О мамах!

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Прочитал рассказ в сети и решил выложить здесь. Очень уж он меня тронул и напомнил мне про мою бабушку, которая так же стойко пережила смерть своей дочери от инсульта, а потом похоронила дедушку. Я видел ее силу воли, железный был человек:


"Бабушка Соня
Перед своей смертью моя бабушка совершила настоящий подвиг. Мама лежала в реанимации после инсульта. И не было ясности - выживет она или нет. Я долго колебался - сообщать ли об этом бабушке, Софье Иосифовне? Ей уже за 80 было. Она жила в украинском местечке Козятине. Зная бабушку, я поначалу размышлял - как ей звонить. Все-таки моя мама - это ее дочь. В трубке бабка тяжело дышит, молчит, не отвечает. У нее Альцгеймер вроде бы как. Мне даже показалось, что она меня не поняла.
И вот дня через три поднимаюсь по лестнице (а мы жили тогда в историческом центре Ростова, в очень старом кирпичном доме с лепниной и высоченными потолками). И слышу -чуть выше - знакомое с детства сопение (у бабушки была одышка). Бабуля?
Бабуля брала каждую высокую ступеньку как барьер и медленно, но верно продвигалась наверх. Она сопела, тащила четыре сумки, они были попарно перевязаны тесемками и водружены на плечи. Когда я подбежал и подхватил эти потрепанные, набитые всякой хернею сумки, то ужаснулся. Сколько могут весить, допустим, трехлитровые балоны с вареньем? Зачем из таскать? А их там было два.
Я был растроган совершенно. Бабуся!
Оказалось, что билетов не было не из Казатина, ни из Киева, денег тоже не было. Украина, пенсия, хуле. Бабушка ехала бесплатно на перекладных, на электричках, на собаках до Киева, потом до Луганска, потом до Лихой и уж только потом до Ростова. И сама нашла тот дом, в котором никогда еще не была.
В дороге ей помогали добрые люди. Видимо сибирская закалка с лесоповала помогла ей в путешествии.
Бабушка ночевала в больнице, вместо санитарки присматривала за матерью. Один Бог знает чего ей все это стоило. Она услышала первое произнесенное дочерью слово (после инсульта люди заново учатся говорить), убедилась, что жизни ее ничего более не угрожает. И уехала домой помирать.
Мы с мамой ее похоронили год спустя в Виннице"



Другие статьи в литературном дневнике: