Основы композиции.

Женя Портер: литературный дневник

Правило одной трети.


Состоит оно в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Если скомпоновать кадр таким образом, чтобы сюжетно-важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку.


Другими словами, если, например вы снимаете морской пейзаж, то не стоит проводить линию горизонта ровно по середине кадра. Если вы хотите передать шторм, высоту волн, бурю то лучше свинуть горизонт наверх (отступив снизу 2/3). Если вы снимаете рассвет или закат, то лучше всего показать все оттенки неба, то есть разместить горизонт на нижней трети.


Полезный совет: Посещая картинные галереи, старайтесь как можно больше наблюдать за расположением объектов на картинах.


Линейная перспектива. Передача пространства на плоскости.


Kартина создаваемая фотографическими средствами, не есть копия окружающего нас мира, хотя бы потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости. Существует, конечно и стереофотография, но она требует специальных технических средств. Кроме того, наше стереоскопическое, а, следовательно, объемное видение этого мира, подменяется изображением, "нарисованным одним глазом" - объективом. Довольно часто, покорившие нас своей красотой картины природы, не получаются на фотографическом кадре. Одна из причин этого - отсутствие ощущение объема. Профессионалы так и говорят: "Фотография получилась "плоской". Эта "плоскость" изображения в равной степени может быть присущ любому жанру фотографии. Для устранения этого недостатка широко используется линейная перспектива - прием передачи пространства на плоскости.


Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Если на снимке удается воспроизвести достаточно "читаемую" разницу масштабов разноудаленных объектов съемки, то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов - первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы - стремление параллельных сойтись в одной точке на линии горизонта.


Наличие линейного рисунка, обозначающего пространство на плоскости, имеет большое значение. В силу геометрических свойств оптики, объектив автоматически строит изображение предметов расположенных близко - крупнее, а далеко - мельче. Однако, полагаться на то, что фотообъектив сам построит правильное изображение и "пространственная" картина на плоскости снимка получится сама по себе, не приходится. Решение задачи пространственного построения кадра находится в выборе направления съемки, расстояния и высоты точки съемки.


Теперь поговорим немного о точке съемки, вернее, о высоте точки съемки. Человек привык видеть мир и окружающие предметы с выстоты своего роста, в связи с чем, подавляющее большинство пейзажей в любительской фотографии снимается именно с уровня глаз. Однако, при съемках на природе, для подчеркивания каких-то особенностей данного места, для передачи большего количества деталей, следует более тщательно и взвешенно отнестись к точке съемки.


Точка съемки.


Полезный совет: Если вы хотите расширить свои знания в области композиции, предлагаю вам не заострять свое внимание только лишь на специализированной литературе по фото. Гораздо болше информации вы найдете в литературе по изобразительному искусству.


Для оживления фотографии требуется не так уж и много. Достаточно только изменить высоту съемки. акой бы совершенной ни была ваша камера, без применения основных правил композиции вы можете получить менее хорошие фотографии по сравнению фотографиями где сюжет тщательно обдуман.


Источник: http://www.photohost.ru/school.php?id=4



Другие статьи в литературном дневнике: