Тщеславие в искусстве

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Если говорят, что драматург или писатель «творит характеры», то это только красивый обман. Или просто «преувеличение». Так искусство празднует один из своих непроизвольных тщеславных триумфов.


В действительности мы до слёз мало понимаем подлинного живого человека. И всегда весьма поверхностно обобщаем, приписывая ему тот или иной характер.


Это наше весьма несовершенное отношение к человеку удовлетворяет поэт или писатель, которые превращают в людей столь же поверхностные наброски, сколь поверхностно наше знание людей. И в этом смысле они «творят».


В этих созданных художниками характерах много фальши, они отнюдь не суть телесные создания природы, а, подобно нарисованным людям, всегда чересчур тонки и не выдерживают рассмотрения вблизи - расплываются.


А если ещё говорят, что в характере обычных живых людей встречаются противоречия и что созданный драматургом характер есть первообраз, преднесённый природе, то это уже как плохая реклама.


Действительный человек есть нечто всецело необходимое, - даже в так называемых своих противоречиях, но нам не открывается эта необходимость.


А сочинённый человек, будучи продуктом фантазии, «хочет означать» нечто необходимое, - но лишь для людей, которые понимают и реального человека лишь в грубом, неестественном упрощении. И несколько резких, простых черт, ярко освещённых и окружённых мельканием теней и полутеней, вполне удовлетворяют их притязаниям.


Они легко готовы принимать продукт фантазии за настоящего, необходимого человека, потому что они привыкли при наблюдении подлинного человека принимать продукты фантазии, произвольное сокращение, за целое.


И то, что живописец или скульптор выражает «идею» человека, – это нелепая выдумка и обман чувств. Глаз из человеческого тела видит только поверхность, кожу. Нет никакого «внутреннего тела», которое «принадлежит к идее».


Пластическое искусство хочет выразить характеры во внешней оболочке. Поэзия употребляет для той же цели слово, она изображает характер в звуке. Искусство исходит из естественного неведения человека о его внутреннем содержании в теле и характере.



Другие статьи в литературном дневнике: