Последовательницы азиатской Амазонки

Алишер Таксанов: литературный дневник

Правительство Узбекистана подтвердило ситуацию, что 100-тысячный контингент МВД не справляется с криминогенной обстановкой, и поэтому намерено полагаться, как всегда, на волонтеров, тех, кто бесплатно будет исполнять профессиональные обязанности других. Так, 19 января 2023 года Кабинет Министров принял Постановление «О мерах по организации деятельности коллективных групп «Последовательницы Тумарис» при подразделениях органов внутренних дел по вопросам женщин» за №21.
Согласно документу, "с 1 июня 2023 года будет организована деятельность коллективных групп «Последовательницы Тумарис» с привлечением на добровольной основе женщин в возрасте от 18 до 30 лет, имеющих общее среднее или среднее специальное образование, постоянно проживающих на прикрепленной территории и обладающих коммуникативными и организаторскими способностями".
Само название группы - "Последовательницы Тумарис" вызывает недоумение. Тумарис (или Томарис) - воинственная царица, жившая на территории Средней Азии в 6 веке д.н.э., которая прославилась тем, что разгромила армию персидского царя Кира Второго Великого, этим самым отомстив за убийство своего сына. Томарис отрезала голову врагу и бросила в чан с кровью, заявив: "Ты жаждал крови - напейся!"
Так в чем будут последовать женщины, вступившую в группу при органах внутренних дел? Воевать или отрезать головы врагам? Царствовать? Какая-то группа амазонок. Явное гендерное неравенство, ведь мальчики/юноши тоже страдают от насилия, уличной преступности, среди них бывают случаи суицида, а кто о них позаботиться?
В документе уточняется: "Одной из основных задач данных групп является оказание содействия в выявлении вопросов, отрицательно влияющих на поведение девушек, обучающихся в средних, средних специальных и профессиональных учебных заведениях, а также связанных с нарушением их прав и интересов".
Странная и весьма расплывчатая формулировка: "оказание содействия в выявлении вопросов" - так что интересует МВД - содействие, выявление вопросов, нарушение прав и интересов девушек? Чем туманее задание, тем меньше ответственности.
Между тем, работа с девушками, оказавшимся в сложной ситуации, чаще всего, это жертвы насилия или моббинга, что как следствие вызывает у них страх, ненависть, этапажность, девиантное поведение, требует участия профессионалов, то есть тех, кто имеет знания, опыт и навыки. Это психологи, педагоги, юристы, те, которые имеют практические и теоретические основы для такого рода работы, люди имеющие степени бакалавров, магистров или докторов наук. А в группу набирают женщин 18-30 лет, причем без какого-либо соответствующего (профильного) образования, лишь имеющих коммуникативные и организаторские способности. Как они смогут выявлять вопросы, если не подготовлены к этому? Какое содействие способны оказать органам внутренних дел сами вчерашние школьницы?
В Швейцарии подобными проблемами занимается Департамент защиты детства и молодежи/взрослых (KESB - Kindes- und Erwachsenenschutzbehorde), специализированная организация при Министерстве юстиции. Они берут под свою защиту девочек и мальчиков, юношей и девушек, попавших в сложные ситуации, оказывают различную степень защиты, включая выплату от родителей алиментов, или от государства детских пособий, пособий сиротам, контроль за учебой, обеспечением жильем и медициной, полицейская или адвокатская защита и т.д. Работа ведется не только с гражданами Швейцарии, но и иностранцами, поэтому там и специалисты по культурологии, религии, этнографии. Помню, лет 8 назад это было, одноклассница моей дочери Зарины - имя я ее не помню - в тринадцать лет забеременела, и Департамент обеспечил ее всем необходимым, чтобы она не ощутила дискриминацию, оскорбления, насмешеки и прочее, ее переселили в другое место, там она родила и жила со своим малышом. Не знаю, искали ли отца, но важно было то, что с несовершеннолетней мамой работали специалисты, они делали все, чтобы не допустить трагедии.
Департамент - это серьезная и авторитетная структура, а не какие-то там группы "Последовательницы Тумарис", у которых нет правовых основ, ресурсов влияния на молодежь, оказания практической помощи. В KESB работают исключительно профессионалы, и по их требованию полиция и другие учреждения, включая частные и общественные, выполняют те или иные действия. Потому что есть на то закон.


Но вот что в документе отмечено: "Членам коллективных групп «Последовательницы Тумарис», внесшим достойный вклад в профилактику правонарушений среди женщин и защиту прав и свобод женщин, по рекомендации начальника Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел, предоставляется право поступления на обучение по квоте без индивидуального собеседования (тестирования) после успешного прохождения всех этапов отбора в вузы правоохранительных органов".
То есть это еще одна лазейка для поступления в вузы тех, кто не имеет требуемой школьной базы. Возможно, еще одна форма "торга" для получения высшего образования.
Вообще, щедра республика на всякие там группы и должности: то помощники хокима по бизнесу, махаллабаи всякие, то махали-посбоны, то добровольные отряды по содействию пограничным войскам. Госбюджет выплачивает огромные деньги на работу соответствующих структур, а те привлекают халяву, чтобы снять с себя ответственность и часть проблем.



Другие статьи в литературном дневнике: