Запутались в поисках себя

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Желание «свободы воли» в том виде, который себе мыслят гордые или твёрдые головы, как-то не вызывает у их носителей желание самому тащить всю ответственность за свои поступки, сняв её с Бога, с мира, с предков, со случая, с общества.


Однако, такое желание «стать причиной себя», «сделать себя» - это как вытащить самого себя за волосы из болота Ничто в бытие, это та самая мюнхгаузеновская простота, так известная любителям простоты.


«Найти себя», познать «причину себя» – что это, если не самопротиворечие и противоестественность? Непомерная гордость человеков ведёт к тому, что мы запутались в этой нелепости.


Допустим, что кто-то раскусил-таки простоватость знаменитого понятия «свободная воля» и поставил его под сомнение. В таком случае ему понадобится выкинуть из головы также и инверсию (перевёртывание смысла) этого лжепонятия - «свободная воля».


Уразуметь мы можем только «несвободную волю», являющуюся следствием злоупотребления причиной и действием. При этом «причину» и «действие» не следует овеществлять, как делают все следующие натуралистической манере в области мышления. И рассматривающие связь причины и действия в строгом соответствии с господствующей механистической бестолковостью, желающей причину толкать и продавливать, пока она не «задействует». От того следствие частенько получается такое, что «мама, не горюй»...


«Причиной» и «действием» нужно пользоваться как чистыми понятиями, т. е. как общепринятыми фикциями, в целях обозначения, соглашения, а не объяснения.


В сущности вещей нет никакой причинной связи, необходимости, там действие не следует за причиной, там не царит никакой закон.


Это мы, только мы выдумали причины, последовательность, взаимную связь, относительность, понуждение, число, закон, свободу, основание, цель. И если мы примысливаем, примешиваем к вещам этот мир знаков как нечто «само по себе», то мы поступаем снова так, как поступали всегда. А именно - мифотворчески. «Свободная воля», «несвободная воля» – это мифология и мифотворчество.


Если во всякой «причинной связи» и «психологической необходимости» уже чувствуешь некую долю приневоливания, нужды, необходимости следствия, давления, несвободы, то это почти всегда симптом того, чего не хватает тебе самому: личность выдаёт себя.


И вообще - «несвобода воли» понимается как проблема с двух совершенно противоположных сторон, но всегда с глубоко личной точки зрения: одни ни за что не хотят отказаться от собственной «ответственности», от веры в себя, от личного права на свои заслуги.


Другие, наоборот, не хотят ни за что отвечать, ни в чём быть виновными и желали бы, из чувства внутреннего самопрезрения, иметь возможность сбыть куда-нибудь самих себя.


Фатализм слабовольных удивительно украшается, если он умеет отрекомендовать себя как «религия человеческого страдания»: это его «хороший вкус».



Другие статьи в литературном дневнике: