Кто тут прав и не прав?

Алишер Таксанов: литературный дневник

Я просмотрел видео, которое представила пресс-служба МВД Узбекистана, о задержании двух граждан в ночное время. Конечно, это не вся запись, а двухминутная вырезка из большого сюжета. Но из рассказов задержанных, заявления представителя милиции Шохруха Гиясова и самого видео можно сделать следующие выводы:


1. По опыту Европы скажу: ни в каких случаях нельзя оскорблять и унижать, и, тем более, угрожать сотрудникам правоохранительных органов. Они при исполнении своих обязанностей, им поручено осуществлять правопорядок и нашу безопасность. Если они не правы, то есть институт адвокатуры, который защитит, есть прокуратура, которая проведет расследование, и есть суд, где справедливость восторжествует.
За неправомочные действия сотрудники полиции понесут строгое наказание, полиция может быть оштрафована в пользу потерпевших, причем на большую сумму - существуют адвокаты, которые специализируются на этом, и для них такие случаи - просто Колландайк. Но то, что делали двое молодых людей, ругая и угрожая, это минус им, хотя их понять можно и их эмоции тоже вполне обьяснимы. Проблема в том, что людей не учат правилам, как себя вести при встрече с сотрудниками милиции или национальной гвардии, как действовать, чего требовать - об этом должны рассказывать уже в школе! Тогда не будет подобных конфликтов.


2. Полиция не вправе без серьезного основания задерживать и, тем более, обыскивать граждан, применять чрезмерную силу. У всех на памяти истории, когда милиция без причины применяла электрошокеры, словно получала садистское удовлетворение. Ночь - это не причина для задержания, поскольку в городе не действует комендантский час. Привод в отделение полиции должен быть обоснован, но трактовка "проверка на причастность к преступлениям" или "подозрение в закладке наркотиков" - это несерьезно. Личность устанавливают по связи с базой данных. Молодые люди предъявили документы, можно было просто связаться по телефону с дежурным и передать данные, получить ответ. У нас иногда просто по планшету определяют личность. Нужно также обосновать свои "подозрения", а не просто это утверждать.
При задержании людям дают возможность связаться с родными или адвокатом, чтобы все фиксировалось без нарушения процедур и законов. Похоже, сотрудники милиции этого не сделали, что является, по-моему, нарушением прав и свобод граждан, законов. И это уже минус им. И поэтому для них появилась оправдательная трактовка: "они вели себя не адекватно"!


3. Шохрух Гиясов заявил о неком "нарушении профилактического надзора" - это по отношению к кому такой надзор? Молодые люди отбывали наказание и суд определил им такой надзор? Дежурная отмезка со стороны пресс-секретаря.
Далее: "следствию ещё предстоит выяснить, где и при каких обстоятельствах граждане могли получить описываемые телесные повреждения" - какое следствие? Поскольку произошел конфликт интересов - МВД и граждан, то следствие должна проводить прокуратура, а не милиция, как заинтересованная сторона. Это уже прокуратура обязана дать правовую оценку каждой сторон и выяснить, откуда телесные повреждения у граждан. Иначе можно подозревать МВД в сокрытии служебного преступления.
Я по своему опыту знаю, какие мерзавцы и подонки работают в правоохранительных органах Узбекистана. И в противовес им служу в таких же органах Швейцарии, а здесь все в рамках законов, никакого самоуправства!


4. О правоохранительных органах. В Швейцарии полиция (Polizei) и секьюрити (Sicherheitsdienst), таможня (Zoll) и пограничники (Grenzenwachter) - это гражданская служба, а не военная, и это снимает часть проблем. То есть граждане с двух сторон в равных условиях. Полиция делится на полицейских и сотрудников полиции. Первые ведут оперативно-розыскную, агентурную и следственную деятельность, вторые - обслуживающую, например, бухгалтерия, финансы, ремонт, компьютерная сеть, они не носят униформы. Прописка и регистрация - это вообще не полицейская функция, этим занимаются гемайнды (махалкомы в нашем случае), как и выдача паспортов и аусвайсов (выдают в Пассбюро полиции, но не полицейские, а сотрудники полиции; или в миграционном центре - для иностранцев). Есть просто общая база данных (туда сотовые компании скидывают и номера телефонов, и информация о правонарушениях в других странах), к которой имеет доступ полицейский, он же напрямую может проверить личность человека, без привода в полицию.
А в Узбекистане такие менты - в ОВИР - карьеру делают, перекладывая бумажки и отращивая пузо. А, как говорится, в атаку никогда не ходят... зато понтов!..


5. Если совершенно насилие в отношении женщины, и неважно - от обычного гражданина или полицейского, то в самой полиции есть Департамент, где работают - пардон! - настоящие мегеры! Они своего же сотрудника сожрут живьем, если тот нанесет побои женщине. Законы в Швейцарии всегда на стороне слабого пола. Когда я вижу, как уже на узбекской свадьбе жених бьет невесту, то понимаю, что за это он тут же бы в Европе загремел в каталажку.



Другие статьи в литературном дневнике: