Источники угрозы

Алишер Таксанов: литературный дневник

Визит главы Государственного департамента США Энтони Блинкен в Ташкенте я рассматриваю в позитивном ключе. Это серьезная заявка на интерес Вашингтона к странам Центральной Азии после вывода американских войск как из Афганистана, так и из военной базы "Ханабад"/К2. Возможно, агрессия России в Украину вызвал такую скорую и интенсивную дипломатическую активность в постсоветском пространстве, возвращения к политике баланса сил в регионе. Голосование на Генассамблее ООН по вопросу вывода российских оккупационных сил из территории Украины показало, что единого мнения среди республик бывшего СССР нет, слишком сильны разновекторные интересы.


Так, против агрессии выступили Литва, Латвия, Эстония, Грузия; в поддержку России - Беларусь; воздержались Узбекистан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан; не голосовали вообще Туркменистан и Азербайджан; Молдова в голосовании не была никак отмечена.


Казахстан, устами министра иностранных дел Мухтара Тлеуберди, не чувствует риска или угроз со стороны России, однако "в то же самое время мы пытаемся избежать каких-либо возможностей уклонения от санкции Россией или же прочими иностранными компаниями", - заявил он. Иначе говоря, Астана попала в щекотливую ситуацию, когда общая протяженность границ с Россией вызывает напряженность, как и имеющийся потенциал сепаратизма на северных территориях республики, но в тоже время Казахстан плотно увяз в связях с Москвой в рамках ШОС, СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ. Значительная часть русскоязычных казахстанцев поддерживает режим Путина и его оккупацию как Крыма, так и юго-восточных областей Украины. Правительство Казахстана осознает угрозу коллаборационизма этих персон, как и возможности аннекции РФ ее территорий, как "исторической собственности". И все же Астана избегает открытого противостояния с Кремлем. В тоже время идет процесс диверсификации экспорта, минуя Россию, в частности, нефтепродуктов. В 2022 году этот объем достигал 1,8 млн. тонн.


Узбекистан также тесно увязан с Россией многими аспектами, прежде всего, трудовыми связями и торговлей, такое обстоятельство вынуждает Шавката Мирзияева маниврировать между выгодой и издержками, в частности, в политической сфере Ташкент придерживается нейтральности и не вмешательства во внутренние дела других государств. В последний раз нечто подобное было в начале 1990-х, когда при поддержке Ислама Каримова в Таджикистане пришел к власти председатель колхоза Имамоли Рахмонов. Уже при межэтнической резне 2010 года на юге Кыргызстана узбекский президент никак не вмешивался в этот конфликт. С тех пор Ташкент держит ровный курс на незамечание проблем у других.


С другой стороны, Шавката Мирзияева не может не тревожить, что республику окружают два источника угрозы - это Афганистан, где у власти талибы, и ОДКБ, членами которого являются Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан, поддерживающие общую политику с Россией. Иначе говоря, при потенциальном вторжении в Узбекистан, это может быть объединенная группировка войск, включая и Беларусь, и Армению.


Узбекистан однажды заявил, что не поддерживает лже-республики на территории Украины - ДНР и ЛНР, подтвердил приверженность политики к территориальной целостности Украины, а значит, и принадлежности Крыма ей, а не РФ. Этим, казалось, Ташкент дал ясно понять Кремлю, что против тн. "специальной военной операции" России. Однако дальше этого правительство Мирзияева не пошло; дискуссий об этом ни в парламенте, ни среди партий, ни в СМИ не произошло. На данную тему наложили табу. В благодарность за это вдруг расширились торговые связи двух стран: товарооборот в 2022 году достиг $9,2 млрд., из которого импорт - $6,2 млрд. То есть Ташкент все больше увязывается в российскую торговлю, становится ключевым игроком-проводником кремлевских интересов. В тоже время 85% или около $14,5 млрд. денежных переводов приходится на Россию, что в 2,6 раза больше показателя 2021 года. Эксперты считают, что это скрытая форма инвестиций, то есть сумма, которая легализуется как трудовые доходы гастарбайтеров или доходы релокантов.


В итоге такая увязка может иметь далекоидущие последствия. Уже сейчас известно о невыгодных контрактах с Россией в энергетической сфере. Узбекистану приходится покупать свой собственный газ у российских компаний. Энергетический кризис зимы 2022/23 годов показал, что Ташкент подписал неравные и ущербные для себя договора сроком на 35 лет с российскими партнерами, фактически создал угрозу собственной безопасности.


Преобладание России во внешнеторговом объеме Узбекистана опасно тем, что в случае чего это становится политическим рычагом давления. Фактически Москва может отрезать нашу республику от своих рынков сбыта и ресурсов, что приведет в итоге падению ВНП, дисбалансу национальной экономике, краху производства и банкротству предприятий. Поэтому торговля должна быть равномерной со всеми странами. чтобы можно было быстро компенсировать утраты.


Все может измениться, если СШа и Европа начнут более активные движения в Центральной Азии, диалог бизнеса, культуры и политики. В свое время Ислам Каримов, пускай он был мерзавцем и негодяем, однако он понимал, что от России следует дистанцироваться, и как парадокс, ему же русофобу в Москве воздвигли памятник (ирония судьбы!). Визит Госсекретаря Э.Блинкена - это, возможно, новый шаг в создании оси США - Европа - Центральная Азия (с ключевым игроком Узбекистан) - Юго-Восточная Азия. Это будет надежная платформа для инвестиций, торговых отношений, обороны, борьбы с транснациональной преступностью, гуманитарных контактов и т.д. Пока Россия выступает как мировой жандарм и агрессор, уж лучше формировать зону активной дипломатии вне рамок Москвы. И президенту Шавкату Мирзияеву придется сделать выбор. Его ошибка может дорого обойтись независимости государству и свободе народа. Украина уже это испытала...



Другие статьи в литературном дневнике: