Когда стирается нация

Алишер Таксанов: литературный дневник

В начале 1990-х в рамках своей кандидатской диссертации по философии я занимался вопросами межнациональных отношений. Тогда я был солидарен с мнением, что интернационализм - это прогрессивный шаг в устранении социальных конфликтов. Работа в посольстве в Москве мне показала, что в России интернационализм подразумевает несколько иную платформу. Реальность далека от лозунгов. Руссификация подминает понятие "интернационализм".


Коренной житель Бурятии - бурят ассоциицирует себя с русским народом. Житель Тувы или Дагестана - тоже, свою национальную идентичность каждый пытается не высвечивать, как бы стыдясь этого. В итоге эти этносы идут в Украину воевать за "русский мир" и "русские скрепы", и гибнут там за идеи чуждого по сути им национальной идеологии.


Недавно просмотрел на Ютубе видеоролик "Мы - русские. Мы - за Путина!". Огромная толпа молодежи широким шагом идет по залу, камера охватывает всех в движении, стремясь запечатлеть этих лица в одном воодушевленном порыве. Тут выступает один: я - азербайджанец! Вторая: я - армянка. Третий: я - узбек, при этом приложив руку к сердцу, как это принято в Узбекистане. Далее: я - грузин, я - казашка, я - таджик, я - еврейка, я - татарка... И все орут: Мы - русские! Владимир Владимирович, мы - с вами!


Никто из выступивших не идентифицировался как россиянин. И как русский каждый обязан поддерживать президента Путина, загнавшего страну под международные санкции, устроивший кровавую мясорубку в соседней республике, разрушивший экономику России.


Я, будучи гражданином Швейцарии, осознаю себя швейцарцем, но при этом сохраняю узбекскую идентичность. И местные жители, разговаривая на немецком, французском или итальянском, не идентифицируют себя итальянцами, французами, немцами, они все - швейцарцы. Точно также как на Кубе, Перу граждане обозначают себя нейтральным статусом - по имени государства.


В России все это как-то искажено. Термин "россиянин" уходит в сторону, смывается, появляется заменяемый "Мы - русские". Причем в самой России все равно продолжают делить жителей на славянской и неславянской внешности, полиция задерживает именно дагестанцев, бурят, узбеков, казахов, так как они все равно не похожи на русских.


В России в центральной политике государства стираются национальные черты, все обязаны считать себя русскими. И тех, кто это не воспринимают, называют руссофобами. Хотя сами русские, жители России, больше ксенофобы, чем кто-либо другой. Я помню фотографию, где Дмитрий Рогозин, еще молодой, еще не вице-премьер, не глава "Роскосмоса", вскидывает руку в нацистском жесте и держит плакат "Россия - для белых!" Я помню документы о смерти узбекских гастарбайтеров, которые фиксировались в посольстве: там были факты насильственных смертей по национальным признакам. В России зверствовали нацистские группировки в лице макашовцев, баркашовцев, "русский марш", скинхеды...


Украинцев презрительно называют "хохлами" или "укрнацистами", узбеков и таджиков - "чурками", дагестанцев - "дагами", армян - "арами", остальных - "черножопыми" или "узкоглазыми" и прочими. Это не стереть в характере русского шовинизма. Оскорбляя других, в свою очередь, своим оппонентам наклеивают ярлыки "руссофобов". Соловьев, Скабеева, Кисилёв и прочие теле-эксперты грозятся миру ядерным ударом, если он не примет условия Москвы. Вот вам пример, когда взбесившаяся нация может подвести черту под существование всего человечества.


Самое интересное, что в Узбекистане много "ваты" - сторонников Путина и войны в Украине. Это видно по отзывам на мои статьи в защиту укранского народа. Это видно по их аккаунтам, заполненных колорадскими ленточками, фотографиями усирающего в чемодан русс-фюрера, возваниями к Кремлю как к единственному источнику справедливости... Проживая в Узбекистане, эти люди продолжают считать себя частью России и хотят возвращения России в Узбекистан как имперской силы. Более того, многие узбеки этого желают. Энергетический кризис января 2023 года, да и предшествующие проблемы до этого, все это вызывало отторжение у большей части людей от действующей власти и мотивировало у них желание аппеллировать к чужому государству, искать там поддержки и защиты. Таким образом, Шавкат Мирзияев и его команда, сами того не желая, создают пространство для коллаборационизма, сотрудничества с потенциальным оккупантом, возбуждают в памяти времена СССР, когда все были "одной семьей".


Одно из причин усиления сотрудничества с Россией - это миграционная политика Москвы. России удается поглотить избыточную часть трудовых ресурсов из Средней Азии, поскольку огромная территория нуждается в рабочей силе. Но при этом идет злоупотребление ситуацией, мол, мы вам даем работу и доходы, а вы нас критикуете, не идете в фарвартере нашей политики, а мы ведь можем депортировать 3,5 млн. узбеков на родину. Конечно, трансферты от гастарбайтеров достигают 15% ВВП - это много. Это поддержка национальной экономики в общем, и семей, в частности. Но строить на этом национальную политику - это неверно. Это желдание подстроить экономические интересы под политические амбиции. Ведь сейчас часть гастарбайтеров вербуют на войну, а один деятель из узбекской диаспоры в Перми создает дивизию имени Амира Темура, объясняя тем, что узбеки обязаны русским и Путину особенно.


Узбекистан медленно трансформируется в "серую зону", место, где функционируют нетраспарентные экономические схемы экспорта в Россию запрещенных товаров, тех, что необходимы Кремлю для продолжения войны в Украине. Таким образом, Узбекистан сам втягивается в эту опасную затею, становится соучастником. И все потому, что узбекский гражданин - "мы - русские!"



Другие статьи в литературном дневнике: