Святые матроны и девицы

Алишер Таксанов: литературный дневник

В Узбекистане, оказывается, функционирует Святая Инквизиция, которая оценивает неуголовные поступки и действия граждан и наказывает, если это противоречит каким-то моральным и нравственным ценностям, созданными неизвестно кем и в неизвестно каком формате. Так, Управление по делам семьи и женщин Навоийской области наложило штраф по ст.41, ч. 1 КоАО РУ на родителей двух девочек, которые, как официально заявлено, "в процессе подготовки к мероприятию в актовом зале... исполнили танец, чуждый узбекской культуре и традициям. Они сняли эти действия на видео и распространили в социальных сетях».


Я просмотрел 32-секундное видео, в котором запечатлены учащиеся профессионально-технического училища Карманинского района. Да, две девушки веселились и станцевали нечто среднее между африканским и латиноамериканским танцем, и ничего постыдного или антиморального я не увидел. Моя младшая дочь девятилетняя Мария Фернанда с подружками из Того, Бразилии, Индонезии танцует нечто подобное дома, включив музыку в ютубе. И ни я, как отец, и никто из родителей детей не протестует, не ругает, к тому же ни учителя, ни какие-то государственные чиновники не вмешиваются и не насаждают кому-либо свою точку зрения или планку культурных ценностей. Подобное бы в Швейцарии расценивалось как нарушение частной жизни и угроза мультикультурного пространства, разрушением национальной идентификации личности и семьи. А это уже преследовалось бы по закону.


Похоже, в Узбекистане иные ориентиры, и все же, хотелось бы получить пояснения:


1. Является ли Управлении по делам семьи и женщин инстанцией, имеющей право накладывать наказание в рамках Кодекса об административной ответственности? В каком законе это установлено? Кто стал бенефициаром штрафа от родителей за танцы их детей?


2. Указаная статья (41 КоОА РУ) формулируется как "Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности" - так кто кого и как оскорбил на видео? Ведь Управление утверждало о чуждости для узбекской ментальности, а не об оскорблении. Оскорбление всегда конкретно к какому-то физическому лицу, а не к аморфным зрителям, которым не понравился ролик в социальной сети...


3. По каким критерием определяется "чуждость" узбекской культуре и традициям? Если нормы, стандарты, таблицы, где можно заявить, что такое телодвижение в танце - оскорбление или чуждость? Какой закон или нормативный акт в Узбекистане определяет чуждость или стандарт национальной культуры и традициям?
В стране проживают свыше 100 национальностей и этнических группи - чьи традиции и культура закреплены в законах?
Если девушки - не узбечки, а славянки или кореянки, то можно ли их наказать за "чуждость" к узбекской культуре и традициям? А если бы танцевали африканки или латиноамериканки в стиле своих культурных пластов в этой школе, то их тоже бы наказали?


4. Не является ли действие данного Управления вмешательством в личное пространство гражданина? Конституция гарантирует в ст.27, что "каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь", или у Управления существуют надконституционные полномочия?


5. Является ли Управление по делам семьи и женщин инстанцией, нормативные акты которого и требования которого граждане обязаны исполнять? Имеет ли данная структура функции кары и преследования, цензуры и насилия, суда и принуждения?


Такое ощущение, что в Управление сидят старые девы и святые матроны...
Да, кстати. В Иране недавно были волнения, когда сотрудники Исламской стражи схватили 22-летнюю девушку и запытали до смерти за неправильное ношение хиджаба, - людей это возмутило и они протестовали против власти клерикалов. Похоже, в Навои взяли курс на иранизацию области, раз начинают следить за тем, как танцуют подростки в своем кругу, и наказывают родителей за нарушение непонятно кем установленных порядков.



Другие статьи в литературном дневнике: