Стадный инстинкт

Вячеслав Абрамов: литературный дневник

Стадное существо человек испокон веков ходит в человеческом стаде, очень сложном по сравнению с животным стадом.


Человеческое стадо многовариантное и многоуровневое: родовые союзы, общины, племена, народы, государства, церкви, сословия, прослойки, даже профессиональные объединения. В нём всегда было слишком много повинующихся по отношению к небольшому числу повелевающих.


Повиновение с успехом и долго практиковалось и прививалось. И можно сделать справедливое предположение, что в среднем теперь каждому человеку прирождена потребность подчиняться, это нечто вроде формальной совести, которая велит: «ты должен делать что-то безусловно, а чего-то безусловно не делать». Словом, «ты должен».


Эта потребность подменяет всё остальное, стремится к насыщению, к наполнению своей формы содержанием. При этом, вследствие своей силы и напряжённого нетерпения, мало разборчивая, как грубый аппетит, она бросается на всё и исполняет всё, что только ни прикажет ей кто-нибудь из повелевающих – чаще всего предрассудки, общественное мнение, и только потом законы или учителя.


Необыкновенная ограниченность человеческого развития, его медленность, томительность, частое возвращение вспять и вращение на месте – всё это зависит от того, что стадный инстинкт повиновения передаётся по наследству.


Этот инстинкт доходит до пределов разумности, для возможности повелевать предварительно создаётся обман: делается вид, будто и «власть имеющие» лишь повинуются.


Таково ныне действительное моральное лицемерие повелевающих, которые корчат из себя исполнителей старейших и высших повелений (своих предшественников, конституции, права, закона или даже Бога) или заимствуют сами у стадного образа мыслей стадные максимы, называя себя, например, «слугами своего народа» или «орудиями общего блага».
И предусмотрительно заменяют чиновников совокупностью умных и стадных людей.


С другой стороны, стадный человек принимает теперь такой вид, как будто он единственно дозволенная порода человека, и прославляет как истинно человеческие добродетели те свои качества, которые делают его смирным, уживчивым и полезным стаду: дух общественности, благожелательство, почтительность, прилежание, умеренность, скромность, снисходительность, сострадание.



Другие статьи в литературном дневнике: