Я Вас читаю!

Дмитрий Лохматов: литературный дневник

Дневник дело интимное. Для многих даже очень. Я же виду здесь свои размышления с интересом и достаточно открыто и откровенно. Достаточно, но не совсем. Есть какие то моменты или сюжеты, которые могут затронуть посторонних и тем самым нарушить этику и приличие. Писать без разрешения, пожалуй не стоит.
Что же касается меня, то выкладываю то, что думаю. И если вы почитаете дневник от начало и до конца, а конец еще не скоро (я надеюсь), то вы заметите как меняется мое мнение или мировоззрение на те или иные вещи. И это понятно. Время идет, я мудрею, становлюсь старше и опытнее и восприятие поступков, вещей и жизни меняется уже с высоты моего полета.
Приходя домой уставший, а работаю я сейчас сутками чтобы отдать долги финансовые, моральные и душевные, не остается времени и сил что то написать. Но в голове возникло столько размышлений, наблюдений и философских выводов, что надо набраться сил и все это записать, так сказать для истории.
Мне будет приятно знать, что меня читают и я не зря пишу. Пришлите мне, пожалуйста на электронный адрес lohmatov.dima@mail.ru только одну фразу: "Я Вас читаю!"


Сюжетик III


Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник»


Фаина Раневская


Эту историю рассказал мне мой покойный друг, замечательный кинорежиссёр и
яркий, искромётный человек Яков Сегель. Он обожал Фаину Георгиевну Раневскую,
часто бывал у неё дома и потом,переполненный впечатлениями, делился ими со
мной.
В конце пятидесятых, её отыскали родственники и она смогла выехать в Румынию и
повидалась с матерью, с которой рассталась сорок лет назад.



Сестра Изабелла жила в Париже. После смерти мужа её материальное положение ухудшилось и она решила переехать к знаменитой сестре, которая, как она предполагала, при всех её званиях и регалиях, купается в роскоши.
Обрадованная,что в её жизни появится первый родной человек,Раневская развила бурную деятельность и добилась разрешения для сестры вернуться в СССР.


125190576_685733_original1.jpgСчастливая, она встретила её, обняла,расцеловала и повезла домой.
Они подъехали к высотному дому на Котельнической набережной.


- Это мой дом, - с гордостью сообщила Фаина Георгиевна сестре.
Изабелла не удивилась: именно в таком доме должна жить её знаменитая сестра. Только поинтересовалась: У тебя здесь апартаменты или целый этаж?
Когда Раневская завела её в свою малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра
удивлённо спросила:
- Фаиночка,почему ты живёшь в мастерской а не на вилле?
Находчивая Фаина Георгиевна объяснила: Моя вилла ремонтируется.
Но парижскую гостью это не успокоило.
- Почему мастерская такая маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?
- Целых двадцать семь, - гордо сообщила Раневская.
- Но это же тесно! - запричитала Изабелла,это же нищета!
- Это не нищета,разозлилась Раневская,у нас это считается хорошо. Этот дом - элитный. В нём живут самые известные люди:артисты,режиссёры, писатели. Здесь живет сама Уланова!
Фамилия Уланова подействовала, вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей комнатушке. Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется элитным, внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики выгружали товар,перекрикивались, шумели,устраивали всем жильцам
«побудку».
А вечерами, в десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались сеансы и толпы зрителей вываливались из кинозала, громко обсуждая просмотренный фильм.
-Я живу над «хлебом и зрелищами», - пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но
на сестру это не действовало.
-За что тебя приговорили жить в такой камере?
Ты, наверное, в чём-то провинилась.
В первый же день приезда, несмотря на летнюю жару, Изабелла натянула фильдеперсовые чулки, надела шёлковое пальто, перчатки,шляпку, побрызгала себя
«Шанелью», и сообщила сестре: Фаиночка, я иду в мясную лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.
-Не надо,в ужасе воскликнула Раневская. В стране царили процветающий дефицит и
вечные очереди,она понимала,как это подействует на неподготовленную жительницу Парижа.
- Не надо, я сама куплю.
- Фаиночка,бон-филе надо уметь выбирать, а я это умею, с гордостью заявила Изабелла и направилась к входной двери. Раневская, как панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.
- Я пойду с тобой!
- Один фунт мяса выбирать вдвоём - это нонсенс,заявила сестра и вышла из квартиры.
Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от шока советской действительности.
- Но ты же не знаешь, где наши магазины!
Та обернулась и со снисходительной улыбкой упрекнула:
- Ты думаешь, я не смогу найти мясную лавку?
И скрылась в лифте.
Раневская рухнула в кресло, представляя себе последствия первой встречи
иностранки-сестры с развитым советским социализмом.
Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным, буквально через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик, вывеска над которым
обещала «Мясные изделия».
Она заглянула во внутрь, у прилавка толпилась и гудела очередь, потный мясник
бросал на весы отрубленные им хрящи и жилы,именуя их мясом, а в кассовом
окошке толстая кассирша с башней крашенных волос на голове, как собака из будки, периодически облаивала покупателей.
Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете?
Покупатели поняли, что это цирк, причём,бесплатный, и, как в стоп-кадре,все замерли и затихли. Даже потный мясник не донёс до весов очередную порцию «мясных изделий».
А бывшая парижанка продолжала:Как вы спите, месье?...
Если вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки
коньячка,желательно «Хеннесси»... А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?.. Нельзя наказывать детей, можно потерять духовную связь с ними.
Вы со мной согласны,месье?
-Да, наконец, выдавил из себя оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.
- Я и не сомневалась. Вы похожи на моего учителя словесности, у вас на лице проступает интеллект.
Не очень понимая, что именно проступает у него на лице, мясник, на всякий случай,
смахнул с лица пот.
- Месье,перешла к делу Изабелла Георгиевна, мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь,у вас есть?
- Да, - кивнул месье мясник и нырнул в кладовку. Его долго не было,очевидно, он ловил телёнка,поймал его, зарезал и приготовлял бон-филе. Вернулся уже со взвешенной и завёрнутой в бумагу порцией мяса.
- Спасибо,поблагодарила Изабелла. И добавила: Я буду приходить к вам по вторникам и пятницам, в четыре часа дня. Вас это устраивает?
-Да,в третий раз кивнул мясник.
Расплачиваясь в кассе, Изабелла Георгиевна порадовала толстую кассиршу, указав на её обесцвеченные перекисью волосы,закрученные на голове в тяжёлую башню:"У вас очень модный цвет волос,мадам, в Париже все женщины тоже красятся в блондинок. Но вам лучше распустить волосы, чтобы кудри лежали на плечах, распущенные
волосы, мадам, украсят ваше приветливое лицо".
Польщённая кассирша всунула два указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь улыбнуться.
Когда,вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина Георгиевна ахнула, такого
свежайшего мяса она давно не видела, очевидно, мясник отрезал его из своих личных запасов.
Бон-филе надо уметь выбирать, гордо заявила Изабелла.
С тех пор каждый вторник и каждую пятницу она посещала «Мясные изделия». В эти
дни, ровно в четыре часа, мясник отпускал кассиршу, закрывал магазин,вешал на дверь табличку «Переучёт», ставил рядом с прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном магазине, усаживал в него свою дорогую гостью, и она
часами рассказывала ему о парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях... А он, подперев голову ладонью, всё слушал её, слушал,слушал... И на лице его вдруг появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка...
- Я не знаю, заключил свою историю Яков Сегель, поняла ли Изабелла Георгиевна, в каком спектакле она участвовала, но свою роль она исполняла искренне и
достоверно...


125191172_ed94b142501.jpgДобавлю от себя: но не долго. Очень скоро она тяжело заболела, умерла, и Фаина Георгиевна опять осталась одна.
И теперь, после ощущения радости от присутствия рядом близкого,родного человека, она особенно остро почувствовала своё одиночество.
Когда её заваливали букетами цветов, она грустно произносила: «Столько любви, а в
аптеку сходить некому».
Одиночество убивало настроение и съедало здоровье. Навалившаяся старость душила её в своих объятиях.
Одно из её крылатых высказываний: «Старость - это свинство. Это невежество
Бога, когда он позволяет доживать до старости.»
На вопрос «Как вы себя чувствуете?» отвечала: «Симулирую здоровье» или: «Я
себя чувствую, но плохо».
И завершу я этот рассказ одним из последних её афоризмов. Точнее, это не афоризм
- это крик души:«Будь проклят этот талант, который сделал меня одинокой!»
Её одиночество окончилось на Новом Донском кладбище, где,по её завещанию, она похоронена рядом с сестрой, теперь они навсегда вместе.


Автор: Александр Каневский



Другие статьи в литературном дневнике: