Особенности построения фотоизображения.

Женя Портер: литературный дневник

Выявление главных составляющих изображения проводится путем построения композиции кадра. Любой снимок представляет собой плоскость, заполненную линиями, пятнами и тонами различной интенсивности. Возникает первый вопрос: насколько применимы законы композиции из живописи при построении фотоизображения? Ответ на этот вопрос лежит в сюжете конкретного снимка. Следует помнить, что живопись и фотография — это два самостоятельных вида искусства, каждое из которых решает свои специфические задачи. Поэтому при построении фотографической композиции следует использовать помимо живописных законов и специфические приемы, характерные только для фотографии. Главная особенность любого фотографического изображения — это его документальность. Никакая картина художника не сможет конкурировать с фотографией по части документальности. При этом документальное изображение может создать художественный образ невероятной силы. Тому есть замечательные примеры фотографий времен Великой отечественной войны (например работа Д. Бальтерманца «Горе»). В этом случае фотограф подчеркивает фотографическую природу изображения. В его арсенале есть возможность применения сменной оптики, позволяющей передавать пространство не так, как его видит глаз человека. Например, широкоугольный объектив дает иллюзию присутствия зрителя в гуще событий. Или применение сверхширокоугольного объектива при съемке городского ландшафта создает сюрреалистический, искаженный рисунок. Таким образом, сменная оптика может быть использована как средство художественного выражения (а не только как технический инструмент, когда в кадр, например, не помещается снимаемый объект целиком), усиливающее основную идею снимка.


Фотограф может пользоваться глубиной резкого снимаемого пространства как изобразительным средством, целенаправленно регулируя его протяженность. Примером может служить творчество фотографов группы «Ф64», например, Ансела Адамса, в чьих работах использовалась максимально возможная глубина резкого изображения. Тончайший слой резкого изображения стал стилистикой фотографа Кейта Картера.


Особенностью фотографического изображения является построение «незаконченной» композиции, то есть важные смысловые объекты композиции могут быть частично «обрезаны», придавая изображению пространственную незавершенность. Этим самым подчеркивается фотографическая природа изображения (фотограф вырезает из реального окружающего пространства его элемент, и в кадр фотоаппарата не помещаются снимаемые объекты целиком). Такая композиция характерна для репортажной фотографии. Композицию постановочной фотографии при стилизации ее под реальный репортаж часто специально выстраивают незаконченной. Такое композиционное решение фотографического изображения начали использовать и художники, когда им необходимо придать живописной композиции элемент документальности происходящего. Ярким примером может служить картина Ю. Пименова «Новая Москва» (1937 г.), в которой использована фотографическая композиция.


Совершенно по-разному передается движение в живописи и фотографии. Проведенные фотографические съемки скачущей лошади еще во второй половине ХIХ века показали, что лошадь в движении никогда не находится в таком положении, как изображают ее художники. Художник на картине передает образ движения, а не само движение. Он сознательно искажает действительность в целях наибольшего воздействия на зрителя путем создания образа, не существующего в природе. Фотограф же фиксирует реальные фазы движения, которые на фотографии могут вовсе и не раскрывать само движение. Автомобиль, снятый в движении при небольшой выдержке, остается резким на резком фоне и выглядит на фотографии неподвижным, даже если он реально двигался с большой скоростью. Поэтому в фотографии применяются приемы, позволяющие создать иллюзию движения. Наиболее распространенные среди них — передача движения за счет создания «смазанного» изображения объекта или фиксирование выразительной фазы движения.


Источник: http://www.photoport.ru/School/001.htm



Другие статьи в литературном дневнике: