и мечтала применить его при первом же подходящем случае.
Мечты обязаны сбываться! Вскоре случай представился...
За пару дней до Сониного новогоднего Огонька (младшая дочка тогда пошла в первый класс), Лиза вернулась из школы очень расстроенной и долго отмалчивалась. Позже призналась, что физрук опять на ровном месте до нее докопался и унизил перед всем классом.
- Ну, все! - сказала я, - мое терпение лопнуло. Эта скотина совсем обурела!
- Мама, не надо! Не вмешивайся в это, пожалуйста! Своим вмешательством ты сделаешь мне только хуже, - попросила Лиза.
- Значит ты считаешь, что лучше терпеть зарвавшегося uebka, чем дать ему словесный отпор? - спросила ее я.
- Мама, не надо! - еще раз повторила она, - не лезь в это.
"Не надо, так не надо" - мысленно согласилась с ней я.
Но во время новогоднего праздника, сидя в Сонином классе, за столиком с другими мамами, я вдруг резко поняла, что не могу больше молчать. Неправильная это позиция. Потому что это означает соглашаться с тем, что скотству - вседозволенность. Потому, что он - учитель.
- Извините, я отлучусь минут на пять по одному важному делу, - сказала я Сониной учительнице и выскользнула из класса.
- Ну, suka, берегись! - думала я, пока шла по коридору, разделяющему учебную часть и вестибюль школы, - п-izde-ц тебе настал...
- По какому вопросу Вы пришли? - спросил меня другой физрук. Имя и отчество того козла я не запомнила. Назову его условно: Петром Ивановичем.
- Мне к Петру Ивановичу по личному вопросу, - ответила я.
- Петр Иванович будет где-то через полчаса, - сказал мне физрук номер два, - можете мне сказать. Я ему все передам.
- Нет, спасибо, - улыбнулась я, - тема для разговора приватная. Я подойду попозже.
Я подошла еще раз, как и обещала,
Этот говнюк к тому времени уже успел прийти. Как я и думала, от горшка-два вершка, а понтов при этом... Мама, не горюй!
- Что Вам? - высокомерно спросил меня он, - у нас урок сейчас начнется. Что Вы вообще здесь делаете?
" Вот, Mudak!" - подумала я, а вслух сказала:
- Я мама Лизы Антонян. Пришла кое-что у Вас выяснить.
- Что, например?
- Почему Вы третируете мою дочь? Кто дал Вам такое право? Дедовщина покоя не дает?
- Ваша дочь прогуливает уроки!
- Не врите! Если она не посещает Ваши уроки, то только по освобождению от физкультуры.
- Она не выполняет письменных заданий по предмету, которые я говорю ей сделать.
- Снова врете. Моя дочь исполнительна и внимательно относиться ко всем урокам. Она отличница.
- Я вам говорю! Она Вас обманывает! Она не выполняет моих заданий. Вызывающе себя ведет на моих уроках!
- Ой ли? Вы ни с кем мою дочь случайно не перепутали? Вдруг? И вообще, почему Вы считаете, что я должна не доверять собственному ребенку? А вот Вам я не верю. Вы и со мной не можете спокойно и адекватно себя вести. Хотя Вас достаточно старше по возрасту. Хамите мне. Так что, как Вы общаетесь с Вашими учениками, остается только догадываться... Безнаказанность развязывает руки.
Физрук стал бесноваться:
- Выйдите отсюда немедленно! Кто Вам вообще дал право здесь находиться? Покиньте учительскую раздевалку! Вон отсюда, я сказал!
И в этот момент я почувствовала себя разъяренным быком, перед носом которого выразительно помахали красной тряпкой. А Телец и есть Бык. Его лучше не дразнить и не провоцировать на крайности.
- Слышь, сынок? - громко сказала я, внимательно смотря ему прямо в глаза, - у тебя видимо потому такой язык длинный, что писька короткая.
Я услышала, как рядом в голос заржал другой физрук. Сынок побагровел лицом и пытался что-то из себя выдавить в ответ, но у него не получилось.
Я развернулась и плавно выплыла из раздевалки. Пора было возвращаться на новогодний Огонек.


- Антонян, передай привет своей невоспитанной маме, - говорил Лизе физрук при встречах.
Дочку он больше не трогал. А вскоре и другие родители перестали молчать. После ряда жалоб на него, физрук уволился из школы. Скатертью дорога...



Другие статьи в литературном дневнике: