Польза от молитвы

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Что есть молитва? Молитва есть средство связи человека с Богом. Не больше и не меньше. Если связь не установлена или утрачена, сама по себе молитва ничего ценного не представляет. Польза от телефона заключается в том, чтобы меня слышали на другом конце провода. Конечно, для меня важно также слышать говорящего, но не факт, что он будет со мной говорить.
Почему я думаю, что Бог будет мне как-то отвечать, когда я Его не слышу? Я же молюсь не так, «чтобы голос ваш был услышан на высоте» (Ис.58:4), я напрополую гоню или свою медитацию, или заклинания. А молитва предполагает общение!
Пророк Илия смеялся над жрецами Ваала: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит» (3Цар.18:27). А как Христос учил молится? «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф.6:7).
Даже сугубо бытовые взаимоотношения начинаются с уважения к другому, а уважение начинается с желания услышать, а не высказаться. Молитва предполагает общение с Богом, когда не только что-то говорят, но говорят с целью услышать. Вот и думается про некоторые церкви: зачем так формализовано, зачем так долго об одном и том же? Некоторые разделяют молитву и песнопение как две разные формы общения с Богом. Думается, что песнопение – это более поклонение: Павел и Сила в темнице «молясь, воспевали Бога» (Деян.16:25), молитва – больше общение. Конечно, при соответствующих способностях человека это может соединяться, но как? – явно не в форме, а как? Павел писал о том, что будет «петь духом» (1Кор.14:15), подразумевая и молитву, и поклонение. Шедевр, «мастер-класс» этого – Псалмы Давида, это «два в одном» – молитва и псалом как единое целое.



Другие статьи в литературном дневнике: